Анализ методики затратного ценообразования на примере Объединения «РОСИНКАС» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.10.2018

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Абязова, К. Р. Анализ методики затратного ценообразования на примере Объединения «РОСИНКАС» / К. Р. Абязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53127/ (дата обращения: 02.03.2021).



Ключевые слова: ценовая политика, затраты, инкассация, РОСИНКАС, калькуляция, затраты, маркетинг.

Вопрос ценообразования является одним из главных вопросов, которые решает любая организация на протяжении всей своей деятельности. Ценообразование — важнейший элемент маркетинга. Установленная цена на товар или услугу отражает, насколько правильно была разработана и реализована программа маркетинга.

Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т. д.) увязываются в единую интегрированную систему. От применяемых методов ценообразования во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Предприятия относятся к проблемам ценообразования по-разному. В небольших компаниях — цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и специалисты по товарному ассортименту. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (железные дороги, нефтяные компании, крупные транспортные компании, в том числе службы инкассации), фирмы часто учреждают у себя отделы, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают это делать другим подразделениям.

Целью работы является раскрытие сущности затратных и рыночных методов ценообразования, рассмотрение применения наиболее подходящего из них для конкретной организации на практике.

Ценовая политика Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (далее Объединение «РОСИНКАС») — важнейшая часть его общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию к экономическим условиям. Ценовая политика определяется не только состоянием спроса и предложения на рынке, а собственным потенциалом компании, наличием достаточного капитала, квалифицированных кадров. При этом необходимо быть способным удовлетворить имеющийся спрос в нужное время, в нужном объеме и при обеспечении нужного рынку качества услуг.

Весь процесс работы в области ценовой политики своей отправной точкой имеет определение миссии и перспективной линии развития и в ходе ее практической реализации любые действия в формировании и применении цен, прежде всего, согласуются со стратегией Объединения «РОСИНКАС», со всеми изменениями, которым подвергается организация в рамках жизнедеятельности на рынке. Вместе с тем, политика цен, управление ценообразованием играют важную роль в жизни организации, являясь одним из основополагающих направлений в плане ее стратегического развития.

Разработка методики ценообразования в системе Объединения «РОСИНКАС» вызвана необходимостью формирования единых принципов калькулирования себестоимости услуг, выработки ценовой политики, а также систематизации действующих и применяемых тарифов. Потребность в единых принципах формирования тарифов особенно актуальна в условиях заключения договоров с клиентами от имени Объединения «РОСИНКАС», в лице единого юридического лица, имеющего разветвленную филиальную сеть.

Ценообразование представляет собой комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: требования действующего законодательства Российской Федерации, стратегические задачи организации, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей.

Неотъемлемой частью политики ценообразования любого предприятия является калькулирование.Калькулирование — это система экономических расчетов себестоимости единицы отдельного вида услуг, работ. Задача калькулирования — определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу услуги, предназначенной для реализации.

Результатом калькулирования является калькуляция, то есть расчет затрат предприятия, падающих на объект калькулирования — единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции.

Содержащаяся в калькуляциях информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:

– целесообразность дальнейшего оказания услуг;

– установление оптимальной цены на услуги;

– оптимизация видов оказываемых услуг

Метод калькулирования себестоимости — это совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости отдельного вида услуг или их единицы, а также отнесение издержек на единицу услуги. Методика калькулирования себестоимости услуг зависит от характера технологического процесса предоставления услуг.

Калькулирование себестоимости единицы услуги определяется с учетом так называемых «калькуляционных единиц», характеризующих свойства объекта калькуляции. В качестве «калькуляционных единиц» для расчета себестоимости реализуемых услуг установлены базовые параметры, которые включают в себя технологические параметры, расчетные и стоимостные показатели.

