Управление образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.10.2018

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Киктенко, О. А. Управление образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада / О. А. Киктенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/227/52963/ (дата обращения: 01.03.2021).



По статистическим данным, в России насчитывается свыше двадцати четырех тысяч малокомплектных детских садов. Особенно много их в сельской местности и в городах областного подчинения. В последние годы во всех регионах Российской Федерации в связи с недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях всех типов увеличилось число разновозрастных групп в учреждениях с одновозрастным составом детей.

Проблема совместного воспитания детей разного возраста в детских садах не нова. Впервые в дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет социального исследования была представлена в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской и др.

Наиболее существенной проблемой является организация образовательного процесса в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения. Имеющиеся исследования в области организации деятельности малокомплектных дошкольных учреждений малочисленны и в основном раскрывают характеристики малокомплектных детских садов. Разработки в области управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада практически отсутствуют. В то же время, разновозрастная группа малокомплектного дошкольного учреждения имеет значительный развивающий потенциал, однако для его реализации необходимы определённые условия. Одним из таких условий является выстроенная система управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада. Предлагаемая нами модель представляет собой систему и является одним из возможных вариантов решения данной проблемы.

В ходе исследовательской работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей особенности разновозрастных групп, специфику организации образовательной деятельности, модели управления в системе образования, благодаря которому определено следующее:

– разновозрастная группа обладает большим развивающим потенциалом;

– эффективность организации образовательного процесса разновозрастных групп зависит от рациональной организации образовательного пространства и создания условий для одновременного воспитания детей смешанного возраста;

– в целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу;

– функциональный подход к управлению актуален в организации образовательного процесса в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении, где функции заведующего расширены.

Было установлено, что при организации образовательного процесса в разновозрастной группе малокомплектного детского сада следует учитывать некоторые особенности, прежде всего, это наличие в одной группе детей разного возраста, то есть педагогические и руководящие работники должны:

– знать образовательные программы всех возрастных групп;

– рационально организовывать режим дня в группе с учетом особенностей развития каждого ребенка разного возраста;

– эргономично организовывать образовательное пространство для осуществления всех видов детской и образовательной деятельности;

– использовать различные варианты и формы организации детей на занятиях и в других видах деятельности;

– развивать систему социального партнерства.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Староперуновская основная общеобразовательная школа» структурного подразделения «СТАРОПЕРУНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Тальменского района Алтайского края. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 3 до 7 лет и их родители.

Обобщая полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, можно сформулировать ряд проблем:

– малочисленность кадрового состава, несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству образовательного процесса;

– низкий уровень активности и заинтересованности родителей жизнью ребенка в детском саду;

– низкий уровень эргономичности, мобильности образовательного пространства, отсутствие иных помещений, кроме группы для осуществления образовательной деятельности;

– наименее осваиваемое детьми содержание следующих образовательных областей — речевое и физическое развитие (средний процент высокого уровня составил 19 % и 26 % соответственно), что объясняется отсутствием в дошкольном учреждении узких специалистов;

– «закрытость», изолированность дошкольного учреждения (отсутствие системы обмена опытом на базе детского сада, вне учреждения; отсутствие системы партнерства с социальными институтами);

– расширенный функционал заведующего (административно-хозяйственная, методическая, образовательная, управленческая деятельность).

В результате анализа имеющейся системы работы дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что в силу имеющихся особенностей система управления образовательным процессом в малокомплектном учреждении малоэффективна (малочисленность субъектов управления; интеграция управленческих функций на одном руководителе).

Исходя из анализа полученных данных была разработана и реализована модель (рис. 1), в основу которой положен функциональный подход (Л. Г. Богославец, П. И. Третьяков,) представляющей собой логически взаимосвязанные формы, методы, средства, условия работы по организации образовательного процесса в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада.

Представленная модель управления реализуется через несколько взаимосвязанных направлений:

– работа с родителями;

– работа с педагогами;

– административная деятельность;

– социальное партнерство.

В модели подробно представлен каждый из компонентов, его содержательная характеристика и технология реализации, с учетом специфики работы в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, определены условия реализации.

В результате реализации модели произошло существенное повышение уровня управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, что выразилось в положительной динамике в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Управление образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного дошкольного образовательного учреждения, на основе представленной модели, обеспечило положительную динамику в организации деятельности детского сада.

В целом по результатам обследования детей, можно говорить, что положительная динамика составила более 70 % (процент детей с высоким уровнем увеличился на 31 %; с низким — уменьшился на 12 %). Наименее освоенные образовательные области — речевое и физическое развитие, остались на низком уровне у двух детей. Качество усвоенных знаний, приобретенных умений и развитых способностей детей улучшилось в основном благодаря привлечению социальных партнеров, сторонних организаций и за счет использования нетрадиционных форм работы (квест, выездные занятия).

В результате реализации представленной модели отмечается:

– изменение характера взаимодействия педагогов детского сада и родителей (воспитатели стали теснее и ближеобщаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям);

– со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы;

– со стороны родителей наблюдается осознание значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности (увеличилось количество родителей, посещающих мероприятия группы и детского сада);

– по результатам анкетирования отмечается новое положительное отношение родителей к дошкольному образовательному учреждению, положительная оценка его деятельности.

– в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе работает консультативный пункт;

– отмечается стремление педагогов в повышении уровня педагогической компетентности в вопросах применения новых образовательных технологий;

– усовершенствована рабочая программа педагогов, которая выступает одним из инструментов управления дошкольным образовательным учреждением;

– создана нормативно-правовая база документов (локальных актов), регламентирующих управленческую деятельность в том числе;

– реконструировано образовательное пространство группы: в деятельность вовлечено пространство спальни и приемной;

– налажено взаимодействие с социальными институтами (библиотека, школа, ГИБДД).

В целом, можно говорить об улучшении качества предоставляемых образовательных услуг. Достоинством представленной модели является ее универсальность и адаптивность к условиям любого дошкольного учреждения.

Рис. 1. Модель управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, разновозрастная группа, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, малокомплектное дошкольное образовательное учреждение, малокомплектный детский сад, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, образовательное пространство, положительная динамика.


Похожие статьи

Стратегия развития дошкольных образовательных организаций...

Одним из направлений создания имиджа дошкольного образовательного учреждения мы считаем развитие бренда детского сада.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Похожие статьи

Стратегия развития дошкольных образовательных организаций...

Одним из направлений создания имиджа дошкольного образовательного учреждения мы считаем развитие бренда детского сада.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная...

Задать вопрос