Нормативно-правовое регулирование спорта и физической культуры в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авсиевич, В. Н. Нормативно-правовое регулирование спорта и физической культуры в Казахстане / В. Н. Авсиевич, П. А. Дельвер, Г. А. Плахута, Жасын Серикбайулы Мухамбет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53008/ (дата обращения: 19.04.2024).



Спорт в современном понимании — это деятельность, предусматривающая экономическую (коммерческую) эффективность и высокую зрелищность мероприятий. Изначально целью спорта является достижение высоких соревновательных результатов наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека [1].

С обретением суверенитета Казахстан стал самостоятельным и в таком важном аспекте жизнедеятельности, как физическая культура и спорт. Каждая медаль, добытая казахстанскими атлетами на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и Азии — весомый аргумент верности социально-экономического пути, выбранного нашим государством. Кроме того, завоеванные призы и награды это не просто достижения национальных сборных команд по различным видам спорта, это еще и свидетельство крепнущего авторитета Казахстана на международной арене [2].

Колоссальный общественный потенциал спорта и физической культуры является наименее финансово затратным и наиболее эффективным средством физического и морального оздоровления нации. В спортивной сфере при наличии широкого разнообразия ее организационных форм максимально сближены личные и общественные интересы населения, развитие индустрии спорта дает приток новых рабочих мест и способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей высокое экономическое значение для государства.

Спорт, как и любая другая деятельность, требует правового осмысления и законодательного регулирования. Особое значение в системе управления спортом и физической культурой имеет тесное взаимодействие между государственными органами, которое в свою очередь требует наличие соответствующей нормативно-правовой базы.

Развитие спортивного движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в данной сфере, оно формирует и совершенствует эти отношения [3].

Цель — проведение анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спортивную и физкультурную деятельность в Республики Казахстан.

Задачи:

  1. Определить основные действующие нормативно-правовые акты регулирующие вопрос спортивной и физкультурной деятельности в Республики Казахстан.
  2. Провести анализ нормативно-правовых актов регулирующих вопрос спортивной и физкультурной деятельности в Республики Казахстан.

Методы иорганизация исследования.

Основным методом при проведении исследования явился метод сравнительно-правового анализа — мысленного расчленения изучаемого объекта на определенные элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними.

Метод включал в себя следующие этапы:

– изучение сравниваемых нормативно-правовых актов по отдельности;

– сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

– оценку результатов.

Также в исследовании был применен метод юридического толкования, как способ уяснения содержания правовых актов.

Анализу была подвергнута действующая на момент исследования (август, 2018 г.) нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение спортивной и физкультурной деятельности в Республики Казахстан.

Результаты исследования и их обсуждение. Уполномоченным органом в области физической культуры и спорта является Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан в области физической культуры и спорта основывается на Конституции Республики Казахстан.

На данный момент можно выделить девять нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение спортивной и физкультурной деятельности в Республики Казахстан:

  1. Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения.
  2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.
  3. Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте».
  4. Закон Республики Казахстан «Об образовании».
  5. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан «Об утверждении республиканского перечня приоритетных видов спорта на 2018–2019 годы».
  6. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан «Об утверждении Правил ранжирования видов спорта в Республике Казахстан».
  7. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан «Об утверждении антидопинговых правил Республики Казахстан».
  8. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан «Об утверждении Правил безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту».
  9. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры «Об утверждении Правил компенсационных выплат членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) при получении ими спортивных травм и увечий на международных спортивных соревнованиях».

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения в области физической культуры и спорта, определяющим правовые, организационные, экономические и социальные основы обеспечения деятельности и развития массовой физической культуры, любительского и профессионального спорта в Республике Казахстан является Закон «О физической культуре и спорте».

Государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Казахстан проводится на основе принципов:

1) равенства и общедоступности занятий физической культурой и спортом для всех физических лиц;

2) непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения;

3) добровольности занятий физической культурой и спортом;

4) оздоровительной направленности физкультурно-спортивных мероприятий;

5) равного уважения к занятиям физической культурой, любительским и профессиональным спортом;

6) запрета на дискриминацию и недопущения пропаганды культа жестокости, насилия и унижения человеческого достоинства;

7) приоритетности спорта высших достижений, отстаивающего честь Республики Казахстан на международных спортивных соревнованиях;

8) содействия развитию адаптивной физической культуры и спорта [4].

Спортсмены имеют право на:

1) выбор вида (видов) спорта;

2) участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований единой спортивной классификации;

4) переход из одной физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную физкультурно-спортивную организацию по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций;

5) заключение договоров о спортивной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

6) содействие спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;

7) осуществление иных прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан [3].

В данное время в Республике Казахстан утвержден республиканский перечень приоритетных видов спорта на 2018–2019 годы [5], также утверждены правила ранжирования видов спорта в Республике Казахстан [6].

В 2014 году были утверждены Антидопинговые правила Республики Казахстан, которые определяют порядок предотвращения использования допинга в спорте и борьбы с ним. Спортивные федерации противодействуют использованию допинга в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами. Противодействие использование допинга включают комплекс антидопинговых мероприятий:

1) проведение допинг-контроля;

2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

3) предупреждение применения допинга;

4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

5) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

6) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним [7].

Несмотря на то, что в марте 2013 года в Казахстане начал свою работу Национальный антидопинговый центр, ведется активная работа по исключения допинга из спортивной практики на общественном и государственном уровне, вопрос использования запрещенных препаратов в Казахстане остается актуальным [8].

Физическое воспитание в организациях образования осуществляется в учебное и во внеучебное время в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования и типовыми учебными планами.

Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов адаптивной физической культуры и спорта осуществляются в спортивных клубах, школах и секциях инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Граждане Республики Казахстан имеют право заниматься оплачиваемой профессиональной спортивной деятельностью как в Республике Казахстан, так и других странах на договорной основе. Особенности регулирования отношений между профессиональными спортсменами, тренерами и другими специалистами в области физической культуры и спорта устанавливаются гражданским законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.

Квалификационные категории спортсменов тренеров, методистов, инструкторов-спортсменов и спортивных судей утверждены Законом РК «О физической культуре и спорте».

Правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спортуразработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» и определяют порядок обеспечения безопасности, охраны здоровья физических лиц при проведении занятий физической культурой и спортом [9].

Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании [10].

Проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта осуществляют научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения в области физической культуры и спорта, созданные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта координирует деятельность комплексных научных групп, временных научных коллективов при сборных командах Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) или в подведомственных организациях.

Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:

1) систематический контроль за состоянием их здоровья;

2) оценку адекватности физических нагрузок по состоянию их здоровья;

3) профилактику и лечение заболеваний, травм, медицинскую реабилитацию, витаминизацию и обеспечение лекарственными средствами в соответствии с нормативами;

4) восстановление здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

Медицинское обеспечение спортсменов, организация медицинского обслуживания при проведении спортивных мероприятий, порядок создания организаций спортивной медицины осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения. Медицинское обеспечение и оказание медицинской помощи спортсменам и тренерам осуществляются в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным органом в области физической культуры и спорта, по согласованию с уполномоченным органом. Спортсмены, не прошедшие медицинское обследование в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом в области физической культуры и спорта по согласованию с уполномоченным органом, не допускаются к спортивным соревнованиям [11].

В Казахстане также утверждены правила компенсационных выплат членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) при получении ими спортивных травм и увечий на международных спортивных соревнованиях [12].

Согласно Кодекса РК «Об административных правонарушениях» подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов — влечет соответствующее административное наказание.

Административное наказание также применяется к спортсменам за незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях.

Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, соответственно подвергается административному наказанию [13].

Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.

На территории Республики Казахстан могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Национальные физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством Республики Казахстан порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранцев и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом.

Выводы: Сучетом изложенного, спорт и физическая культура как отраслевой объект социального управления представляет собой совокупность специализированных государственных учреждений, общественных объединений и коммерческих организаций, осуществляющих физическое совершенствование населения и требующих системного правового обеспечения.

В Республики Казахстан на сегодняшний день создана достаточно эффективная правовая база позволяющая функционировать системе физической культуры и спорта. Тем не менее, в спорте, как и в других отраслях общественных отношений, следует постоянно совершенствовать и повышать уровень правовой теории и практики, которые определяют качество нормативных правовых актов и в целом уровень работы с юридическими документами в государственном и коммерческом (частном) секторе.

Литература:

  1. Авсиевич В. Н., Плахута Г. А., Бабаков И. В. Анализ развития массового спорта и физической культуры в Казахстане на современном этапе// Теория и методика физической культуры. — 2017. — № 2. — С.46–50.
  2. Закирьянов К. К. Нет земли без цветов, а народа без кормчего (о приверженности Н. А. Назарбаева к спорту) // Теория и методика физической культуры. — 2018. — № 2. — С.5–18.
  3. Спортивное право // sportwiki.to. URL: http://sportwiki.to (дата обращения: 7.08.2018).
  4. Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г.)
  5. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 30 октября 2017 года № 290 «Об утверждении республиканского перечня приоритетных видов спорта на 2018–2019 годы».
  6. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 июля 2017 года № 216 «Об утверждении Правил ранжирования видов спорта в Республике Казахстан» (с изменениями от 30.10.2017 г.).
  7. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 18 «Об утверждении антидопинговых правил Республики Казахстан».
  8. Авсиевич В. Н. Применение допинга в силовых видах спорта в Казахстане: состояние проблемы и пути решения // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. — 2017. — № 2. — С. 39–54.
  9. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 3 ноября 2014 года № 68 «Об утверждении Правил безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту» (с изменениями от 01.10.2015 г.).
  10. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.).
  11. Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.).
  12. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры от 28 июля 2014 года № 292 «Об утверждении Правил компенсационных выплат членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) при получении ими спортивных травм и увечий на международных спортивных соревнованиях» (с изменениями от 29.06.2016 г.).
  13. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2018 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, физическая культура, спорт, законодательство Республики, вид спорта, Республика, спорт Республики, физкультурная деятельность, приказ Министра культуры, уполномоченный орган.


Похожие статьи

адаптивный спорт, адаптивная физическая культура...

Ключевые слова: параспартакиада, адаптивная физическая культура,опорно-двигательный аппарат, сценарий, положение,эстафеты. В государственной политике суверенного Казахстана по направлению развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными...

Похожие статьи

адаптивный спорт, адаптивная физическая культура...

Ключевые слова: параспартакиада, адаптивная физическая культура,опорно-двигательный аппарат, сценарий, положение,эстафеты. В государственной политике суверенного Казахстана по направлению развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными...

Задать вопрос