О понятии «коррупционное преступление» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаврилов, В. Н. О понятии «коррупционное преступление» / В. Н. Гаврилов, А. А. Овчаренко, А. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53150/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается актуальный вопрос о понятии «коррупционное преступление», а также о результатах борьбы с этим весьма распространенным преступлением. Анализируется как действующее законодательство, так и разрабатываемые законодателем проекты.

Ключевые слова: коррупция, уголовно-правовое воздействие, антикоррупционное законодательство, борьба против коррупционеров.

Понятия «коррупционное преступление» и «коррупция» взаимосвязаны, но они не являются тождественными. Понятие «коррупция» определяется Федеральным законом от 22 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. При этом понятие «коррупционное преступление» находится в непосредственной связи с понятием «коррупция». Между тем «коррупционное преступление» является наиболее опасным проявлением коррупции, превосходящим по своим последствиям любое иное коррупционное правонарушение. Одним из первых ученых, сформулировавших понятие коррупционного преступления (в его современном понимании), стал профессор Л. Д. Гаухман, определивший, что в уголовно-правовом значении коррупционное преступление представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния как наиболее опасные проявления коррупции, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения [2].

В проекте Федерального закона № 292869–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» содержится определение коррупционного преступления. Так, в статье 14–1 «Понятие коррупционного преступления» указывается, что коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой — четвертой примечания к статье 285 УК РФ [3], запрещенное под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей указанной статьи [4].

Отметим то обстоятельство, что действующее российское уголовное законодательство не содержит специального раздела или главы об ответственности за коррупционные преступления. Поэтому правильная систематизация этих преступлений — непростая задача для правоприменителей, поскольку решение этого важного вопроса напрямую связано с правильной квалификацией (оценкой) соответствующих деяний.

Анализ этих нормативных актов позволяет систематизировать различные по уголовно-правовой природе коррупционные деяния в зависимости от родового и видового объектов преступного посягательства, а также особенностей субъекта преступления и его субъективной стороны.

В 2005 г. губернатор Ивановской области Владимир Тихонов стал первым из губернаторов, против которого было возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взятки, а позже и по статье «О незаконном хранении боеприпасов». Однако в сентябре 2006 г. дело в отношении Тихонова было полностью прекращено из-за отсутствия состава преступления.

В мае 2006 г. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против действовавшего в то время губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова, обвиняемого в превышении должностных полномочий, а также в нецелевом расходовании бюджетных средств в особо крупном размере. Суд над бывшим губернатором (21 июля 2006 г. президент Владимир Путин своим указом освободил Алексея Баринова от должности «в связи с утратой доверия») и его сообщниками начался 2 апреля 2007 г., а 6 сентября 2007 г. Алексей Баринов был оправдан по всем пунктам обвинения.

В апреле 2007 г. возбужден ряд уголовных дел в отношении действовавшего губернатора Амурской области Леонида Короткова по таким статьям как Халатность, Превышение должностных полномочий, Нецелевое расходование средств, Злоупотребление должностными полномочиями. После следственных действий в суд было передано только одно дело: по факту превышения должностных полномочий. 27 декабря 2010 г. городской суд Благовещенска вынес Короткову оправдательный приговор, не найдя в его действиях состава преступления [5].

В мае 2014 г. было возбуждено уголовное дело против губернатора Новосибирской области Василия Юрченко по статье «Халатность», а позже и по статье «Превышение должностных полномочий». Тогда речь шла о 18 млн руб., которые региональный бюджет недополучил по вине Юрченко в 2010 г. Второе уголовное дело о превышении должностных полномочий Следственный комитет возбудил в начале сентября. По версии следствия, в мае 2012 г. Юрченко подписал незаконное распоряжение о переводе земельного участка, находившегося в собственности Российской Федерации, на котором располагался военный полигон в категорию земель сельскохозяйственного назначения. В итоге бывший губернатор получил три года лишения свободы условно по части 2 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») [6].

Если человек совершил преступление, он должен понести наказание. Но что происходит, если люди видят, как судебные решения выносятся в пользу коррупционеров?

Каждый раз подобные случаи вызывают волнения в обществе. Люди перестают верить в правосудие, возникает мнение, что борьба с коррупцией — это игра напоказ, мнимый образ окружающей действительности. Неверие и недоверие порождают правовой нигилизм, т. е. отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Более того, люди перестают надеяться на то, что вновь избранная власть будет иной, что новый руководитель не будет замешан в коррупции, и в конце концов отстраняются себя от политического участия: «Мой голос ничего не решит», «Какая разница, кто будет на этот раз злоупотреблять своим положением», «Все проплачено, в этом нет смысла»...

Люди должны видеть эффективность и действенность применяемых методов борьбы. Преступники такого уровня не должны получать условные сроки и освобождаться от ответственности.

Не стоит также забывать о важности внешней политики Российской Федерации, на которую явление коррупции в нашей стране имеет широкое влияние. Крупнейшая в мире страна теряет своих союзников и партнеров во многом из-за коррупции. Влиятельные страны, которые на 2017 г. имеют наименьший уровень коррупции: Дания и Новая Зеландия (лидеры рейтинга с самым низким уровнем коррупции), Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Нидерланды, Канада и Великобритания. Не желают строить экономические отношения с коррумпированными странами, не признавая их полноправными политическими и экономическими партнерами [7].

Таким образом, существующая проблема освобождения от ответственности элитарных представителей регионов порождает недоверие силе власти и закона, что приводит к распространению правового нигилизма, заставляет людей думать, что коррупция — это норма, поскольку видимая для всех борьба происходит только на начальных этапах. Более того, безнаказанность порождает новые преступления, которые усугубляют и углубляют проблему коррупции в нашей стране. Как следствие подобная «мнимая борьба» делает Россию слабее в глазах мирового сообщества и понижает ее авторитет.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О противодействии коррупции»(с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // СЗ РФ — 2008. — № 52 (ч.1). Ст. 6228.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс. Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http //www/consultant.ru/.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http//www/consultant.ru/.
  4. Проект федерального закона № 292869–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» //КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http//www/consultant.ru/.
  5. Дело Юрченко: бывшему губернатору зачитали приговор // https:// news.ngs.ru/more/51384341.
  6. Уголовные дела против российских губернаторов // http://rn.amic.rn/ news/375462.
  7. Страны с самым низким и самым высоким уровнем коррупции // http://stattur.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционное преступление, полномочие, Российская Федерация, бывший губернатор, дело, коррупция, опасное проявление коррупции, правовой нигилизм, Превышение, УК РФ.


Ключевые слова

коррупция, антикоррупционное законодательство, уголовно-правовое воздействие, борьба против коррупционеров

Похожие статьи

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации: организационно-правовой аспект.

Усилия, предпринимаемые государством в деле противодействия коррупции в системе государственной службы, вполне оправданны.

Похожие статьи

К вопросу о противодействии коррупции в системе...

К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации: организационно-правовой аспект.

Усилия, предпринимаемые государством в деле противодействия коррупции в системе государственной службы, вполне оправданны.

Задать вопрос