Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Саргсян С. Н. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 155-158. — URL https://moluch.ru/archive/229/53255/ (дата обращения: 24.03.2019).



Как мы знаем, уголовная ответственность, закрепленная законом, проявляется в применении принудительных мер к лицу, осуществившему преступное деяние. В уголовном законодательстве понятие ответственности раскрывается следующим образом: «Лицо подлежит вышеуказанной ответственности лишь за те общественно опасные действия (бездействия) и возникшие общественно опасные последствия, в отношении которых его вина установлена» (ст. 5 УК РФ) [1].

Несовершеннолетние в РФ привлекаются к уголовной ответственности с учетом определенных особенностей, установленных главой 14 УК РФ. По результатам анализа данной главы, можно прийти к заключению о том, что понятие и цели уголовной ответственности несовершеннолетних в нормах действующего уголовного законодательства не раскрываются. Однако, данные понятия в законодательстве, науке и практике активно применяются. По нашему мнению, глава 14 УК РФ нуждается в доработке. В ней необходимо: сформулировать определение уголовной ответственности несовершеннолетних, закрепить цели уголовной ответственности подростков. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным внесение дополнений в ст. 87 УК РФ в следующей редакции «3. Под уголовной ответственностью несовершеннолетних необходимо подразумевать основанное на нормах уголовного права осуждение лица, не достигшего возраста 18 лет, осуществившего преступное деяние, содержащееся в судебном приговоре и проявляющееся в ограничениях и лишениях правового статуса личности, связанных с применением одной из форм реализации: наказание, условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия. Целями реализации вышеуказанной ответственности выступают их воспитание и исправление, защита от отрицательного воздействия со стороны других лиц».

Н. В. Головко обращает внимание на то, что выделение в УК РФ самостоятельной главы, раскрывающей особенности уголовной ответственности и наказания подростков, определено, большей частью, следующими обстоятельствами: спецификой подростковой преступности; значением, которое общество придает данной проблеме, признанием особенной ценности подрастающего поколения; особенностью уголовно-правовых мер, применяемых в отношении подростков; социально-психологическими спецификами несовершеннолетних; потребностью строгого определения законодательной регламентации отступлений от общеустановленных правил. При этом, ключевым среди всех вышеуказанных обстоятельств, по нашему мнению, выступает возраст лица, совершившего преступное деяние, с которым связаны особенности личности данной категории субъектов. Именно возраст выступает тем признаком, который ставит подростков в положение не только особенной социальной группы среди других лиц и общества, но и особенной группы с пониженной деликтоспособностью среди других субъектов юридической ответственности [4, с. 15].

В ч. 1 ст. 87 УК РФ указано, что несовершеннолетними считаются лица, которым ко времени осуществления преступного деяния исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Таким образом, в уголовном праве возраст играет важную роль, так как субъектом преступного деяния может быть признано не любое физическое и вменяемое лицо, а только достигшее установленного законом возраста. Малолетние лица, которые по причине своего возраста не способны в полной мере осознавать опасность осуществляемых ими действий (бездействия) либо руководить ими, не могут быть признаны субъектами преступного деяния и не несут уголовной ответственности за осуществляемые ими противоправные деяния.

Можно выделить два способа установления возраста, с которого возникает уголовная ответственность: календарный и биологический (фактический). Реализация первого способа базируется на фиксации количества лет от момента рождения человека. В УК РФ это 16 лет, а по некоторым преступным деяниям — 14. Вместе с тем, необходимо указать, что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 предусмотрен порядок определения возраста лица, осуществившего преступное деяние. В частности, лицо признается достигшим возраста, с которого возникает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, а именно 00 часов последующих суток. Если документов, содержащих сведения относительно возраста подростка нет, то возраст определяется в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы. В данном случае днем рождения лица необходимо признавать последний день того года, который обозначен экспертами, а при установлении возраста максимальным и минимальным количеством лет суду необходимо исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста данного подростка [2].

Ч. 2 ст. 87 УК РФ указывает на то, что к несовершеннолетним, осуществившим преступные деяния, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (далее ‒ ПМВВ) или им может быть назначено наказание, а при освобождении от последнего судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Содержанием указанных мер выступает их воспитательная направленность. ПМВВ носят строго индивидуальный характер и назначаются исключительно в судебном порядке [5]. Так, к примеру, Постановлением Карталинского городского суда Челябинской области от 28 декабря 2016 г. по делу № 1–269/2016 уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подсудимого прекращено и к нему применены принудительные меры воспитательного воздействия. Как следует из материалов уголовного дела несовершеннолетний Шаболдин В. Ю. совершил покушение на кражу группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение. Суд применил к Шаболдину В. Ю. ПМВВ в виде предупреждения, разъяснив ему вред, причиненный его деянием и последствия повторного совершения преступления ‒ может быть привлечен к уголовной ответственности; ограничения досуга, а именно ограничения пребывания его вне дома в ночное время, то есть с 22 часов до 6 часов следующего дня на срок 6 месяцев [3].