Базовые технологические параметры:

– время обслуживания одного объекта с момента выхода из спецавтомобиля до момента возвращения и посадки в спецавтомобиль (при этом учитывается доля времени, затрачиваемого на сдачу одной сумки, пакета, кассеты от терминала, комплекта кассет банкомата в кассу кредитной организации или ПКО территориального управления инкассации) в разрезе видов услуг, в часах;

– время движения бригады инкассаторов к объекту обслуживания/от объекта обслуживания;

– средняя скорость движения спецавтомобиля в черте города и за её пределами;

– среднее количество точек на маршруте;

– время на одну операцию по кассовому обслуживанию с момента выполнения операции по приёму наличных денег, обработки наличных денег (пересчёт, сортировка, формирование и упаковка) и время на сверку пересчитанной денежной наличности в разрезе одной сумки/одного пакета/одной кассеты терминала, в часах;

– объем пересчитываемой денежной наличности/количество листов к пересчету;

Базовые расчетные показатели:

– нормы расхода топлива;

– срок полезного использования транспортных средств и кассового оборудования;

– уровень дополнительной заработной платы, премий, районных коэффициентов и северных надбавок

Базовые стоимостные показатели:

– часовая тарифная ставка,

– стоимость основных средств, используемых в процессе оказания услуг (автомобильного транспорта — в процессе инкассации и перевозки наличных денег (ценных грузов), кассового оборудования — в процессе пересчета и обработки наличных денег).

Для целей калькулирования применяются прямые переменные и постоянные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно на себестоимость конкретного вида услуг.

Прямые переменные расходы: Трудовые затраты, страховые взносы;амортизация (или лизинговые платежи), расходы на ГСМ, ремонт и запчасти.

Прямые постоянные (общепроизводственные) расходы:

  1. Расходы на оплату труда управленческого персонала производственных подразделений (участков инкассации/отделов кассового обслуживания), обслуживающего персонала и расходы на страховые взносы по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды данных категорий работников, начисленные по ставкам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  2. Материальные затраты на приобретение специальной одежды, обуви и средств специальной защиты;
  3. Материальные затраты на приобретение материалов, включая приобретение шпагата, пломб, пломбиров, сумок, сейф-пакетов, бланков, журналов, упаковочных расходных материалов и т. п., а также основных средств, используемых для работы производственных подразделений (участков инкассации/отделов кассового обслуживания);
  4. Расходы на содержание и ремонт зданий и помещений производственных подразделений (участков инкассации/отделов кассового обслуживания): расходы на электроэнергию, освещение, отопление помещений, водоснабжение и канализацию, расходы на содержание в надлежащем санитарном состоянии помещений;
  5. Расходы на аренду зданий и помещений производственных подразделений (участков инкассации/отделов кассового обслуживания и т. п.), аренду земли, аренду стоянок автотранспорта;6) расходы на услуги производственного характера;
  6. Налоги в составе себестоимости;
  7. Прочие общепроизводственные расходы.

Определение уровня общепроизводственных расходов производится на основании консолидированного бюджета производственных подразделений территориального управления инкассации (участков инкассации/отделов кассового обслуживания) и Бюджета расходов, в части расходов на оплату труда, включая страховые взносы.

Расходы на оплату труда управленческого персонала производственных подразделений (включая страховые взносы) определяются, как разница расходов на оплату труда работников производственных подразделений (включая страховые взносы) по консолидированному бюджету производственных подразделений территориального управления инкассации (участков инкассации/отделов кассового обслуживания) и расходов на оплату труда основного производственного персонала (включая страховые взносы) определенных в соответствии с Бюджетом расходов.

По консолидированному бюджету производственных подразделений и бюджету расходов, в части оплаты труда работников основного производственного персонала (включая страховые взносы) определяется сумма прямых затрат на производство и сумма общепроизводственных расходов в соответствии с вышеизложенным порядком. Уровень общепроизводственных расходов рассчитывается, как отношение суммы общепроизводственных расходов к сумме прямых затрат.

