Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.10.2018

Статья просмотрена: 696 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Е. А. Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности / Е. А. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53071/ (дата обращения: 27.01.2022).



Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь влияет на формирование мышления и воображения ребёнка. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову. Таким условием может быть книга. Процесс общения ребёнка с книгой — это процесс становления в нём личности.

Роль художественной литературы актуальна, она будит в детях добрые чувства, заставляет их сопереживать отважным, самоотверженным героям и ненавидеть жадных и злых, а также прививает детям интерес к родному языку и обеспечивает речевое развитие ребёнка. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка.

Работая, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, стараюсь найти оптимальные методы и приёмы, помогающие с помощью художественных произведений активно воздействовать на чувства и разум детей, и способствовать развитию их речи, так как у детей — логопатов недостаточно сформирована звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, они не всегда могут связно излагать свои мысли, затрудняются в построении произвольных фраз.

Для того чтобы работа с книгой велась в системе, в группе составлен тематический план на год по изучению художественной литературы на занятиях и в свободное время, тематические планы работы по формированию представлений детей о труде взрослых с изучением художественной литературы по этой теме.

В группе компенсирующей направленности, за основу берётся тематический план логопеда, то есть на занятиях и в свободной деятельности дети изучают одну и ту же тему целую неделю. Тематика очень разнообразна: это могут быть времена года, мир животных, растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей.

Например, при формировании у детей знаний и представлений о труде строителей сначала проводится прогулка по жилому массиву, рассматривается с детьми набор иллюстраций о строителях, дети идут на экскурсию к строящемуся дому, на строительную площадку, читаются художественные произведения о строителях: С.Баруздин «Кто построил этот дом?», В.Маяковский «Кем быть?», М.Пожарова «Маляры».

После такого объёма информации интерес детей налицо и в итоге — подробные рассказы. Дети рисуют и лепят дома, играют в строителей. Они могут поделиться своими знаниями со сверстниками, рассказать родителям, как и где, строится дом, люди каких профессий принимают участие в строительстве. Таким образом, у детей формируется связная речь.

Большая работа по ознакомлению с художественной литературой происходит на занятиях, где широко используются наглядные, словесные и практические методы работы. Наглядные методы позволяют демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, купание медвежат, белку в полёте, Змея Горыныча и Василису Премудрую. Это позволяет ребёнку, не только представить, но и увидеть героя книги.

Как, например, при изучении темы «Птицы», на занятии по ознакомлению с художественной литературой детям читались произведения: «Скворец» Г.Снегирёва и «Птичка» Л.Толстого. Перед занятием рассматривали иллюстрации птиц, слушали магнитофонную запись пения птиц.

Особое впечатление на детей произвела быль «Птичка». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к птице и искренней печали героя рассказа — виновника её гибели. Беседуя с дошкольниками, задавались вопросы: Как мальчик заботился о птичке? Почему погибла птичка? Можно ли назвать Сергея злым, ведь он не думал, что птичка погибнет? Содержание рассказа заставило детей задуматься о поступках героя. Такие книги учат детей думать, делиться своими мыслями, сопереживать героям, оценивать их поступки.

Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно одновременно решать две задачи: развивать у них понимание речи и формировать навыки активного использования словаря в коммуникативных целях. Свои впечатления от прочитанных произведений дети отображают в творческих рассказах, в коллективных пересказах произведения. Особенно ярко это проявилось на занятиях по ознакомлению с творчеством Виктора Михайловича Васнецова. Дошкольники не только составляли рассказы по картинам В. М. Васнецова: «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван-царевич и Серый Волк», но и выполнили домашнее задание. Ребята всех сказочных героев с картин художника поместили в одну сказку. Кто-то из детей придумал и нарисовал эту сказку сам, а некоторым помогли родители. В своих сказках и рисунках они передали наиболее яркие впечатления, выражая своё отношение к героям и событиям. Такие задания повышают уровень речевого развития дошкольника, развивается не только монологическая речь, но и происходит воспитание звуковой культуры речи, словарной работы, формирование грамматического строя речи.

Основная деятельность в детском саду — игровая и дети часто показывают, как они усвоили материал во время сюжетно-ролевых игр. Для того чтобы детям было интересно, чтобы они раскрыли себя, была придумана модель сюжетно — ролевой игры «Доктор Айболит». По сценарию в игре происходит постоянная смена ситуаций, соответственно художественному произведению, играющие ведут диалоги, объясняют проблемные ситуации. Без предварительных знаний ребёнок не сможет играть в эту игру. А игра интересная и побуждает детей, тех, которые плохо запомнили произведение или отсутствовали во время его изучения, просить родителей, чтобы они прочитали им сказку К.Чуковского «Доктор Айболит».

Аналогично предлагаются детям и другие модели игр, например, «Моряки» по рассказу Н.Рыжих «Фосфорический лов», но чтобы играть в эту игру надо быть хорошо подготовленным: знать содержание книги, понимать, чем занимаются рыбаки, оперировать незнакомыми словами — невод, пробоина. В ходе таких игр увеличивается словарный запас ребёнка, дети учатся употреблять слова в правильной грамматической форме, строить диалогическую речь.

Книга влияет на развитие воображения ребёнка, обогащает его игры. Так, слушая чтение книги И.Винокурова «Самолёт летит» дети узнали много нового о самолётах. В книге говорится о том, как самолёт в поле работает, как пробираются сквозь туман отважные лётчики в Заполярье. Под влиянием книги дети стали играть и представлять себя то лётчиками, то радистами, то штурманами. В роли лётчика ребёнок стремился то к правильному взлёту, то к правильной посадке, при этом, объясняя какие действия он совершает. Дети строили красивые постройки ангаров, аэродром, а вечером рассказывали родителям, друзьям в какую занимательную игру они играют. Игры по сюжету книги «Самолёт летит» были интересными и длительными. Очень велика воспитательная ценность таких игр — они объединяют детей в дружный коллектив, вызывают у них желание, играя, создавать красивые постройки, расширяют их кругозор, а также оказывает специфическое воздействие на развитие речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

Много литературы читается в свободное от занятий время — на прогулках, во время игр. Детям очень интересны длинные истории с продолжением. Так были прочитаны: «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстого, «Путешествие Незнайки» Н.Носова, «Домовёнок Кузя» Г.Александровой и другие. Ребята постоянно спрашивают: «Когда будем читать? Что будет дальше?» К таким чтениям обязательно нужно привлекать родителей, чтобы они тоже читали детям вечерами и по выходным дням.

Работа по развитии речи детей, даёт основание утверждать, что целенаправленные, системные знания, которые дети получают в детском саду по ознакомлению с художественной литературой, способствуют развитию умственной и речевой активности ребёнка. Дети:

‒ владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и в составлении высказываний любого типа;

‒ умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушают, спрашивают, отвечают, возражают, объясняют);

‒ знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

‒ знакомы со многими художественными произведениями.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
  2. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Просвещение, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественная литература, игра, родной язык, детский сад, занятие, книга, компенсирующая направленность, произведение, родитель.


Похожие статьи

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Похожие статьи

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Задать вопрос