Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.10.2018

Статья просмотрена: 2496 раз

Библиографическое описание:

Фомичева, О. А. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53393/ (дата обращения: 23.04.2024).



Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени, как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять деятельность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывания из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складывается более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознания и умения называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Правильно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительность таких мер, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса, час. Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения.

Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. В разных местах земного шара и в разное время года продолжительность дня и ночи различна. Поэтому дня измерения времени понятия «день» и «ночь» как эталоны непригодны. Сутки как мера времени имеют свою определённую количественную характеристику — 24 часа, поэтому время измеряется сутками

Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно.

При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие и наступает новый день).

В процессе эмпирического опыта, самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут — это подтверждается результатами обследования представлений детей разных возрастных групп.

Можно использовать набор из четырех карточек, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки надо предъявлять детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?». По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны были определить и назвать время. Такое обследование проводилось во всех возрастных группах детского сада.

При этом выяснилось, что даже дети первой младшей группы пытаются, и довольно успешно, определить время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Показывая им картинки, доступные и близкие по содержанию, выяснили, что на них нарисовано, а затем задавали вопрос: «Когда это бывает?». Пытаясь определить время действия, малыши называют в основном день и ночь. Если на картинках была изображена любая активная деятельность при дневном освещении, дети говорили, что это день; картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которых имелись кровати, определяли, как ночь. Конкретность мышления детей третьего года жизни выразилась в том, что они соотносили изображенную на картинке деятельность со своим личным опытом, например: «Это бывает, когда мы идем домой из сада. Ночью мы с мамой идем» (т. е. зимним вечером); «Мальчик ест кашу. И я днем ем кашу». Подобное сопоставление содержание картинок собственным опытом у детей других возрастных групп наблюдалось лишь в единичных случаях.

Конкретным определением времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально выявляет в ней эту сторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сод и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени, частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени, или показывая эту деятельность на картинках.

Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.

В работе с младшими дошкольниками надо использовать словесные игры, в которых активируется их словарь, за счет слов — названий частей суток. Например, в игре «Назовите пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …?» Одновременно надо связывать названия частей суток с наиболее заметными объектами и природными показателями (светло, темно, солнце, луна)

В средней группе закрепляется у детей название частей суток, углубляя и расширяя представления об их отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразие явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, опираемся на содержание деятельности, максимально приближенному к опыту самих детей, то в средней группе показываем, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью используются картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др.

Показ разнообразной деятельности характерный для каждой из части суток, осуществляется и посредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры — путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинаются игры такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, помытые улицы. Кто это рано утром убирал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навыки в определении частей суток, свободного включения в речь их названий [1, с. 15].

После того, как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредотачивается на объектах, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.) В эти целях, организовывается наблюдение за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.

На таких картинках утро изображается: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. День изображается: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все картины показываем детям одновременно и спрашиваем, чем они отличаются. Ставим вопрос: «Когда это бывает?». В парах с ними можно показать картинки с изображением характерной деятельности и спросить детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков дети должны сделать заключение об изображенном времени.

Когда дети усвоят представления о всех частях суток, научатся определять их по характерной деятельности и объективным признакам и правильно называть каждой из них, определяющие части суток можно приступать к уточнению знаний о последовательности частей суток. Прежде всего, следуя традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении последовательности частей суток, точкой отсчета дня детей является утро. Поэтому надо учить устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, нужно спросить: «Что наступает после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступает после вечера?»

Когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрывать значении слова «сутки». Необходимо помочь детям осознать, что день вечер, ночь, утро — это части целого-суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводятся беседы по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках? Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают ещё? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня».

Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представления о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести непрерывности времени.

Литература:

  1. Рихтерман Т. Д. Формирование представления о времени детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
  2. Сорокина, А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с.
  3. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): часть суток, ребенок, время, последовательность частей суток, день, вечер, младшая группа, ночь, сутки, утро.


Похожие статьи

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте...

Наряду с часом части суток обозначают лексемы утро, день, ночь. «Турбослим» впервые позволяет худеть не только днем, но и ночью!

Названия частей суток и времен года, обозначая циклы конкретных, чувственно воспринимаемых состояний природы, выражают так...

Похожие статьи

Структура концептосферы «время» в рекламном тексте...

Наряду с часом части суток обозначают лексемы утро, день, ночь. «Турбослим» впервые позволяет худеть не только днем, но и ночью!

Названия частей суток и времен года, обозначая циклы конкретных, чувственно воспринимаемых состояний природы, выражают так...

Задать вопрос