Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Шумилова, О. П. Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования / О. П. Шумилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53275/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье автор приводит характеристику законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере.

В XXI веке человечество столкнулось с серьезными проблемами глобального характера — исчерпаемость природных ресурсов, энергетический кризис, проблемы экологического плана, обеспечения необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здравоохранения, бедности людей, необходимость переоценки направлений развития промышленности, коренного улучшения социальных условий жизни, расширения физических границ среды обитания человека, обеспечения мира для всех народов, регулирования стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д.

Вместе с тем, одним из основных вариантов решения вышеперечисленных глобальных проблем современности может стать, в том числе, именно качественное образование, поскольку на сегодняшний день ведущим фактором развития становится уже не накопление материальных благ, а накопление знаний и умений, опыта, уровня физического развития, здоровья. На данные цели в мире ежегодно расходуется значительная часть бюджетных средств. Следствием сказанного также является активная разработка концепций и доктрин, программ устойчивого развития, в которых обязательно одним из пунктов является развитие системы образования.

Активными субъектами образовательной политики должны выступать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, а также органы местного самоуправления.

Реализация полномочий в сфере образования органами местного самоуправления, муниципальными образовательными организациями является приоритетным направлением в деятельности муниципальных органов и организаций в России.

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется сразу несколькими законодательными актами федерального уровня, а также нормативными правовыми актами уровня субъекта Российской Федерации и местными правовыми актами.

При осуществлении полномочий в сфере образования органы местного самоуправления руководствуются базовыми федеральными нормативными правовыми актами, такими как ст. 43 Конституции Российской Федерации [1], Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» [5] и другие. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, а также в региональном законодательстве. Например, в Тюменской области, компетенция органов местного самоуправления в области образования регулируется Законом Тюменской области от 5 июля 2013 года № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» [6].

Ст. 43 Конституции РФ закрепляет право на образование в качестве одного из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Право граждан на образование реализуется посредством создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В ст. 9 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены полномочия исключительно органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод об их организационном содержании. В общих чертах они сведены к созданию условий для содержания и присмотра за несовершеннолетними, проходящими обучение в муниципальных образовательных организациях, созданию, реорганизации и ликвидации подобных организаций, обеспечению их надлежащего состояния и благоустройства прилегающей к ним территории. Указанным органам также вменена обязанность организации дополнительного образования и учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (п.п. 2–6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ).

На наш взгляд, эти положения являются дальнейшей конкретизацией общей нормы, обозначенной в п. 1 ч. 1 этой статьи, в соответствие с которой на указанные органы возложена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Следует отметить, что аналогичный подход к определению полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования содержался и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (ст. 31).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в свою очередь, также наделяет полномочиями по организации образовательного процесса только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Соответствующие формулировки закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16, которые, будучи идентичными между собой, по своему содержанию в целом схожи с нормами ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования названы кратко: 6 пунктов полномочий охватывают исключительно всю деятельность по организации обеспечения реализации конституционного права на образование: это, прежде всего, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Сюда же отнесены полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и вопросы опеки и попечительства. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования законодатель отнес создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, и обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий.

При этом в указанных пунктах статьей 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления вменена в обязанность организация отдыха детей в каникулярное время, о которой Закон об образовании не упоминает.

Данные полномочия реализуются посредством издания муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в сфере образования, в частности:

‒ положений (например, Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях в соответствии с ч. 4,5 ст.5, п. 1 ч. 1 ст. 9, ч. 1, 4, 5, 6 ст. 67, ч. 10 ст.43, ч. 2 ст. 44, ч. 1, 4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п.10 часть 1 ст.15, п.11 ч. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»),

‒ порядков (например, Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения общего образования на основании п.6 ч. 1 ст. 9, часть 5 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

‒ распоряжений (например, Распоряжение о закреплении муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа на основании п.6 ч. 1 ст. 9, п.3 ч. 1 ст. 10, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В заключение следует отметить, что органы местного самоуправления выполняют основной объем работы по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также по организации отдыха детей в каникулярное время, создавая тем самым условия для реализации гражданами такого фундаментального социального права, как право на образование. Такая деятельность органов местного самоуправления регулируется на всех трех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. При этом, однако, нормативное регулирование осуществляется преимущественно на федеральном уровне, что представляется неправильным. Нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования большей частью лишь дублируют нормы ведущих законов в данной сфере. Во многом повторяются и формы регулирования в виде целевых программ. При этом ряд соответствующих норм нуждается в совершенствовании, равно как и подходы в целом к законодательному регулированию полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  4. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
  6. Закон Тюменской области от 05.07.2013 № 63 (в ред. от 08.12.2015) «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. № 5. 2013.
  7. Братановская М. С. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области образования // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2015. № 2. С. 70–73.
  8. Геворкова С. М. Понятие и сущность полномочий органов местного самоуправления в области образования в Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 861–864.
  9. Медведева Н. В., Порошкина М. В. Исследование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2–1 (12). С. 196–201.
  10. Ракутин Р. А. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Международный академический вестник. 2017. № 2 (20). С. 122–129.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, сфера образования, общее образование, организация предоставления, образование, орган, городской округ, муниципальный район, Тюменская область.


Похожие статьи

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется сразу несколькими законодательными актами федерального...

Похожие статьи

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование, муниципальный уровень

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется сразу несколькими законодательными актами федерального...

Задать вопрос