Проблемы правового регулирования опеки и попечительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.10.2018

Статья просмотрена: 2814 раз

Библиографическое описание:

Филатова, А. В. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства / А. В. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53104/ (дата обращения: 23.04.2024).



На любом этапе развития государства и общества остро стоит задача обустройства и жизнеобеспечения детей, пожилых людей, инвалидов, а также возникает необходимость защиты их прав и законных интересов. Любое цивилизованное общество провозглашает человека, его права и интересы наивысшей ценностью. Именно поэтому в настоящее время государство и общество уделяют проблемам опеки и попечительства большое внимание.

Опека и попечительство являются наиболее распространённой правовой формой устройства граждан, нуждающихся в помощи и защите. Данная правовая форма обладает большим положительным потенциалом, который позволяет устроить судьбу гражданина, нуждающегося в заботе со стороны общества и государства, наилучшим образом, а также обеспечить контроль за соблюдением законных прав и интересов этого лица.

Опека и попечительство обладают большим правовым значением.

Во-первых, это очень важный вид социальной защиты законных прав и интересов лиц с недостаточной либо вовсе отсутствующей дееспособностью. Институт опеки и попечительства помогает таким лицам реализовывать гражданские права и обязанности (исключение составляют права и обязанности, носящие сугубо личный характер, которые не могут быть реализованы через представителя).

Во-вторых, это форма индивидуального устройства лиц, которым необходима социальная забота, помогающая обеспечить достойную жизнедеятельность данных лиц. Путём установления опеки или попечительства обеспечиваются интересы государства, общества, опекунов (попечителей) и, конечно же, самих подопечных. Опека и попечительство — это важный межотраслевой комплексный правовой институт.

Правовой институт опеки и попечительства и в России, и в зарубежных странах известен с давних времён. За годы своего развития данный правовой институт претерпел множество изменений. Однако и в наше время институт опеки и попечительства далеко не идеален.

Проведя исследование правового регулирования опеки и попечительства, можно выявить некоторые проблемы.

Законодательство предусматривает, что опекуном либо попечителем могут стать только совершеннолетние дееспособные граждане. Безусловно, такой подход к отбору будущих опекунов и попечителей вполне объясним. Однако вопрос о том, кто будет назначен опекуном ребёнка, невероятно важен, так как от решения данного вопроса в итоге будет зависеть судьба подопечного лица, а также условия, в которых данное лицо будет жить и воспитываться. Обычно находится не очень много людей, которые готовы взять на себя такое бремя, и чаще всего этими людьми оказываются близкие родственники. В данном случае может возникнуть проблема, когда единственные близкие родственники, желающие взять ребёнка под опеку, не достигли совершеннолетия. В связи с этим можно подумать о смягчении требований к претендентам на роль опекуна в исключительных ситуациях. Например, возможно создание нормы о том, что старшие братья и сёстры, достигшие 16-летнего возраста, вправе осуществлять опеку над малолетними братьями или сёстрами. Безусловно, при этом старшие сёстры или братья должны быть эмансипированными, иметь работу и постоянный заработок, а также отвечать всем остальным требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны. Данное положение может иметь действие, когда совершеннолетних дееспособных родственников, имеющих желание принять под опеку ребёнка, нет, а старшие и младшие братья и сёстры проживали и проживают совместно, и между ними близкие родственные отношения. Данное решение было бы более разумным, чем передача посторонним лицам ребёнка, нежелающего разлучаться со своими родными.

При предварительной опеке опекуном может стать только совершеннолетний гражданин, как и при любом другом виде опеки и попечительства. Однако такой подход вряд ли абсолютно оправдан. В случае с предварительной опекой вполне обоснован менее строгий подход к определению личности опекуна, так как данные меры принимаются незамедлительно, а предварительная опека подлежит прекращению, если до истечения месяца со дня принятия органом опеки и попечительства акта о назначении предварительного опекуна, лицо, осуществляющее предварительную опеку, не будет назначено опекуном в общем порядке. То есть в случае с данным видом опеки есть вероятность более тщательного отбора кандидатов в опекуны в дальнейшем, а значит, есть вероятность выбора более подходящего по всем параметрам кандидата. Поэтому также представляется оправданным несколько смягчить требования к кандидату на роль предварительного опекуна. Опекунами также могли бы назначаться эмансипированные старшие братья и сёстры, достигшие 16-летнего возраста, имеющие работу и постоянный заработок, а также отвечающие всем остальным требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны.

