Клинические особенности и течение осложнений сахарного диабета у детей в Курской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клинические особенности и течение осложнений сахарного диабета у детей в Курской области / Н. Д. Двойных, Д. В. Петроченко, Л. А. Семченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52880/ (дата обращения: 20.04.2024).



Сахарный диабет (СД) I типа в детском и подростковом возрасте практически во всех странах мира является одной из наиболее сложных и социально значимых проблем современного здравоохранения и медицины. Это обусловлено клиническим полиморфизмом эндокринопатологии, широкой распространенностью, прогрессирующим ростом заболеваемости, хроническим течением, устанавливающим кумулятивный характер заболевания в популяции, тяжелыми осложнениями, ранней инвалидизацией больных в наиболее активном жизненном периоде, целесообразностью совершенствования системы специализированной помощи. Данные международной Диабетической Федерации (IDF) свидетельствуют, что за последние 15 лет число больных сахарным диабетом в России удвоилось и превысило два миллиона [4].

Сахарный диабет (СД) I типа у детей — это основная нозология, обуславливающая инвалидность в детском возрасте с заболеваниями эндокринной системы. Созданные в настоящее время национальные и региональные регистры сахарного диабета I типа у детей выявили широкую вариабельность заболеваемости и распространенности в зависимости от популяции и географической широты в разных странах мира [5]. Эпидемиологические исследования в разных странах свидетельствуют об увеличении заболеваемости сахарным диабетом I типа у детей. Ежегодно в мире СД I типа выявляется примерно у 80 000 детей и подростков младше 15 лет. В большинстве западных стран СД I типа встречается более чем в 90 % всех случаев сахарного диабета у детей и подростков. Распространенность СД I типа варьирует в разных странах, в пределах одной страны, в различных популяциях. Более часто СД I типа встречается в Финляндии, странах Северной Европы, Канады. Показатели заболеваемости в этих странах — более 20 человек на 100 тысяч населения в год. Наиболее низкая заболеваемость — в Азии. Так, например, в Японии заболеваемость составляет 2, в Китае — 3,1, на Тайване — 5 на 100 тыс. населения [6].

В Российской Федерации также отмечается рост заболеваемости сахарного диабета у детей, и она совпадает с общемировыми тенденциями. Ежегодно рост заболеваемости сахарным диабетом I типа среди детей увеличивается в среднем на 2,82 %. Сегодня во всемирном масштабе число больных диабетом превышает 387 млн. человек, а по прогнозам Всемирной организации здравоохранения предполагается, что к 2035 году достигнет почти 600 млн. человек. Приблизительно 10 % больных — с диабетом I типа, в мире диагностированных детей с диабетом I типа — почти 500 тысяч [7].

Сахарный диабет — этиологически неоднородная группа метаболических заболеваний, которые характеризуются хронической гипергликемией, обусловленной нарушениями секреции или действия инсулина или сочетанием этих нарушений. При СД

отмечаются нарушения углеводного, жирового и белкового обмена, которые обусловлены

нарушением действия инсулина на тканях мишенях [1].

Сахарный диабет I типа возникает в результате абсолютной инсулиновой недостаточности у детей, характеризуется сниженным (по сравнению с нормой) уровнем инсулина в крови. Чаще всего СД I типа является результатом иммунного аутоагрессивного процесса, приводит к прогрессирующему селективному повреждению и деструкции β-клеток поджелудочной железы [2,3].

Невозможность поступления глюкозы в инсулинзависимые ткани (жировая и мышечная ткань) приводит к энергетической недостаточности, в результате интенсифицируются липолиз и протеолиз, с которыми связана потеря массы тела. Повышение уровня гликемии вызывает гиперосмолярность, что сопровождается осмотическим диурезом и выраженным обезвоживанием. В условиях дефицита инсулина и энергетической недостаточности растормаживается продукция контринсулярных гормонов (глюкагон, кортизол, ГР), которая, несмотря на нарастающую гликемию, обусловливает стимуляцию глюконеогенеза. Усиление липолиза в жировой ткани приводит к значительному увеличению концентрации свободных жирных кислот. При дефиците инсулина липосинтетическая способность печени подавлена и свободные жирные кислоты включаются в кетогенез. Накопление кетоновых тел приводит к развитию диабетического кетоза, а в дальнейшем — кетоацидоза. При прогрессирующем нарастании обезвоживания и ацидоза развивается коматозное состояние, которое, при отсутствии инсулинотерапии и регидратации, неизбежно заканчивается смертью. В настоящее время, когда назначение инсулинотерапии предотвращает развитие острых осложнений СД, прогноз для пациентов с СД I типа определяется его поздними осложнениями, в первую очередь микроангиопатией и нейропатией [8].

Сахарный диабет I типа — наиболее частый патогенетический вариант у лиц моложе 20 лет. Однако в последние годы наблюдается тенденция к повышению частоты развития заболевания у детей раннего возраста (0–5 лет) [2].

Результаты иих обсуждение. Программа экспериментального исследования включала анализ 100 историй болезни детей с СД I типа, из них девочек — 52 % (52 чел.), мальчиков — 48 % (48 чел.). У 34 % случаев (34 чел.) отмечалась отягощенная наследственность.

При оценке клинических проявлений было установлено, что наиболее часто пациенты предъявляли жалобы на сонливость — 73 чел. (73 %), мышечную слабость — 54 человека (54 %), жажду (33 чел. — 33 %), полиурию — 21 чел. — 21 %, кожный зуд 18 чел. — 18 %, запах ацетона изо рта (уровень гликемии <2,2) у 2х человек (2 %)).

При анализе структуры пациентов по возрастным группам выявлено, что большинство больных с СД I типа составляли лица возрастной группы от 8 до12 лет (65 %).

Распределение исследуемых по подгруппам:

– первая подгруппа — возраст больных от 0 до 8 лет, при этом заболевание диагностировано — 0–3 г. — 5 %, 4–7 лет — 10 %;

– вторая подгруппа — 8–12 лет, при этом заболевание диагностировано у 64 %;

– третья подгруппа включала детей в возрасте 13–15 лет (18 % с СД I типа от общего числа исследуемых);

– в четвёртой подгруппе возраст детей варьировал от 16 до 18 лет –3 % детей с установленным заболеванием.

Наиболее часто встречались пациенты со средней степенью тяжести СД — 65 чел. (65 %); реже — с тяжёлой степенью — 35 чел. (35 %).

В зависимости от длительности течения СД, обследованная группа была разделена на 4 подгруппы: I подгруппа, представлена пациентами с впервые выявленным сахарным диабетом I типа; II подгруппа — пациенты с длительностью СД до 5 лет; III подгруппа — пациенты с длительностью СД 5–10 лет; IV подгруппа — пациенты с длительностью СД более 10 лет.

Характер распределения больных в зависимости от степени тяжести СД: впервые выявленный СД I типа со средней степенью тяжести установлен у 15 чел. (71,4 %), тяжелой степенью — 6 чел. (28,6 %); при длительности заболевания до 5 лет со средней степенью тяжести — 40 чел. (68.9 %), тяжелой степенью — 18 чел. (31.1 %); длительности 5–10 лет со средней степенью — 8 чел. (18.1 %), тяжелой — 10 чел. (81.9 %); течение более 10 лет: средняя степень тяжести — 2 чел. (66.7 %), тяжелое течение — 1 чел. (33.3 %).

Данное распределение указывает, что массовое количество детей со средней степенью тяжести составила в группе с длительностью заболевания до 5 лет, с тяжелой степенью тяжести в группе с длительностью СД до 5 лет.

На разных стадиях СД, наиболее чаще встречаются такие осложнения, как диабетическая полинейропатия — 69 %, диабетическая ретинопатия — 29 % и диабетическая нефропатия — 14 %. У 5 % пациентов детского и подросткового возраста осложнений не наблюдалось.

При проведении анализа осложнений по подгруппам установлено следующее.

В I подгруппе диабетическая полинейропатия наблюдалась у 14 чел. (66.6 %), диабетическая ретинопатия у 4 человек (33.4 %), у 1 человека (4,7 %) наблюдалась диабетическая нефропатия и диабетическая полинейропатия совместно, 3 человек (14,2 %) без осложнений.

Во второй подгруппе диабетическая полинейропатия наблюдалась у 36 человек (62 %), диабетическая ретинопатия у 13 человек (22.4 %), диабетическая нефропатия у 7 человек (12 %).

У 5 человек (8,6 %) совместно наблюдалась диабетическая полинейропатия и диабетическая ретинопатия, у 4 человек (6,9 %) диабетическая полинейропатия и диабетическая нефропатия, у 1 человека (1.7 %) все три осложнения совместно. 2 человека (3.4 %) без осложнений.

В третей подгруппе диабетическая полинейропатия встречалась у 17 человек (94.4 %), диабетическая ретинопатия у 11 человек (61.1 %), диабетическая нефропатия у 5 человек (27.7 %).

У 5 человек (27.7 %) диабетическая полинейропатия и диабетическая нефропатия наблюдались совместно, у 3 человек (16,6 %) диабетическая ретинопатия и диабетическая нефропатия, диабетическая полинейропатия и диабетическая ретинопатия у 6 человек (33,3 %), у 3-х человек (16,6 %) все три осложнения совместно.