О. М. Осадчая отмечает, что ПМВВ занимают особенное место среди мер уголовно-правового воздействия на подростков, совершивших преступное деяние. Следует отметить большое число функций указанных мер (альтернатива уголовной ответственности либо наказанию), по причине которых данные меры не всегда в уголовное законодательство строго «вписываются». Такие преимущества обозначенных мер, как их предупредительный и воспитательный характер, низкий уровень карательного элемента, указывают на то, что ПМВВ как средство уголовно-правового воздействия на правонарушителей-подростков играют значимую роль. [7, с. 39].

Правовая природа ПМВВ в научной среде вызывает многочисленные споры. По мнению одних ученых, данные меры являются одной из форм реализации уголовной ответственности, другие ученые полагают, что ПМВВ не входят в содержание указанной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят, когда применяются в связи с освобождением от наказания, третьи ученые полагают, что указанные меры не выступают формой реализации обозначенной ответственности.

Решению проблемы неопределенности правовой природы ПМВВ способствовало бы внесение изменений в ст. 90 УК РФ. На наш взгляд, необходимо закрепить ч. 1 представленной статьи в следующей редакции: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступное деяние небольшой либо средней тяжести, может быть привлечен к уголовной ответственности посредством применения ПМВВ». Вместе с тем, следует изменить содержание ч. 4 ст. 90 УК РФ и представить данную норму в следующей редакции: «В случае систематического неисполнения несовершеннолетним ПМВВ данная мера по представлению уполномоченного государственного органа отменяется и материалы передаются в суд для применения других мер уголовной ответственности».

Как нами ранее было указано, на законодательном уровне предусмотрено, что при освобождении от наказания судом несовершеннолетние могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Основание помещения подростка в вышеуказанное учреждение раскрывается комплексом следующих обстоятельств: несовершеннолетний осужден за преступные деяния средней тяжести либо тяжкое преступление; последнему назначили наказание в виде лишения свободы; и лицо, не достигшее 18 лет, нуждается в особенных условиях воспитания. Считается, что указанная мера значительно отличается от иных мер воспитательного воздействия, так как в себе сочетает методы воспитательного воздействия и государственное принуждение. Также принудительная мера отличается, своей систематичностью, комплексностью, индивидуально-личностным подходом со стороны психологов и педагогов, а также особенными условиями пребывания.

Следует обозначить положительные стороны функционирования указанных учреждений. Одним из ключевых благоприятных моментов, по нашему мнению, выступает то, что подросток при помещении в отмеченный вид учреждения «не получает» судимости, а также освобождается от наказания. Кроме того, подросток, находясь в представленном учреждении, получает образование и профессию, что также можно признать благоприятным моментом, принимая во внимание то, что некоторые несовершеннолетние с отклоняющимся поведением, в ряде случаев, пропускают учебу, или образовательные организации не посещают совсем. Также уменьшается вероятность осуществления несовершеннолетним повторных преступлений. Более того, помещение подростков в подобное учреждение — это возможность оторвать их от отрицательной среды обитания, а также возможность их исправления. Следует принимать во внимание и встречающееся мнение о том, что подросток, совершивший преступное деяние, попадая в воспитательную колонию усиливает и укрепляет отрицательные навыки и приобретает новые криминальные связи и не встает на путь исправления [6, с. 12].

В связи с этим, институт помещения в вышеуказанные учреждения следует развивать и поддерживать. Потребность формирования указанных учреждений в каждом субъекте РФ позволит чаще встречаться подросткам с близкими и родственниками, что обеспечит, соответственно, возможность наладить более эффективную деятельность с неблагополучными семьями и сформировать в семье наиболее благоприятные условия еще до выхода подростка из указанного вида учреждения.

Подводя итог, отметим, что особенности уголовной ответственности подростков закреплены в специальном разд. V и гл. 14 УК РФ. Их содержание изложено в 10 статьях (ст. 87–96 УК РФ). Данные нормы не исключают применение общих положений уголовного законодательства. На подростков распространяются все институты уголовного права. Функциональное значение разд. V и гл. 14 УК РФ заключается в том, чтобы скорректировать общие законодательные положения и дополнить их применительно к лицам до 18 лет. Особенности уголовной ответственности подростков характеризуются существованием специальных мер уголовно-правового характера — ПМВВ, помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 90, 92 УК РФ) и создания воспитательных колоний для подростков, осужденных к лишению свободы.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета. ‒ 1996. ‒ 26 июня.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. ‒ 2011. ‒ № 3.
  3. Постановление Карталинского городского суда Челябинской области от 28 декабря 2016 г. по делу № 1–269/2016. ‒ Режим доступа: http://sudact.ru/
  4. Головко, Н. В. Анализ развития отечественного правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних / Н. В. Головко // Наука и школа. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 15 ‒ 21.
  5. Макарова, С. А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. ‒ Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/1174
  6. Никонорова, Ю. В. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия / Ю. В. Никонорова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 12 ‒ 16.
  7. Осадчая, О. М. Принудительные меры воспитательного воздействия в Уголовном кодексе Российской Федерации среди способов государственного реагирования на преступления несовершеннолетних / О. М. Осадчая // Концепт. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С. 39 ‒ 44.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовная ответственность, УК РФ, преступное деяние, воспитательное воздействие, мера, специальное учебно-воспитательное учреждение, уголовная ответственность подростков, форма реализации, лицо, подросток.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос