В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию и сделаны выводы, обобщающие эффективность реализации учебно-методического комплекса, которая осуществлялась на основе структурно-функциональной модели, включающей в себя мотивационно-потребностный, содержательный и результативно-оценочный компоненты.
Ключевые слова: безопасность на дорогах, культура здоровья, учебно-методический комплекс.
Актуальность исследования заключается в том, что развитие современного общества связано с изменениями в социально-экономической и политической сферах жизнедеятельности. Мировое сообщество все больше уделяет внимание детскому дорожно-транспортному травматизму. Проблемы повышения культуры здоровья и жизни детей обусловлена концепцией развития российского образования. Анализ научной литературы и диссертационных педагогических исследований позволил определить различные факторы, влияющие на воспитание культуры здоровья детей. Сюда относится экономические условия общества, система содержания здравоохранения, образовательные стандарты и их реализация, педагогические условия, ориентированные на формирование навыков безопасного поведения на дороге. (Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Соловьев, Г. М. Соловьев и др.).
Проблемой безопасности дорожно-транспортного травматизма у детей, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками безопасного участия в дорожном движении, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, использовании разнообразных форм и методов в воспитательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, О. Е. Жиренко, Е. А. Козырева, JI. А. Кондрыкинской, Н. А. Лемяскина, Н. С. Махина, Л. А. Обухова, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова и др.
Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, и О. Е. Жиренко разработаны и реализованы «Уроки здоровья». Цель курса — обучение детей бережному отношению к собственному здоровью и приемам его сохранения, методический материал отвечает требованиям ФГОС [4].
Обобщался опыт дошкольных образовательных организаций по обозначенной проблеме А. Д. Добрушиным, В. Н. Зимониной, JI. А. Комлевой, JI. В. Куцаковой, Е. А. Козловской, С. И. Мерзляковой, И. С. Окуневым, В. Н. Сахаровой, Т. И. Сушковой.
Однако в настоящее время остается актуальным поиск эффективных технологий формирования у дошкольников основ безопасного участия в дорожном движении. Осознание остроты проблемы обусловило введение в штатный состав управлений Госавтоинспекции должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, который координирует, проводит мониторинг деятельности образовательных организаций по профилактической работе с детьми. Однако, количество детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях не уменьшается.
Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: образовательный процесс в системе дошкольного образования.
Задачи, позволившие достижению цели:
- Разработка учебно-методического комплекса «Уроки безопасности на дороге».
- Реализация УМК.
- Мониторинг образованности дошкольников до начала эксперимента и после.
Методы исследования и испытуемые
В эксперименте приняли участие старшие дошкольники МБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа. Участвовали две группы, в общей сложности 45 детей. Реализовывали УМК воспитатели дошкольной образовательной организации и были включены в деятельность родители воспитанников.
Учебно-методический комплекс представлял собой программно-модульное обучение. Каждый модуль реализовывался в течение пяти часов, т. е. в течение недели. В УМК входили следующие модульные программы: «Школа дорожной безопасности», «Безопасная дорога в детский сад», «Что такое светофор?», «Дорожный знак «Зебра», «Дорожные потешки», «Юный велосипедист», «Правила поведения в транспорте», «Пешеход имеет право», «Изучаем виды транспорта», «Развитие внимания и восприятия», «Как поступить в сложившейся ситуации?», «Викторина «Своя игра», «Дорожная планета», «Пешеходы на дороге», «Вежливые водители и пешеходы».
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении выстроено с учетом возрастных особенностей, рассматривается как целостная психолого-педагогическая система и характеризуется ориентацией на личностное развитие дошкольников. Реализация УМК осуществлялась на основе структурно-функциональной модели, включающей в себя мотивационно-потребностный, содержательный и результативно-оценочный компоненты.
