Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.10.2018

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Руднева, Е. Л. Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога / Е. Л. Руднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53213/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освоения. Проведен анализ научной литературы по теме исследования. Сделан вывод о том, что результатом процесса формирования нравственно-патриотической направленности личности обучающихся в начальной школе является формирование духовной, психологически мотивированной, цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести и воли.

Ключевые слова: нравственно-патриотическая направленность, педагог, воспитательная деятельность, личность, обучающиеся начальной школы.

Введение. В настоящее время активно обсуждается вопрос об общероссийском нравственном и патриотическом идеале, способном «…вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины» [3 с. 316]. В связи с этим актуальное значение приобретает воспитание патриотизма и нравственных качеств у обучающихся начальной школы как одних из важнейших духовно-нравственных ценностей.

Патриотизм — это сложное явление общественного сознания, репродуцируемое на бессознательном уровне, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.

Содержанием нравственно-патриотического сознания являются любовь к Отечеству, к Родине, гордость за страну, ее прошлое и настоящее, готовность служить Родине, ее интересам и защищать от врагов.

Историко-социологический анализ патриотизма свидетельствует о том, что это понятие включает в себя совокупность идей, убеждений и чувств, направленных на постоянное развитие, процветание своей Родины [2 с. 89]. Обеспечение нравственной, экономической, военной, экологической безопасности личности, общества, государства, удовлетворение духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего и действующего в своем Отечестве — важный аспект патриотического воспитания [2, с. 89].

Анализируя образовательную деятельность МБОУ СОШ № 87 г. Воронежа отмечено, что вопросу патриотического воспитания уделяется большое внимание. Однако, недостаточно уделялось внимания формированию нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога, который является классным руководителем. Если рассматривать патриотическое воспитание отдельно от нравственного воспитания, то в этом направлении, ведется большая работа.

Во внеурочное время проводятся классные часы с использованием электронных образовательных ресурсов, например «Рисунок песком «Великая Отечественная война», «Подвиг, вошедший в историю», «Письмо солдата», «Моя малая Родина», «Семейные традиции и история России», «Славянские праздники», «Подари свою улыбку», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.

В рамках родительского всеобуча проводятся тематические родительские собрания и беседы с родителями: «Причины психологического неблагополучия в детстве», «Семья — важнейший институт социализации личности ребенка», «Эмоциональная зрелость личности», «Правовая компетентность родителей», «Нравственные принципы и нравственные ценности личности».

Совместное с родителями обучающихся проведение праздничных мероприятий: «Пусть всегда будем мы», «Осенний балл», «Наши успехи и достижения», «Я люблю свой город». И, конечно, обязательное участие в Общероссийском общественном гражданско-патриотическом движении «Бессмертный полк России». И дети, и их родители с большим энтузиазмом ежегодно готовятся к шествию «Бессмертного полка» 9 мая.

Учитывая потребность в развитии нравственно-патриотической направленности личности обучающихся в начальной школе, целью исследования было создание специальных условий, способствующих формированию нравственно -патриотической направленности личности.

Для достижения цели решалась задача разработки программы, в которой реализуется Модель формирования нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы.

Модель представляет собой сложившийся внешний образ формирования нравственно-патриотической направленности личности обучающихся в учебном процессе и во внеурочное время.

Содержательная структура Модели объединяет факторы влияния развития цивилизации, диагностические методы по выявлению нравственно-патриотической направленности, учебный процесс, внеурочная деятельность как фактор формирования нравственно-патриотической направленности.

Главной целью Модели является развитие и обучение школьников на основе нравственно-патриотического воспитания, с помощью которой проектируется формирование их личности с нравственно-патриотической направленностью.

Методы реализации программы и Модели. Участники эксперимента.

В эксперименте приняли участие обучающиеся третьего класса МБОУ СОШ № 87 города Воронежа. Всего участвовал один класс — 27 обучающихся.

Теоретическую основу исследования составили труды историков, философов, социологов, психологов, по проблемам патриотического воспитания подрастающего поколения (И. А. Агапова, M.JI. Афанасьева, Г. И. Веденеева, В. А. Датский, В. В. Дьяченко, С. В. Кривых, С. Е. Матушкин, Н. С. Махина, В. Ф. Фролов и др.);

Краткая характеристика реализации Модели в процессе формирования нравственно-патриотической направленности личности

Диагностические мероприятия были направлены на изучение нравственно-патриотической направленности личности младшего школьника с целью планирования деятельности классного руководителя по формированию нравственно-патриотической направленности.

Внеурочная деятельность как фактор формирования нравственно-патриотической направленности реализуется в рамках плана воспитательной деятельности школы.

