Проблемные вопросы, возникающие при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.10.2018

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Гробов, Д. Е. Проблемные вопросы, возникающие при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица / Д. Е. Гробов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53115/ (дата обращения: 28.03.2024).



В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с реализацией грамотной политики в таможенной сфере. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса ситуаций, которые возникают при квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Ключевые слова: уклонение, уплата, таможенные платежи, преступление, бюджет, налог.

Currently, more and more attention is paid to the processes associated with the implementation of a competent policy in the customs field. That is why in the presented article an analysis of the actual question of situations that arise when qualifying evasion from the payment of customs duties levied on an organization or an individual is conducted.

Keywords: evasion, payment, customs payments, crime, budget, tax.

Как показывает анализ взимания таможенных платежей, динамика уклонения от их уплаты постоянно растет. Деятельность подразделений таможни по борьбе с экономическими преступлениями позволяет выявить ряд проблемных моментов.

Во-первых, многие компании используют разные схемы-манипуляции с кодами товаров, которые приведены в ЕТН ВЭД ЕАЭС, что позволяет снизить размер взимаемых платежей. Во-вторых — большой оборот поддельных документов, которые являются обязательными для представления в таможенные органы. Использование таких схем позволяет пренебречь ограничениями и существенно улучшить экономическое положение хозяйствующих субъектов в ущерб бюджету. Уже на этом этапе выявляется другая проблема, связанная с оценкой реального ущерба от преступных деяний, так как правильный расчет ущерба позволяет квалифицировать преступление по более «тяжкой» статье. В-третьих, это нарушение действующего порядка прохождения таможенных процедур в целях сокрытия истинного назначения использования товаров.

Для правильной квалификации таких преступлений необходимо доказать факт использования товаров не по назначению, применяя инструменты тесного взаимодействия с органами правопорядка вне таможни. Несмотря на существование такого регламента взаимодействия, таможенные органы и другие государственные структуры взаимодействуют слабо. Кроме того, у правоохранительных органов нет единого доступа к той информационной инфраструктуре, которая используется на таможне.

Расследование таких преступлений требует выявления всех участников преступной группы, которые действуют по сговору. И здесь основная задача заключается в необходимости налаживания тесного взаимодействия между несколькими государственными структурами — таможни, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями полиции, прокуратуры. Пока же такого взаимодействия и единой информационной базы для оперативного выявления фактов совершения преступлений в сфере неуплаты таможенных платежей не будет, статистика их неуплаты будет только ухудшаться.

Некоторые компании приводят недостоверные сведения о стране, где был произведен товар. Это позволяет использовать тарифные преференции и льготы. Контрольным органам трудно получить реальные сведения о том, кто является производителем товаров, кто является действительным продавцом продукции. Преступными элементами используются схемы перепродаж, когда продукция от производителя проходит через несколько компаний или подставных фирм, а только потом проходит через таможню.

Определенные проблемы вызывает проведение проверки подлинности документов, сертификатов, организация химической и товароведческой экспертизы без тесного взаимодействия с надзорными органами зарубежных стран. К сожалению, только с единичными странами подписаны соглашения о взаимодействии при осуществлении операций таможенного контроля. На этом фоне довольно сложно организовать совместные мероприятия контрольных и правоохранительных органов.

Зачастую товары незаконными способами пересекают таможенную границу. Так, товары могут декларироваться под другими наименованиями, перевозиться через таможенные пункты с декларациями и другими документами, содержащими неверные сведения. Часть товаров ввозится под видом транзита, криминальные элементы довольно часто используют фальшивые марки и идентификационные знаки. И здесь самое главное при квалификации — установление, были ли действия совершены умышленно или случайно, кто является конечными выгодоприобретателем и каков реальный размер неуплаченных таможенных платежей.

Казалось бы, законотворческий процесс прозрачен и широко освещается в СМИ, однако принятые законы порой имеют неопределенное содержание, что не позволяет адекватно оценивать экономические отношения с точки зрения законодательства. Все это создает условия для использования двойных и неоднозначных трактовок норм законов в пользу субъектов экономической деятельности. Установление, введение, взимание таможенных платежей и наказание за уклонение от их уплаты регулируется не только таможенным законодательством, но и иными федеральными законами. Так, за неуплату платежей на таможне установлена уголовная ответственность в соответствии со ст. 194 УК РФ. Для квалификации данного преступления необходимо установить реальный характер и размер платежей, которые подлежат обязательной уплате. Необходимо доказать факт уплаты или неуплаты таможенных платежей, содержание и вид действий, связанных с легализацией товаров в процессе их перемещения через таможню. Также необходимо установить всех лиц, на которых возложена обязанность уплаты таможенных платежей, а также лиц, которые своими действиями способствовали неуплате платежей, определить роль каждого участника в совершенном преступном деянии.

До момента установления всех обстоятельств дела квалификация преступления при обнаружении фактов неуплаты таможенных платежей осуществляется по ч. 1 ст. 194 УК РФ. Статьей предусмотрено два размера уклонения от уплаты платежей крупный (от 2000000 рублей) и особо крупный (от 6000000 рублей).

В качестве субъекта данного преступления фигурирует лицо, на которого возложена обязанность уплаты таможенных платежей. Если обязанность уплаты таможенных платежей возложена на декларанта, и он декларирует товары, то именно он будет являться ответственным за полноту и своевременность уплаты таможенных платежей. Если же декларирование товаров осуществляется таможенным представителем, то он и будет ответственным за уплату таможенных платежей.

Что касается квалификации преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через границу и неуплатой платежей, то здесь ответственность за совершенное экономическое преступление будут нести лица, которые участвуют в незаконном перемещении и которые знали или должны были знать об используемой незаконной схеме перемещения. В данном случае ответственность будут нести и те, кто получают товары в собственность после их провоза через границу при условии, что они были в курсе незаконной схемы перемещения.

Таким образом, в целях эффективного расследования преступлений, связанных с неуплатой таможенных платежей автором предлагается усовершенствовать механизмы взаимодействия контрольных и правоохранительных органов, а также при установлении факта участия в совершении преступления двух и более лиц — установить весь состав преступной группы и роль каждого из них в совершенном преступлении.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм.) // — Режим доступа: www.consultant.ru.
  2. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза: Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // — Режим доступа: www.consultant.ru.
  3. Абдурахманов З. М. Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2014.
  4. Лавринов В. В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Дис.... канд. юрид наук. Ростов н/Д, 2015.
  5. Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Проблемы совершенствования уголовного законодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Государство и право. 2015. № 6.
  6. Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 2017.
  7. Федеральная Таможенная Служба www.customs.ru
  8. Справочно-правовая система «Консультант» www.consultant.ru
  9. Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Основные термины (генерируются автоматически): платеж, неуплата платежей, обязанность уплаты, тесное взаимодействие, лицо, орган, преступление, преступная группа, таможня, УК РФ.


Похожие статьи

Таможенное преступление | Статья в журнале «Молодой ученый»

В содержании Уголовного Кодекса РФ таможенные преступления не выделены в отдельную группу. В то же время предметное содержание соответствующих общественных отношений, на которые посягают таможенные преступления, позволяет выделить такие нормы Особенной...

Похожие статьи

Таможенное преступление | Статья в журнале «Молодой ученый»

В содержании Уголовного Кодекса РФ таможенные преступления не выделены в отдельную группу. В то же время предметное содержание соответствующих общественных отношений, на которые посягают таможенные преступления, позволяет выделить такие нормы Особенной...

Задать вопрос