Анализ нормативно-правовой базы антикоррупционного законодательства в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Федорова Е. А. Анализ нормативно-правовой базы антикоррупционного законодательства в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/archive/229/53369/ (дата обращения: 22.03.2019).



Развитие такой области антикоррупционной политики в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений происходило постепенно, и в полной мере было оформлено на законодательном уровне только в 2013 году, однако декларирование доходов государственных служащих законодательно было закреплено в 1992 году. Для анализа данного вопроса необходимо изучить развитие нормативно-правовой базы по данному вопросу начиная с самого ее появления.

В 1992 году Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Данный Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами» [1].

Нарушение указанных требований влекло за собой освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

В 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан президентом.

В 1995 г. и 1997 г. Государственной Думой была принята попытка подписания второго и третьего проекта закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией». Данные проекты были приняты и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ, но как и в 1993 году были отклонены Президентом РФ.

В 2001 году на парламентских слушаниях «Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией» велось активное обсуждение следующих законопроектов: «Основы антикоррупционной политики», «О парламентском расследовании», «О противодействии коррупции» и «О кодексе поведения государственных служащих». Но, как и в предыдущие разы в Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект «О противодействии коррупции» дошел лишь до первого чтения.

В 2003 году в целях регулирования антикоррупционной политики Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. В рамках созданного Совета работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует единый Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.

Национальный план был утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г. и содержал 4 раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.

Данный план является системным документом программного характера, направленным на борьбу с коррупцией и её предупреждения. План выпускался 6 раз — в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, и 2018 гг. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденный Президентом РФ В. В. Путиным 29 июня 2018 года.

Значительная часть текущего документа является продолжением предыдущих Национальных планов. Ряд мер предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции.

Еще один раздел национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем говорится о возможности грантовой поддержке организаций, которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции.

Значительные изменения ситуации в области противодействия коррупции были связаны с подписанием Россией международных документов. Так, в 2006 году в России была ратифицирована Конвенции ООН против коррупции и подписан Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции».

Следующим документом стала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, которая была заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г., при этом, для Российской Федерации данный документ был ратифицирован с 1 февраля 2007 года.

Одним из основополагающих аспектов регулирования антикоррупционной политики является декларирование доходов.

В Российской Федерации, обязанность декларирования сведений о доходах имуществе и обязательствах имущественного характера российских должностных лиц последовательно закреплялась в ряде нормативных правовых актов. На момент принятия федерального закона № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность декларировать доходы и имущество была прописана в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральном законе от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Следующим шагом по разработке нормативно-правовой базы по противодействию коррупции стало принятие Федерального закона № 273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», который установил правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, основные принципы противодействия коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В статье 8 данного закона на государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных (муниципальных) учреждений, служащих, должности которых включены в соответствующий перечень, а также на ряд иных должностных лиц была возложена обязанность представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера. Аналогичные сведения должностные лица должны представлять о своей (своем) супруге и несовершеннолетних детях [3].

В 2009 году Президент Российской Федерации подписал два указа в отношении противодействия коррупции. Данные указы утвердили: перечень должностей государственной службы, при поступлении на которые и при замещении которых необходимо представлять сведения о доходах; порядок представления сведений отдельно для лиц, замещающих государственные должности, для федеральных государственных служащих и лиц, замещающих руководящие должности в государственных учреждениях, фондах и иных организациях; порядок публикации представленных сведений на официальных ресурсах в телекоммуникационной сети «Интернет» и в СМИ.

В 2012 году в статью 275 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым, руководители государственных (муниципальных) учреждений (ежегодно) и лица, поступающие на должности руководителей государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В 2013 году указом президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» на официальных сайтах органов исполнительной власти, государственных учреждений в обязательном порядке должны быть опубликованы краткие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, предоставляющих данные сведения [2].

Подводя итог анализу нормативно — правовой базы антикоррупционного законодательства в области декларирования доходов руководителей государственных учреждений нужно отметить, что необходимое нормативное регулирование, в настоящее время для работы в этом направлении создано на всех уровнях государственного управления. Но по-прежнему государственные органы испытывают определенные сложности при реализации данного направления деятельности, связанного со сложностями в трактовании данных документов, относительно руководителей учреждений.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 04.04.1992 N 361 (с изм. от 16.11.1992) «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»

2. Указ Президента «Вопросы противодействия коррупции» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 8 июля 2013 г., № 613: (ред. от 3 дек. 2013 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.

3. Федеральный закон от 23 декабря 2008г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. -№ 4823.

4. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, антикоррупционная политика, коррупция, Президент РФ, противодействие коррупции, нормативно-правовая база, национальный план, имущественный характер, государственная служба, декларирование доходов.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос