Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.10.2018

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Дворецкая, Т. Н. Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52890/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены теоретические основы использования опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Проанализировано социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Изучен опыт народной педагогики как средство воспитания детей дошкольного возраста. Выявлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Проанализировано состояние проблемы формирования социально-нравственных качеств детей средствами народной педагогики в практике работы дошкольных образовательных организаций. На основе проведённого исследования автором предлагается оценить и определить роль и возможности средств народной педагогики в формировании социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, народная педагогика, социально-нравственное воспитание.

In this article the purpose of theoretical justification and experimental check of the pedagogical conditions providing effective use of means of national pedagogics in social and moral education of children of the senior preschool age is set. The article deals with the theoretical basis of using the experience of folk pedagogy in the social and moral education of children of preschool age. The social and moral education of preschool children as a scientific and pedagogical problem is analyzed. The experience of folk pedagogy as a means of education of preschool children is studied. Features of development of children of the senior preschool age are revealed. The state of the problem of formation of social and moral qualities of children by means of folk pedagogy in the practice of preschool educational organizations is analyzed. On the basis of the conducted research the author proposes to evaluate and determine the role and possibilities of folk pedagogy in the formation of social and moral qualities in preschool children.

Keywords: preschool age, folk pedagogy, social and moral education.

Важнейшим аспектом становления личности является социально-нравственное развитие, которое определяет характер взаимоотношений человека с обществом и, как следствие, успешность или не успешность его существования в нем. Приобщение ребенка к социально-нравственным ценностям общества начинается уже в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте у ребенка формируются базовые нравственные представления, он приобретает первый опыт социальных отношений. Дети дошкольного возраста, благодаря пластичности нервной системы, легко обучаются и воспринимают действительность, что создает возможность для их успешного социально-нравственного воспитания. В связи со сказанным становится понятной актуальность социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, грамотного введения детей в мир социально-нравственных отношений. Актуальность данной задачи нашла подтверждение и ФГОС ДО, где социально-нравственное развитие выделено как одно из основных направлений работы дошкольной образовательной организации.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста обусловлена большим вниманием к данной проблеме психологов и педагогов. Решению данной проблемы посвятили свои труды такие исследователи, как: Р. С. Буре, A. M. Виноградова, В. А. Горбачева, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, А. Д. Кошелева, В. К. Котырло, А. И. Липкина, С. В. Петерина, Т. О. Пономаренко, С. Е. Рыжикова, Г. Г. Сергеичева, Е. В. Субботский, Е. О. Счастная, Т. М. Утробина, Т. Н. Титаренко, В.Г Цуканова, Э. В. Штиммер, О. А. Шаграева, Е. К. Ягловская и др. В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.

В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск различных форм, методов и средств социально-нравственного воспитания подрастающего поколения. Огромный потенциал в данном вопросе накоплен в опыте народной педагогики. Однако, в настоящее время опыт народной педагогики в практике работы дошкольных организаций используется недостаточно. Как правило, педагоги используют очень ограниченный спектр отдельных средств народной педагогики, не реализуя её воспитательный потенциал полностью. В связи со сказанным нами сформулирована проблема исследования: Каковы педагогические условия эффективного использования опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Проблема социально-нравственного воспитания подрастающего поколения — ключевая проблема развития любого общества. В разных странах на разных этапах исторического развития данная задача всегда носила непреходящий характер. Значение социально-нравственного воспитания подчеркивали в своих трудах многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

Теоретические основы социально-нравственного воспитания подрастающего поколения заложены в трудах выдающихся отечественных ученых К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, И. С. Кона и др.

Важнейшим этапом социально-нравственного воспитания подрастающего поколения являются начальные этапы становления личности, в частности, дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первые представления о социальных и нравственных нормах, становится субъектом общественных отношений. Эти первые впечатления о мире и нормах жизни в нем оказывают большое влияние на всю последующую жизнь ребенка и очень прочно усваиваются им.

Психологические механизмы социально-нравственного развития детей изучены в исследованиях выдающихся отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Ими обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

Большое значение русским народным играм придавала А. П. Усова. Она отмечала, что хорошая детская игра выступает образцом высокого педагогического мастерства. Воспитательное значение оказывает не только какая — то отдельно взятая игра, в народной педагогике определена последовательность народных игр от младенчества до зрелости. Народные игры, сказки, песни, созданные народом, передаются от старшего поколения более младшему, оказывая огромное воспитательное значение на воспитание детей.

Непреходящим достоинством народного воспитания является то, что оно охватывает практически все возрастные этапы и выбор форм, средств и методов работы с детьми на каждом этапе соответствует возрастным особенностям развития ребенка.

Старший дошкольный возраст — очень важный этап личностного становления, который характеризуется интенсивными темпами созревания всех органов и систем ребенка. В этом возрасте ребенок активно осваивает мир человеческих отношений, ему становится интересен сам человек, его мотивы, действия и поступки. В связи с этим, это очень важный период с точки зрения социально-нравственного развития ребенка. Освоение мира социально-нравственных отношений людей происходит в процессе непосредственного общения со взрослыми и сверстниками, в процессе сюжетно-ролевых игр и целенаправленного обучения. Важнейшим условием гармоничного социально-нравственного развития ребенка старшего дошкольного возраста является грамотно организованная воспитательная работа в детском саду и в семье.

С целью анализа состояния проблемы в практике образовательных организаций нами проведен констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. В исследовании задействовано 44 ребёнка старшего дошкольного возраста (экспериментальная (22 человека) и контрольная (22 человека) группы), 19 педагогов, 44 родителя.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. изучить уровень социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
  2. проанализировать ориентированность образовательного процесса ДОО на использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей.

Изучение уровня социально-нравственного развития осуществлялось в соответствии с выделенными критериями:

– анализ представлений детей о том, что «хорошо» и что «плохо»;

– анализ поведения детей (в соответствии с социально-нравственными нормами или нет?);

– анализ отношения детей к выполнению нравственных норм (эмоционально-положительное или нет?).

Для решения первой задачи мы использовали следующие методики:

№ 1. Исследование сформированности нравственных качеств (экспертные листы на основе критериев, разработанных Н. А. Виноградовой).

№ 2 Адаптированный тест «Нравственные качества» (А. А. Назаровой «Школа семи гномов»).

№ 3 Методика диагностики социально-нравственного развития детей Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.

№4 Метод «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)

№5 Метод «Сюжетные картинки» (Модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой).

Исследование показало, что преобладает средний уровень социально-нравственного развития детей.

Лишь небольшой процент детей может правильно дифференцировать нравственные качества, дать им оценку и аргументировать свой ответ, а остальные дети находятся на среднем и низком уровне оценивания нравственных качеств.

Большой процент детей допускают значительные ошибки при характеристике и осознании нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств, это происходит не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качеством, потому что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не заострялось должного внимания.

Анкетирование педагогических работников ДОО на предмет ориентированности образовательного процесса ДОО в использовании опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей выявил средней уровень компетентности педагогов. Наиболее затруднение у педагогов вызвал вопрос, какие средства формы и методы социально-нравственного воспитания Вы применяете на практике. Так же затруднения вызвал вопрос, какие средства народной педагогики вы применяете.

Анализ полученных результатов лег в основу разработки проекта работы по формированию и развитию социально-нравственных качеств посредством народных сказок. Для работы по каждой сказке нами было предусмотрено методическое сопровождение, включающее критерии, показатели, диагностические задания по всем компонентам развития нравственных качеств.

На формирующем этапе исследования с целью формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики был разработан педагогический проект «Путешествие по дороге сказок». Проект был внедрён в образовательный процесс детей экспериментальной группы.

Цель проекта: Воспитание социально-нравственных качеств у детей посредством народной сказки, учитывая все компоненты нравственного воспитания.

Задачи:

– Формировать:

  1. представление детей о социально-нравственных качествах
  1. нравственное отношение у детей к персонажам и их поступкам
  2. представление о правилах поведения в обществе

– Способствовать проявлению:

  1. доброжелательного, уважительного отношения к окружающим людям
  2. потребности в поведении, соответствующем морали общества
  3. эмоционального отклика на нравственные проявления, качества, поступки.

– Содействовать становлению адекватной и дифференцированной оценки нравственных проявлений в различных ситуациях

– актуализировать использование народных сказок в разных видах продуктивной, игровой, познавательной, художественно — эстетической деятельности.

– представлять русские народные сказки на основе театрализованной деятельности с помощью ИКТ.

Контрольная диагностика детей показала, что формирующий этап исследования прошёл успешно, социально-нравственные качества детей экспериментальной группы улучшились, результаты стали гораздо выше.

Таким образом, использование средств народной педагогики в формировании социально-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста эффективно.

Литература:

  1. Ахтян А. Г. Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста Ярославский педагогический вестник — 2012 — № 4 — Том II (Психолого-педагогические науки)
  2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М: Мозаика-Синтез, 2014. — 80 с.
  3. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 762–766.
  4. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115–118.
  5. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.:ТЦ Сфера, 2013.-176 с.
  6. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, социально-нравственное воспитание, социально-нравственное воспитание детей, качество, подрастающее поколение, ребенок, социально-нравственное развитие детей, социально-нравственное развитие.


Ключевые слова

дошкольный возраст, народная педагогика, социально-нравственное воспитание

Похожие статьи

Формирование нравственных начал у детей дошкольного...

- воспитание у детей социально значимых качеств личности, таких как, честность

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Не менее важны для ребенка

уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3]. Подчеркнём, что...

Похожие статьи

Формирование нравственных начал у детей дошкольного...

- воспитание у детей социально значимых качеств личности, таких как, честность

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Не менее важны для ребенка

уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3]. Подчеркнём, что...

Задать вопрос