Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.09.2018

Статья просмотрена: 1046 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Н. В. Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста / Н. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52823/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Описаны некоторые игры, направленные на развитие навыков взаимодействия и коммуникации.

Ключевые слова: младший школьник, межличностное взаимодействие, игра, коммуникация, общение.

The article presents the relevance and importance of the formation of interpersonal relations in primary school children, the definition of basic concepts on the problem, theoretically justified the effectiveness of the game to optimize the communicative skills of primary school children. Some games aimed at developing interaction and communication skills are described.

Keywords: Junior high school student, interpersonal interaction, play, communication, communication.

Сегодня, одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта, фиксирует следующее: необходимо дать ребенку как можно больше предметных конкретных знаний, навыков по отдельным дисциплинам, сформировать у него такие универсальные способы действия, которые помогут ему самосовершенствоваться, развиваться, быть готовым к тем действиям, которые он должен уметь делать в его возрасте. Личностные результаты ребенка четко прописаны в Стандарте, а в один из основных блоков универсальных учебных действий входит такой, как коммуникативный. Это еще раз доказывает значимость личности ребенка, и его умений применять соответственные качества в различных ситуациях [1].

Так называемый блок, формулирует коммуникативные действия ребенка следующим образом: младший школьник умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективных обсуждениях, учитывает позицию других людей и умеет строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Ребенок младшего школьного возраста вполне способен искать и собирать информацию по интересующему вопросу, выявлять проблему, оценивать ее и искать способы ее разрешения. Так же к коммуникативным действиям относится управление поведением партнера, куда входит контроль, коррекция и оценка действий собеседника. Ребенок так же способен выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, вести монологические и диалогические формы речи, в соответствии с нормами родного языка — грамотно, с синтаксическими правилами [9, 10].

Все вышеперечисленные умения, которых достаточно большое количество, должен развить в себе школьник младших классов, для успешного обучения и личностного роста в будущем. Именно младший школьный возраст наиболее подходящий для формирования таких новых навыков. В этом возрасте происходят существенные изменения в психическом и физиологическом развитии, все познавательные процессы способны самостоятельно усваивать материал и навыки. Отсюда вытекает умение самообразования и самовоспитания, что немаловажно для будущей жизни каждого ребенка.

Термин «межличностные отношения» имеет большое количество определений — это переживаемые взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Это система установок, ожиданий и ориентаций, взаимодействующих между собой людей, которые обуславливаются содержанием и организацией совместной деятельности и ценностей, на которое это взаимодействие опирается. Межличностные отношения основаны на различных видах общения: невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устная речь и т. д. [8].

Исходя из анализа исследовательских работ, посвященных изучению специфики межличностных отношений в младшем школьном возрасте сравнительно невелико, однако данные этих исследований весьма показательны [3, 4, 6, 7, 12].

Отношения младших школьников, прежде всего, характеризуются узостью межличностных связей — чаще всего это отношения между двумя детьми; поэтому группа или вообще не появляется, или существует эпизодически и небольшое количество времени. Лидерство носит одиночный характер. Исследователи так же сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к сверстникам. Основным мотивом межличностного выбора оказывается игровой мотив. Мотивы деловых отношений носят формальный характер. Одной из особенностью данного возраста так же считают обобщенность и устойчивость. У большинства детей до двенадцатилетнего возраста общение с товарищами по классу может ограничиваться лишь школой. И только у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, которые связанны не только учением. [4].

Из-за сложности и важности таких качеств, возникающих у младших школьников, в формировании межличностных отношений особенно важная роль принадлежит педагогу. Именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может разрешить такие ситуации, как вовлечение «изолированного» ученика в деятельность, помощь в достижении успеха в какой-либо деятельности, преодоление вспыльчивости, драчливости, обидчивости, застенчивости.

В анализе причин сложной ситуации и поиске путей выхода из нее существенную помощь так же может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции межличностных отношений.

Основа межличностных отношений — это потребность в общении. Это одна из основных социальных потребностей любого человека. «Общение с близким товарищем, — говорила Т. В. Драгунова, — проявляется в совершенно любой деятельности младшего школьника» [4]. Согласно этому утверждению, в любой игре общение будет обязательно. Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»... Поэтому именно игра и её организация — это один из действительно эффективных способов для формирования межличностных отношений у детей. А так как у младших школьников некоторое время еще присутствуют элементы игровой деятельности вместе с учебной, то в форме игры можно их обучить навыкам коммуникации и общения.

