Реконструкции всегда актуальны. Строятся новые дороги, торгово-развлекательные комплексы и фонтаны. В данной статье представлена модернизация колористического облика фасада с новой стороны, не использованной ранее, ведь необходимо не только обновлять фасад, но и давать вторую жизнь всей улице, соблюдая общепринятые стилистические нормы и при этом, не боясь вносить кардинально новые и смелые решения.
Ключевые слова: архитектура, фасады, строительство, городские фасады, архитектурные элементы, здания.
В современной архитектуре существует проблема разъединения ансамбля фасадов зданий, которым, безусловно, необходимо создавать единую и гармоничную картину вида улицы. Стиль, концепция, оформление, как архитектурных элементов, так и общего облика зданий, находящихся в непосредственной близости друг к другу, должны быть связаны одной смысловой нитью. Они могут дополнять информацию как каждый в частности, так и в общей группе.
Зачастую, подходя к очередному перекрестку, человек, не следующий по определенному маршруту, повернет в направлении той улицы, внешний вид которойсоединится из частиц в одну картину, создаст понятный, единый образ. А часть улицы, где здания не имеют единой ноты в своих фасадах, может оттолкнуть, не вызвать никаких положительных чувств, эмоций, ассоциаций. Конечно, никакие коммерческие предприятия не смогут расти и развиваться, располагаясь на такой улице. Как мелодия, звучащая из инструментов, несовместимых друг с другом, не будет иметь популярности среди слушателей, так и инсталляция в музее, из хаотично выбранных предметов, не несущих никакой философии и мысли, не привлечёт зрителя.
В градостроительстве, архитектуре, облике зданий, их фасадах, в архитектурных элементах, также прочих деталей (скамьях, урнах, ограждениях), должна быть философия, смысл.
Каким образом можно добиться целостности восприятия городского квартала? Обязательно необходимо учитывать условия проектирования, такие как:
- Новое строительство или реконструкция. Данный аспект является одним из самых важных, так как при первом варианте у архитектора намного больше возможностей, чем при втором: широкий спектр фасадных материалов, гибкость при проектировании и «стилевые подстройки» под окружающие здания. Начиная с конструкций настоящего сооружения, его состояния, степени изношенности, этажности,технического задания, заканчивая финансовой частью здания, при его реконструкции возникают сложности. Часто фирмы и компании, занимающиеся реставрацией фасадов здания, игнорируют окружающие сооружения, внешний вид которых должен быть учтен при разработке проекта.
- Климатические условия данной местности, роза ветров, влажность, сейсмичность. Быть в гармонии с природой — девиз мудрецов. По этому принципу строились все уникальные здания, создаваемые великими зодчими разных времен. Переходя от теории к практике, следует заметить, что если при визуальном осмотре улицы на каждом здании имеются трещины, не следует прибегать к оштукатуриванию реставрируемого фасада одного из них. Это не значит, что нужно закрыть на проблему глаза. Безусловно, необходимо проводить работы, укрепляющие фундамент и каркас здания, замедляющие либо останавливающие его дальнейшее разрушение. Но и стоит подумать о внешней эстетичности: создать более универсальные, соответствующие окружающей среде панели, скрыть изъяны фасада. Так, возможно, удастся избежать финансовых затрат при дальнейшей реставрации, ведь никому не выгодны частые ремонтные работы. А здания, существующие более 50-ти лет (особенно памятники архитектуры), будут неизбежно продолжать разрушаться. Заменить один материал на другой — вот наилучший способ обновить внешний облик улицы, избавиться от повреждений из-за неустойчивости к определенным погодным условиям.
- Цветовая гамма. Анализ и рассмотрение панорамы улицы в различных погодных условиях; время суток, время года. Всем известен факт, что анатомия глаза человека построена таким образом, что, при разных источниках освещения, один и тот же цвет воспринимается по-разному. К примеру, если все здания, расположенные на одной улице, имеют яркие фасады, не стоит проектировать фасад соседнего в светлых, серых или пастельных тонах. Если так произойдет, то в туман или дождь этот фасад покажется дырой в полотне улицы, сшитой яркими нитями. Также и наоборот, нельзя делать один дом яркого цвета, если все остальные светлые и приглушенные. Необходимо обратить внимание на наличие зелени, ее количество, а также на покрытие дороги: брусчатка это или асфальт, потому что даже серый цвет имеет свои оттенки. Присутствует ли стекло, пластик, витрины либо наоборот — классические колонны, капители, кованые элементы крылец и навесов. Каждая мелочь имеет значение. Однако не нужно забывать о том, что обращая внимание на частное, можно упустить общее.
Подводя итог, стоит заметить, что от состояния фасада, затем улицы, площади и проспекта, складывается портрет города. Его внешняя привлекательность зависит от грамотного подхода архитектора-создателя. И если портрет города будет гармоничным, пропорциональным, то и жизнь, душа, его дыхание и существование будет комфортным для горожан и гостей. Людям, находящимся в таком месте, всегда будет сопутствовать гармоничность и упорядоченность городской среды.
Литература:
- Ананьин, М. Ю. Реконструкция зданий. Модернизация жилого многоэтажного здания: учебное пособие для вузов / М. Ю. Ананьин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 142 с
- Кривошапко, С. Н. Архитектурно-строительные конструкции: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Кривошапко, В. В. Галишникова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 476 с.
- Основы архитектурного проектирования: учеб.пособие / О. В. Матехина; Сиб. гос. индустр. ун-т. — Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. — 296 с.