При расчете тарифа командировочные расходы производственного персонала (в том числе расходы на служебные поездки) в тариф не включаются и выставляются клиенту по факту, отдельно.

Для расчета плановой калькуляции затрат используются данные консолидированного бюджета(бюджет расходов, производственный план, бюджет трудовых затрат) производственных подразделений территориального управления инкассации (участков инкассации/отделов кассового обслуживания) на текущий финансовый год, для расчета фактической калькуляции затрат используются данные отчета об исполнении консолидированного бюджета производственных подразделений территориального управления инкассации (участков инкассации/отделов кассового обслуживания) за предшествующий финансовый год.

Перейдем к методу расчету тарифа — специфика деятельности Объединения «РОСИНКАС» предполагает использование одного их затратных методов формирования цены, метода прямых затрат. При использовании данного метода цена (тариф) формируется на основе затрат на производство и реализацию услуг. Данный метод заключается в суммировании постоянных и переменных прямых затрат и надбавки в размере нормативной валовой прибыли.

Т = Спр + Соп + ВП,

где Т — тариф на услугу, руб, Спр — себестоимость в части прямых переменных расходов, руб;

Соп — себестоимость в части прямых постоянных (общепроизводственных расходов), руб; ВП — валовая прибыль, руб.

Сущность метода формирования цены на основе расчета прямой себестоимости заключается в том, что все текущие затраты в денежном выражении разносятся по соответствующим статьям себестоимости в расчете на единицу реализуемой услуги.

Соответственно Тариф может быть рассчитан по формуле:

Т = (Спр + Соп)/(1 — ВП %)

В случае примениния принципа ценообразования ценностным методом (с ориентацией на спрос или конкуренцию), отталкиваясь от цены (тарифа), определяемого конкретной рыночной ситуацией, Валовая прибыль в процентах (ВП %) от цены продажи (Т) может быть рассчитана по следующей формуле:

ВП % = (1 — (Спр + Соп)/Т) * 100 %

Нормирование Валовой Прибыли:

Норма Валовой Прибыли в % должна устанавливаться в размере не менее чем: Общехозяйственные расходы в % от дохода, плюс плановая прибыль от производственной деятельности в % от дохода:

НВП % Сох %+ППД %, где Сох — Общехозяйственные расходы.

В состав общехозяйственных расходов включаются расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом. Статьи общехозяйственных расходов определяются действующим в Объединении «РОСИНКАС» Положением об учетной политике Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) для целей бухгалтерского учета.

Определение уровня общехозяйственных расходов производится на основании консолидированного бюджета территориального управления инкассации на текущий год. Уровень общехозяйственных расходов (в %) рассчитывается как отношение суммы общехозяйственных расходов к сумме дохода (выручки) от производственной (коммерческой) деятельности.

ППД % — плановая прибыль от производственной деятельности, рассчитывается как отношение Прибыли от Производственной Деятельности к сумме дохода (выручки) от производственной (коммерческой) деятельности. Определение планового уровня ППД производится на основании консолидированного бюджета территориального управления инкассации на текущий год.

В случае применения комплексного тарифа, состоящего из фиксированной составляющей (Тф) и переменной составляющей (Тп) в процентах от объема перевезенной/пересчитанной денежной наличности, тариф рассчитывается следующим образом:

Т = Тф + Тп,

где Тф — фиксированная часть тарифа в рублях рассчитывается по формулам расчета фиксированного тарифа (Т) приведенным выше.

В данной ситуации норма Валовой прибыли должна составлять не менее чем:

НВП % 0,5(Сох %+ППД %),

где Тп — переменная часть тарифа определяется по рыночным показателям исходя из планового объема перевозимых и пересчитываемых ценностей, следующим образом:

Для договоров предполагающих перевозку ценностей и инкассацию: объем страховой премии (в процентах от объема перевозимых ценностей) плюс не менее чем 0,02 %от объема перевозимых ценностей.