В четвертой группе с длительностью заболевания больше 10 лет диабетическая полинейропатия наблюдалась у 2 человек (66.7 %), диабетическая нефропатия у 1 человека (33.3 %), диабетическая ретинопатия у 1 человека (33.3 %). У одного человека (33.3 %) диабетическая полинейропатия с диабетической ретинопатией совместно.

По мере увеличения длительности заболевания увеличивается количество детей с осложнениями. Так например, при длительности заболевания 5 лет и более, нет детей без осложнений.

Чаще у больных СД отмечалась дистальная полинейропатия 64 чел. (90,3 %), реже проксимальная полинейропатия — 5 чел. (9,7 %). Достоверная разница выявлена.

Установлено, что нормальные значения неврологических параметров были у 50 больных (72.4 %), умеренно выраженная нейропатия имело место у 14 чел. (20.2 %), выраженная нейропатия у — 5 чел. (7.4 %).

Также был проведён анализ сопутствующих заболеваний. Так, наиболее частым было резидуальное поражение ЦНС — 75 чел. (75 %); деформация желчного пузыря — 33 чел. (33 %); ожирение различной степени — у 35 чел. (35 %); реактивные изменения поджелудочной железы — 15 чел. (15 %); остеохондроз позвоночника — 21 чел. (21 %); дискинезия толстого кишечника — 8 чел. (8 %). У 15 человек (15 %) наблюдалось наличие нескольких сопутствующих заболеваний.

Заключение. СД I типа возникает приблизительно с одинаковой частотой, как у девочек, так и у мальчиков, при этом 34 % исследуемых детей имеют отягощенную наследственность. Наиболее частой жалобой пациентов является сонливость и мышечная слабость.

При изучении возникновении и течении осложнений по группам в зависимости от длительности и степени тяжести сахарного диабета I типа, было установлено, что при длительности заболевания больше 5 лет нет детей без осложнений. Массовое количество детей наблюдается в возрастной группе от 8–12 лет (61 %). В зависимости от степени тяжести СД было обнаружено — чем тяжелее течение СД, тем значительно чаще возникают микроангиопатии, а также более выраженные изменения происходят как с нервной системой, так и в организме в целом.

На разных стадиях заболевания диабетическая полинейропатия является наиболее часто встречающимся осложнением, а резидуальное поражение ЦНС и деформация желчного пузыря выступают ведущими среди сопутствующей патологии.

Полученные данные свидетельствуют о широком распространении СД I типа у детей в Курской области и неблагоприятном влиянии на психомоторное и физическое развитие детей.

Литература:

  1. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков / Российское общество детских эндокринологов. — 2013. — С. 36.
  2. Литвицкий, П. Ф. Расстройства углеводного обмена у детей: сахарный диабет / П. Ф. Литвицкий, Л. Д. Мальцева // Вопросы современной педиатрии. — 2017. — № 16. — С. 468–480.
  3. Литвицкий, П. Ф. Клиническая патофизиология: Учебник / П. Ф. Литвицкий — М.: Практическая медицина, 2015. — С. 213–240.
  4. Особенности функциональной активности фагоцитирующих клеток у детей с сахарным диабетом I типа / Э. Г. Ведешина, Д. А. Доменюк, Н. Ю. Костюкова и др. // Современная наука и инновации. — 2017. — № 3. — С. 169–176.
  5. Гунбина, И. В. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям с сахарным диабетом в условиях эндокринологического отделения ЧОДКБ / И. В. Гунбина, Э. Г. Домрачева // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2016. — № 1. — С. 4–7.
  6. Худорожкова, О. М. Анализ заболеваемости и распространенности сахарного диабета 1-го типа у детей и подростков в Пермском крае / О. М. Худорожкова, Е. Н. Смирнова // Медицинский альманах. — 2018. — № 3. — С. 27–30.
  7. Мультидисциплинарное сотрудничество в комплексном уходе за детьми с сахарным диабетом 1 типа / И. Стоянова, Г. Ненова, Е. Георгиева и др. // International Scientific and Practical Conference “WORLD SCIENCE”. — 2016. — № 9. — С. 22–25.
  8. Дедов, И. И. Эндокринология: Учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев — М.: Литтерра, 2015. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, тип, ребенок, IDF, рост заболеваемости, страна мира, число больных, энергетическая недостаточность.


Похожие статьи

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом...

Существуют две формы сахарного диабетадиабет I типа (инсулинзависимый) и диабет II типа (инсулиннезависимый).

Исходя из полученных нами данных по шкале личностной тревожности Тейлор, можно сделать выводы, что для подростков, больных сахарным...

Похожие статьи

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом...

Существуют две формы сахарного диабетадиабет I типа (инсулинзависимый) и диабет II типа (инсулиннезависимый).

Исходя из полученных нами данных по шкале личностной тревожности Тейлор, можно сделать выводы, что для подростков, больных сахарным...

Задать вопрос