На настоящий момент в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации лицо не имеет права усыновить ребёнка, взять его под опеку (попечительство), взять его в приёмную семью при наличии определённых заболеваний. Подавляющее большинство содержащихся в перечне заболеваний абсолютно оправданно там находятся. В перечне таких заболеваний также предусмотрены злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения. Однако не всегда можно согласиться с тем, что злокачественные новообразования на определённых стадиях являются непреодолимым препятствием. Допустимо было бы разрешать опекунство (попечительство) со стороны лица, имеющего злокачественные новообразования, в тех случаях, когда состояние такого лица удовлетворительное и позволяет ему осуществлять опеку (попечительство), при этом лицом, нуждающимся в опеке (попечительстве), является его близкий родственник. Это может быть допустимо, когда больше нет желающих осуществлять обязанности по опеке (попечительству). Также это может иметь место в том случае, когда в соответствии с законом нуждающемуся в опеке (попечительстве) лицу назначен ещё один опекун или попечитель. Тогда при назначении вторым опекуном или попечителем лица, имеющего злокачественное новообразование, можно было бы избежать разлучения родственников, в частности, если речь идёт о малолетнем или о несовершеннолетнем лице. Нуждающийся в опеке (попечительстве) ребёнок мог бы остаться совместно проживать со своим родственником, а обязанности по опеке (попечительству) в данном случае могли бы быть распределены между двумя опекунами (попечителями).

Допускается заключение договора об осуществлении опеки (попечительства). Данным договором может предусматриваться выплата опекуну (попечителю) вознаграждения за счёт средств бюджета субъекта РФ, доходов от имущества подопечного лица или средств третьих лиц. По просьбе опекуна (попечителя), который добросовестно исполняет лежащие на нём обязанности, орган опеки может разрешить опекуну (попечителю) безвозмездно пользоваться имуществом лица, находящегося у него под опекой (попечительством), в своих интересах вместо выплаты вознаграждения. Тем не менее полностью обеспечить опекунам (попечителям) выплату вознаграждения за исполнение обязанностей по такому договору довольно сложно, особенно за счёт средств бюджета субъекта РФ. Также далеко не всегда подопечный обладает имуществом, и, соответственно, доходами от данного имущества. К тому же договор о возмездном осуществлении обязанностей по опеке (попечительству) согласится заключить далеко не всякое лицо, на которое возлагаются обязанности. К примеру, родственникам лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), это может показаться аморальным. В правах и обязанностях приёмные родители приравнены к опекунам (попечителям), однако в отличие от них приёмные родители вправе получать оплату труда, связанного с содержанием и воспитанием детей. Поэтому кажется вполне справедливым подходить к опекунам (попечителям) с этой же позиции, особенно когда под опекой или попечительством находится не одно лицо.

Целесообразно было бы закрепить на законодательном уровне право опекунов (попечителей) требовать от своих достигших совершеннолетия и трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания в том случае, если бывший опекун (попечитель) нетрудоспособен, нуждается в материальной помощи и не имеет возможности получить эту помощь из каких-либо иных источников. То есть можно было бы расширить круг субъектов алиментных обязательств второй очереди за счёт опекунов (попечителей). Это может иметь место в том случае, если опекуны (попечители) без заключения договора надлежащим образом содержали и воспитывали своих подопечных до совершеннолетия, например, не менее пяти или более лет, в силу каких-либо объективных причин не получали алименты от родителей своих подопечных на их содержание, а их личные средства, которые были потрачены на подопечных, были очень велики, что может подтверждаться актом проверки органа опеки и попечительства.

Включив смерть опекуна (попечителя) или подопечного в перечень оснований прекращения опеки или попечительства, законодатель не упомянул такие обстоятельства, как объявление опекуна (попечителя) или подопечного умершими либо признание их безвестно отсутствующими. Глубоко изучив исследуемую тему, можно выяснить, что признание опекуна (попечителя) безвестно отсутствующим или объявление его умершим, а также признание подопечного безвестно отсутствующим не являются основаниями прекращения опеки или попечительства. В свою очередь будет являться таким основанием объявление подопечного умершим. В связи с этим с целью установления единообразного применения п. 1 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» предлагается внести изменения в данную норму, для чего изложить данный пункт в следующей редакции: «в случае смерти опекуна или попечителя, а также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим».

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время институт опеки и попечительства обладает большим правовым значением и является частью российской действительности, в связи с чем очень важно внимательно изучить данные проблемы и попытаться найти наиболее удобные пути их решения, что неизменно повлечёт за собой улучшение правового регулирования такой важной правовой области.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  3. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» от 14.02.2013 N 117 // Собрание законодательства Российской Федерации от 09.09.2013, № 36, ст. 4577.
  5. Семейное право: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Гонгало Б. М., Крашенинников П. В., Михеева Л. Ю., Рузакова О. А.; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2016. — 270 с.
  6. Жаглина М. Е., Костина С. Е. Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. Вып. № 3 (110). — с. 36–41.
  7. Такмазян К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. Вып. № 29. — с. 285–287.
Основные термины (генерируются автоматически): попечительство, опека, опекун, попечитель, предварительная опека, институт опеки, лицо, подопечное лицо, правовое значение, предварительный опекун.


Похожие статьи

Предмет договора об осуществлении опеки или попечительства

Ключевые слова: попечитель, попечительство, осуществление опеки, заключение договора, опекун, договор, орган опеки, назначение опекуна, ГК РФ. ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в законную силу в 2008 году, внес определенное количество новых положений...

Похожие статьи

Предмет договора об осуществлении опеки или попечительства

Ключевые слова: попечитель, попечительство, осуществление опеки, заключение договора, опекун, договор, орган опеки, назначение опекуна, ГК РФ. ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в законную силу в 2008 году, внес определенное количество новых положений...

Задать вопрос