Для договоров, предполагающих обработку денежной наличности (пересчет): не менее чем 0,05 % от объема пересчитываемых ценностей.

Стоимость договора на пересчет может устанавливаться только на базе переменной составляющей тарифа (Тп).

Применяемый в Объединении «РОСИНКАС» метод прямых затрат при расчете тарифов, формируется на основе затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу услуги. Для того, чтобы затраты, осуществляемые территориальным управлением инкассации, покрывались доходами, полученными за оказанные услуги, необходимо осуществлять постоянный контроль за соответствием фактически установленных тарифов расчетным. По результатам отчетного года и в период формирования бюджета управления на новый период необходимо рассчитать тарифы на услуги, которые предполагается оказывать.

Для осуществления расчета тарифов необходимо подготовить исходную базу данных по фактическим затратам, учесть предполагаемое увеличение фонда оплаты труда, материальных затрат и других расходов, а также предполагаемый уровень инфляции. Применять такой уровень рентабельности, размер которого позволит обеспечить воспроизводство производственного процесса, расчеты с бюджетом на различных уровнях, проведение необходимых мероприятий по социальной защите трудового коллектива и другие необходимые выплаты и расходы из прибыли, при этом уровень рентабельности должен быть не ниже Бюджетного показателя Прибыли от Производственной Деятельности (ППД %).

Проанализировав методику ценообразования Объединения «РОСИНКАС» можно сделать вывод, что наиболее подходящим для данной организации, является метод затратного ценообразования, а именно метод прямых затрат, поскольку затратные методы ценообразования обеспечивают установление цен на основе нахождения такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между суммой, которую желал бы заплатить за услугу клиент и затратами организации на оказание данной услуги.

Затратные методы ценообразования широко распространены. Это объясняется тем, что в условиях административных методов управления экономикой они превалировали, кроме того, в их основе лежит калькуляция издержек производства и сбыта продукции, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспорить. Для установления окончательной цены нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка.

Процесс установления цены можно условно разделить на шести этапов:

  1. предприятие тщательно определяет цели ценовой политики, такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества услуги или товара;
  2. предприятие выводит для себя кривую спроса, которая показывает вероятный объем услуг (количество товара), которое удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемая фирмой;
  3. предприятие рассчитывает, как меняется сумма издержек при различных уровнях производства;
  4. предприятие изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при определении цены услуги (товара);
  5. предприятие выбирает для себя метод ценообразования;
  6. предприятие устанавливает окончательную цену с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что эта цена соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята потребителем, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органами.

На практике затратные методы применяются при установлении цен на:

– принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с выпускаемой продукцией, и недостаточно известна величина спроса;

– продукцию, производимую по разовым заказам с индивидуальными особенностями производства (строительные, проектные работы, опытные образцы);

– товары и услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости).

Стоит отметить, что, принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству (подразделениям, ответственным за ценообразование и финансовую деятельность) предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара. Поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.

Литература:

  1. Герасименко, В. В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008;
  2. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1999;
  3. Крючкова, О. Н. Классификация методов ценообразования / Попов Е. В. — Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2002 — № 4, 32–50 с.;
  4. «Методика ценообразования Объединения «РОСИНКАС» на оказываемые услуги по инкассации, перевозке ценностей и кассовому обслуживанию клиентов». — Москва, 2016;
Основные термины (генерируются автоматически): расход, кассовое обслуживание, ценовая политика, территориальное управление инкассации, консолидированный бюджет, услуга, цена, оплата труда, Производственная Деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы совершенствования кассового исполнения бюджета...

В статье проведен анализ исследования проблем совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Одним из основных основополагающих проведения действенной политики в области управления общественными финансами...

Похожие статьи

Проблемы совершенствования кассового исполнения бюджета...

В статье проведен анализ исследования проблем совершенствования кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Одним из основных основополагающих проведения действенной политики в области управления общественными финансами...

Задать вопрос