Именно в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это не развлечение — это проигрывание ситуаций будущей жизни — вид обучения. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается воображение. Игра — это школа общения для ребенка.

Несмотря на то, что ведущей деятельностью, все-таки для младших школьников является учебная, универсальность любой игры и игровых методов в учебной деятельности продолжают занимать все еще большое место.

Таким образом, игра — это не только детская деятельность. Это и занятие, служащее для всех возрастов. Игровые упражнения могут оказывать существенное влияние на становление и формирование межличностных отношений, если их целенаправленно и систематически использовать в учебной деятельности.

Приведем несколько примеров игр, направленных на оптимизацию межличностных отношений младших школьников.

Одна из необычных игр, отличающаяся своим неожиданным условием в задании это «Конкурс хвастунов». Цель данной игры: увидеть положительные качества и достоинства сверстника. Это условие очень важно для формирования коммуникативных способностей ребенка. В процессе игра, каждый ребенок должен назвать хорошее качество своего соседа, его умение. Игра универсальна еще и тем, что младший школьник закрепляет такие навыки, как хорошие и плохие качества человека, умение видеть достоинства, умение сформулировать речь, развивается память и мышление, такие процессы, как анализ и синтез.

Следующая игра не менее интересна и увлекательна — «Люди к людям». Как уже известно, тактильные ощущения немало важны для эмоционального фона, общения, доверия. Данная игра предполагает тактильное взаимодействие участников, тем самым учит доверять друг другу. Школьники должны выполнить задание в парах так, как скажет ведущий: палец к пальцу, нос к носу, рука к руке, нога к ноге, плечо к плечу, спина к спине и т. д. игра настроена на повышение настроения, развития внимания и быстроты действий, умению взаимодействовать в паре с товарищем, развитие слухового восприятия.

Подвижная игра «Гусеница» направлена на умение слаженно работать в команде, умение объединяться. В игре дети развивают воображение, мышление, ловкость действий, умение договариваться и действовать сообща. Игра по типу «физкультминутки» так же имеет коррекционное действие — снижение усталости, двигательные навыки, отдых от учебной деятельности. В процессе данной игры школьники должны держаться друг за другом в колонне, представить себя одной большой гусеницей, и выполнять при этом одно действие — гусеница делает зарядку, танцует, спит и др. игра может сопровождаться музыкой, что делает ее более привлекательнее, веселее и задорнее для детей.

Таким образом, оптимизация межличностных отношений очень важна для младшего школьника. Поэтому формировать это умение нужно и педагогу, и родителям детей. Своей универсальностью и простотой организации, игра — это способ формирования коммуникативных навыков, который идеально подходит для младших школьников. Важно учитывать каждого ребенка отдельно и всех детей одновременно вместе, при выборе игр и упражнений. Более того, одна игра будет способствовать развитию новых навыков, и закреплению старых. А так же одна игра может охватывать широкий спектр коррекционных и развивающих элементов, как было доказано нами выше, что делает ее уникальной.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972
  2. Давыдов В. В. Проблема периодизации психического развития. — В кн.: Педагогическая психология. Пермь, 1974,
  3. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения. — Вопросы психологии, 1975, № 3
  4. Киричук А. В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности: Автореф. канд. дис. — Киев, 1964
  5. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. — М., 1981.
  6. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969
  7. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Вестник Харьковского университета, 1978, № 10, с. 40–49.
  8. Тригер Р. Д. Некоторые особенности взаимоотношений младших подростков. — Вопросы психологии, 1968, № 6
  9. ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
  11. Ценципер А. Б. Зависимость положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе от некоторых особенностей личности и: поведения: Автореф. канд. дис. — М., 1967.
  12. Эльконин Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М, 1967
Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьник, отношение, младший школьный возраст, ребенок, школьник, умение, учебная деятельность, будущая жизнь, возраст.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к. Младший школьный возраст — это период позитивных

Значение игры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие. Цель этапа — формирование навыков и...

Похожие статьи

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

Учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к. Младший школьный возраст — это период позитивных

Значение игры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие. Цель этапа — формирование навыков и...

Задать вопрос