При проведении мероприятий по формированию нравственно-патриотической направленности обучающихся в начальной школе, очень важно учитывать такой психологический механизм, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов». Не все мотивы приобретают первоначальный смысл и не рефлексируется в сознании детей, т. к. на это влияют возрастные особенности. Нравственно- патриотическая функция воспринимается как второстепенная, не главная и очень далекая. Чтобы придать высокое значение успешному результату деятельности, чтобы обеспечить переход к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности обучающихся, возможно лишь при включении их в различные виды деятельности. Например, изготовление открыток для ветеранов и участников Великой Отечественной войны, участие в шествии «Бессмертный полк», сбор информации и создание вместе с родителями генеалогического древа; изготовление костюмов к празднованию дня Ивана Купалы, участие в театрализованных конкурсах «Теневой театр» на тему защиты Родины и др.

Через патриотическую деятельность, приобретая опыт и убеждения, младшие школьники более полно и реалистичнее воспринимает смысл собственного существования, меняется их восприятие таких понятий, как «семья», «Родина», «уважение», «духовность», «нравственность».

Побуждение к деятельности образует адекватная ей мотивация. Формированию мотивов деятельности способствует нужда в этом, т. е. потребность. Потребность в такой деятельности имеет духовную и нравственную основу, так как не предполагает получение духовного результата, а именно: ощущение собственной значимости, чувство собственного достоинства, удовлетворенность результатом деятельности или удовлетворенность от совершенного позитивного поступка, чувство принадлежности к обществу и ощущение себя полноценным членом огромной и прекрасной страны — России.

Социальная и психологическая сущность процесса формирования нравственно-патриотической направленности в образовательных организациях -это целенаправленный и организованный процесс по овладению обучающимися начальной школы знаниями и качествами, необходимыми для успешного решения образовательных задач.

Качество обучения, воспитание и развитие, непосредственно влияют на будущее качество жизни человека. Поэтому центральное место в Модели занимает нравственно-патриотическое воспитание в школе, которое может сопровождаться следующими мероприятиями:

‒ повышение социального статуса нравственно-патриотического воспитания младших школьников;

‒ проведение образовательных мероприятий по проблеме формирования нравственно-патриотической направленности младших школьников;

‒ повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в деятельности классного руководителя;

‒ развитие высокой гражданственности личности, уважения к законам Российской Федерации и гражданско-правовой культуры младших школьников;

‒ формирование активной гражданской позиции личности, мотивированной ответственности за собственный моральный выбор;

‒ формирование российского национального самосознания;

‒ развитие патриотических чувств.

Выводы: таким образом, цель и смысл жизни, ощущение собственной значимости молодому поколению может придать только ощущение неразрывной связи со своей страной и своим народом. Формирование нравственно-патриотических принципов необходимо с раннего детства, в семье.

Заключение. Результатом целостного процесса формирования нравственно-патриотической направленности личности младших школьников является формирование духовной, психологически мотивированной, цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, общественно ценного поведения.

Разработанная программа и реализованная в ней Модель формирования нравственно-патриотической направленности личности младших школьников в процессе образовательной деятельности педагога реализована и позволила решить современные задачи нравственно-патриотического воспитания.

Теоретическая значимость экспериментального исследования в том, что его результаты вносят вклад в теорию воспитания младших школьников. Показана возможность решения проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников через реализацию программы и Модели по формированию нравственно-патриотической направленности обучающихся в начальной школе.

Практическая значимость экспериментального исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке методики оценки эффективности формирования нравственно-патриотической направленности личности младших школьников. Разработанная и апробированная Модель позволит обеспечить и повысить эффективность формирования нравственно-патриотической направленности личности младших школьников в деятельности педагога.

Литература:

  1. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Дисс. к.п.н., Москва, 2009–160 с.
  2. Липатников А. Г. Педагогическая система профессионального образования: монография / А. Г. Липатников. — М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009, 302 с.
  3. Тюгашев Е. А. У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела / Е. А. Тюгашев, Г. А. Выдрина // Тезисы докладов и выступлений на III региональной научно-практической конференции. — Новосибирск: Государственный таможенный комитет России, Сибирское таможенное управление, 2002. — с. 316–320.
  4. Этнопсихологический словарь. -М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999., 343 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, нравственно-патриотическая направленность, нравственно-патриотическая направленность личности, нравственно-патриотическая направленность личности обучающихся, нравственно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, классный руководитель, образовательная деятельность педагога, школьник.


Ключевые слова

личность, педагог, воспитательная деятельность, обучающиеся начальной школы, нравственно-патриотическая направленность

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как фактор снижения количества...

Патриотическое воспитание — это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как фактор снижения количества...

Патриотическое воспитание — это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики...

Задать вопрос