Обсуждение результатов исследования
Реализация модульных программ показала заинтересованность родителей в формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Мониторинговый срез на входе показал, что дети имеют первичные навыки безопасного участия в дорожном движении. Непосредственная образовательная деятельность, проводимая воспитателями, имеет систематический характер. Однако, по некоторым параметрам знания отсутствовали или не были достаточно прочными. Например, на вопрос «Можно ли играть около проезжей части?», некоторые дети ответили убедительно, пояснив, что там автомобили не проезжают. Некоторые дети не знали значения цветов светофора, были проблемы и с поведением в транспорте. На вопрос: «Как вы поступите, если у вас на спине рюкзак, а в автобусе много пассажиров?». Только два ребенка ответили, что рюкзак в любом случае требуется снимать с плеч в общественном месте. И самое главное, дети совершенно не знали правила поведения в метро. В связи, с чем был разработан авторский учебно-методический комплекс «Уроки безопасности на дороге», реализация, которого, осуществлялась в течение четырех месяцев. Отличительной особенностью УМК являлось то, что была организована супервизия для воспитателей, включающая проблемные ситуации, на которые они должны предложить решение.
В структуре карты выделены столбцы:
‒ Проблемные ситуации.
‒ Решение проблемных ситуаций.
В столбце 1 имеется готовая тематика, столбец 2,заполняются педагогами.
№ |
Проблемные ситуации |
Решение проблемных ситуаций (заполняется педагогами) |
1 |
Вне населенного пункта ребенок шел домой с мамой по проезжей части в попутном направлении с транспортными средствами. |
Разработать и реализовать программы: «Школа светофорных наук», «Пешеход. Дорога. Улица»; Провести конкурсы «Автомульти»; «Маша и Медведь в Большом городе»; «Решаем кроссворд». Провести игровое упражнение «Разрешается — запрещается». Провести занятия: «Азбука дорожного движения»; «Правила дорожные детям знать положено»; «Золотая зебра». Провести психологические часы (проводит педагог-психолог): «Я люблю себя, поэтому забочусь о своей жизни и своем здоровье»; «Моя самооценка»; «Почему я должен знать ПДД?»; «Мои мечты» |
2 |
Дошкольники решили поиграть в игру «Беги и умри», которую видели по TV, суть которой — перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом |
Провести родительские собрания «Влияние сети Интернет на поведение детей», психологическое исследование самооценки и самовосприятия, рекомендовать родителям усилить контроль за детьми в сети Интернет, Провести психологические часы (проводит педагог-психолог) |
3 |
Дошкольники, побежали через дорогу вслед за собакой, сорвавшейся с поводка. |
Образовательные события: «Ответственность за нарушение ПДД», «Дисциплина на дороге -залог безопасности пешехода» |
4 |
Дошкольник старшей группы ехал с мамой в плотно заполненном автобусе с рюкзаком на спине. |
Образовательные события «Я и окружающие меня люди», «Правила поведения в общественном месте». Психологическое тестирование «Уровень воспитанности ребенка». Родительское собрание «Пример родителей -воспитанный ребенок», «Ответственность родителей за воспитание ребенка» |
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого воспитанники получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного участия в дорожном движении. А компетентность педагогов — одна из составляющих успешного обучения детей [2].
Реализация УМК сопровождалась, играми, театрализованными праздниками, конкурсами. Использовались электронные образовательные ресурсы в виде презентаций, видео, загадок, мультфильмов.
Выводы. Анализ состояния проблемы формирования у старших дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении в системе дошкольной образовательной организации, позволил сделать вывод о реализации целостной системы образовательной деятельности в этой области.
Установлены первичный и конечный уровни сформированности основ безопасности участия в дорожном движении. По окончании эксперимента было отмечено, что дошкольники владеют знаниями в области правил дорожного движения намного лучше, чем вначале эксперимента.
Разработанный и апробированный учебно-методический комплекс «Уроки безопасности на дороге» дал положительные результаты и эффективен в обучении детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасного участия в дорожном движении.
Доказано, что занятия с педагогами в формате супервизии повышает компетентность в области обучения детей навыкам безопасного участия в дорожном движении.
Литература:
- Валеев, Ф. Г. Повышение.профессионального мастерства инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ф. Г. Валеев; Санкт-Петерб. ун-т. СПб., 2004. -29 с.
- Зубарева Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 63–68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7443/ (дата обращения: 09.10.2018).
- Майорова Ф.С «Изучаем дорожную азбуку». [Текст] // М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005. — 88 с.
- Обухова Л. А., Жиренко О. Е., Лемяскина Н. А. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1–4 классы. [Текст] // — 2-е изд., перераб. — М.: ВАКО, 2013. — 288 с