Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки и буквы А, Я» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.10.2018

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Бакатова, Н. П. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки и буквы А, Я» / Н. П. Бакатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53144/ (дата обращения: 19.04.2024).



Программное содержание:

Познакомить с правилами звучания «А — Я» в разных позициях.

Учить обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков перед гласными «А — Я».

Закрепить навыки фонематического анализа слогов и слов.

Тренировать навыки латеральных движений (слева направо и наоборот)

Оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, зеркало, тетради в линию, ручки, цветные карандаши, стаканы с водой, красочные конверты с заданиями и сюжетными картинками на каждого ребёнка, игрушки — ёжик, медвежонок, книжка по русской народной сказке «Курочка ряба»

Ход занятия:

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли ёжик и медвежонок, которые учатся в лесной школе. (Показ игрушек) Они принесли нам задания, которые нужно выполнить, чтобы потом научится правильно читать и писать. (Показывает красочные конверт с картинками)

1 Brain cym — гимнастика для мозга

— Мы сегодня начнём занятия с гимнастики для мозга, а зверята на нас посмотрят. Всего несколько минут упражнений– и вы получите заряд умственной энергии на весь день. А также вам будет в дальнейшем легче научиться правильно читать и писать.

а) Выпейте несколько глотков воды из стакана т. к. жидкость придаёт заряд энергии.

б) Помассируйте точки мозга, которые находятся под ключицами в ямочках, чтобы кровь по артериям быстрее попадала в мозг.

в) Маршируйте на месте, энергично размахивая руками, а затем касаясь рукой противоположного колена.

г) Выполняйте поскоки с касанием локтем противоположного колена.

д) Движения средней линии можно выполнять с закрытыми глазами, а также сидя и лёжа.

Теперь, когда дружно начинают работать левое и правое полушария мозга, вы почувствуете себя открытыми для новых знаний.

е) Дыхательная гимнастика.

—Руки разведите в стороны, потом на вдохе — сложите руки на животе (ладошками на пупке). Надувайте шарик в животе — сделайте три вдоха выдоха только животом: вдох через нос, выдох через рот. Дыхание должно быть лёгким, без напряжения, но струю воздуха направляйте только в живот (плечи и грудь не двигаются).

2. А сейчас мы покажем зверям, какие упражнения для губ и языка мы умеем выполнять. Артикуляционная гимнастика:

— Возьмите зеркала, несколько раз откройте и закройте рот. Высуньте широкий язык на нижнюю губу блинчиком. Похлопайте его верхней губой, получиться слог: пя, пя, пя.

Теперь уберите широкий язык лопаткой обратно вглубь рта. Проделайте это упражнение пять раз.

—Улыбнитесь, затем широко откройте рот. Язык во время улыбки приподнимается снизу вверх, прижимаясь к боковым зубам.

—Поднимите широкий язык вверх, а затем опустите его вниз. Попробуйте произвести это упражнение с включённым голосом.

—Произнесите звуки [А], [ЙА] и расскажите, что происходит с языком во рту.

(Ответы детей)

—Произнесите звуки: [а], [йа]. Посмотрите на свои губы и язык в зеркало. Что происходит?

Звуки произнесите хором, а затем индивидуально. Гласный звук, или согласный?

«Мозговой штурм».

— Давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются эти звуки.

В результате обсуждения дети должны продумать варианты ответов и прийти к выводу.

Вывод:

1) Я= [Й+А] звучит в начале слова и после гласного звука.

2) Я= [А] — звучит после мягкого согласного звука.Для обозначения мягкости вместо А употребляется буква Я.

3. Выделение звуков из слогов.

Звери принесли нам слоги, которые они написали в школе.Я прочитаю слоги а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [а], поднимите руки вверх,

если услышите звук [йа].

Ба — да як — язмя — тя

Аса — алаял — яддя — ля

Га — камая — лаяся — зя

За — цаясы — заяпя — бя

Ла — раял — лаяря — ля

4. —Назовите картинки и выделите из слов гласные звуки.

(Яблоки, шар, заяц, месяц, арбуз)

5. Физкультминутка

Игра на ориентацию в пространстве комнаты «Где спрятался ёжик»

Один ребёнок выходит из кабинета, а остальные прячут игрушку. Когда заходит ребёнок, те, кто знает месторасположение ёжика, подсказывают ему направление движения: влево, вправо, назад, вперёд и т. д.

6.Достаём из конверта следующее задание.Пока звери несли это задание, слоги из него потерялись. Закончите слово, добавив слог с буквой А или Я. Обозначьте твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным кружком.

Ля…ня…ре…Ка…коро…

Ло…му…Ко…тра…Со…

Но…То…кош…ла…мя…

7. Каждому ребёнку раздаются из конверта сюжетные картинки.

— Рассмотрите предложенную зверятами картинку. Назовите изображённые на ней предметы. Поставьте к каждому слову, обозначающему предмет, вопрос: «Кто это?» или «Что это?»

IMG_9444IMG_7894IMG_9136IMG_8057DSC01364P1020311DSC01035Фото177.jpg

8. — Придумайте три словосочетания по схеме: существительное + прилагательное со словами из 7 задания. Обозначьте твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным карандашом.

9. В лесной школе висят портреты.

Придумайте полные развёрнутые предложения: кто это, что они делают.

Фото159.jpgIMG_8057

IMG_9466Фото132

10. А сейчас я прочитаю книжку, которую нам подарили лесные жители (Курочка ряба) Только вы должны подобрать и вставить в предложения нужные слова со звуками [А] — [ЙА], обозначить эти звуки.

Жили себе дед и ________. И жила у них курочка ______. Снесла курочка ______: _______ не простое, а золотое.

Дед бил, бил, не разбил, _________ била, била, не разбила.

Мышка _____________, хвостиком махнула, ______ упало и ___________.

Закончи сказку: __________________________________________________________

11. Итог урока: Ребята, вы сегодня выполнили все задания лесной школы на отлично! Все молодцы, а теперь давайте вспомним, какая гласная должна стоять после твёрдого, а какая после мягкого согласного. (Ответы детей по пройденной теме). Лесные жители приготовили для вас красивые наклейки, которые можно наклеить в ваши тетради. Следующий раз мы отправимся в сказочный город весёлых звуковичков.

Домашнее задание:

— Придумайте названия волшебных улиц для гласных букв (гласные первого и второго ряда), нарисуйте сказочные дома с этих улиц.

Лучший сказочный архитектор получит приз на следующем занятии.

Литература:

  1. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» АЙРИ-ПРЕСС, М.2004г.
  2. Косинова Е. М. Уроки логопеда» М., Эксмо,2005г.
  3. Филичева Т. Б. Туманова Т. Б. «Дети с общим недоразвитием речи» М. ГНОМ и Д, 2000г.
  4. . Коноваленко В.В, Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФНР. ГНОМ.М. 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, лесная школа, широкий язык, гласный звук, задание, картинка, мозг, Ответ детей, противоположное колено, рот, рука, слово, слог.


Похожие статьи

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение...

Похожие статьи

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение...

Задать вопрос