Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.09.2018

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Логачев, А. И. Право на получение бесплатного образования: распределение бюджетных мест в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) / А. И. Логачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52816/ (дата обращения: 19.01.2022).



Современное общество предъявляет каждому из своих членов все новые и новые требования, в частности к получению профессиональных знаний и навыков. Для многих людей карьерный рост, увеличение материального достатка и удовлетворение собственных социально-нравственных потребностей зависит от полученного образования. Но далеко не каждому удается реализовать себя. Во многом это зависит от доступности самого образования. В данной статье предпринята попытка кратко охарактеризовать право получения как бесплатного, так и платного высшего образования.

Нормативно-правовую базу, регулирующую процедуру поступление в высшее учебное заведение, составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, обеспечивающие право на поступление в вузы, а также локальные нормативные правовые акты вузов, регламентирующие процедуру поступления и зачисления.

Прием в высшие учебные заведения является серьезным первоначальным этапом, обеспечивающим реализацию права на образования граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ в ст.43 гласит: «Каждый имеет право на образование» [1] согласно пункту № 1 и пункту № 3 ст. 43 которой: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». [1] В данном случае речь идет именно об оплачиваемой за государственный счет форме обучения, в основном законе ничего не прописано о предоставлении платных образовательных услуг. Это довольно примечательный и противоречивый факт, на котором многие пытаются спекулировать, особенно при невозможности ввиду низких результатов вступительных испытаний по профильным предметам, поступить на «бюджетное» место.

На основании данной статьи Конституции РФ был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в котором в ст. 70 определяются общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. [2]

В этом же законе присутствует ст. 54 «Договор об образовании». Именно здесь прописаны основные требования и правила к оформлению документации на получение платных образовательных услуг. Особенно важным в данной статье является пункт № 3, в котором предусматривается обязательное прописание в договоре между заказчиком и исполнителем полной стоимости услуг и способ их оплаты. [2] Следуя букве закона, организация не вправе повышать стоимость предоставляемых услуг, за исключением индексации на официальный процент годовой инфляции в государстве, который утверждает ежегодно Правительство РФ. В остальных случаях повышение цены обучения противоречат закону о защите прав потребителей и Гражданскому кодексу РФ, что в свою очередь создает административный прецедент, который можно решить в судебном порядке.

Вопрос, который волнует многих при поступлении в высшее учебное заведение: почему на одни направления и специальности выделяется меньше бюджетных мест, чем на другие? Обыватель сразу видит в этом некий подвох, обосновывая свои подозрения желанием организации, которая предоставляет образовательные услуги, получить максимальную прибыль. На самом деле это не так. Рассмотрим данную проблему на примере Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Все нормативно-правовые аспекты, связанные с приемом на обучение абитуриентов описаны в Приказе «Об утверждении Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/19 учебный год в ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого». [3]

Важным этапом подготовки новой приемной кампании для государственных ВУЗов является установление контрольных цифр приема, с указанием особой квоты, целевой квоты и по договорам об указании платных образовательных услуг. Каждый год Министерство образования Российской Федерации (после 2018 года Министерство науки и высшего образования) выделяет определенное количество бюджетных мест для государственных ВУЗов. Их количество зависит от многих факторов: качества подготовки студентов, материальной базы, профессорско-преподавательского состава, общего числа сотрудников, результатов аккредитации. Министерство, исходя из данных мониторинга и проверок, а также для исполнения государственных заказов, может установить определенное количество бюджетных мест на отдельные направления и профили подготовки. Остальные места руководство университета распределяет самостоятельно. Для этого каждый факультет, по результатам заседаний входящих в него кафедр, составляет заявки по каждому направлению и специальности, запрашивая конкретное количество бюджетных мест. Данная цифра будет во многом зависеть от востребованности самого направления, опыта прошлых лет приема, заявок на целевое обучение, материально-технического обеспечения и количеством преподавателей. Далее распределение бюджетных мест утверждается на совете университета.

Как показывает практика последних 5 лет, на наиболее популярные у абитуриентов направления и специальности руководство университета старается выделить большее число бюджетных мест. При этом, учитывая большой конкурс, проходные баллы растут с каждым годом, что говорит у более качественной подготовки выпускников средних и средних профессиональных учебных заведений.

Второй вопрос заключается в определении стоимости оказания платных образовательных услуг. Многим он кажется завышенным. Цена, в данном случае, является основой в обеспечении рыночного финансирования университета. Именно уровень этой цены обеспечивает:

– самообеспечение организации, т. е. компенсацию всех сопутствующих образовательному процессу расходов;

– получение прибыли;

– возможности для расширения образовательной деятельности, помимо использования выделенных государственных средств.

Литература:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения: 22.09.2018);
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 22.09.2018);
  3. Приказ «Об утверждении Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2018/19 учебный год в ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — URL: http://tsput.ru/ent/2018/docs/f/Pravila_priema_TGPU_26.09.17.pdf (дата обращения 22.09.2018;
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Российская Федерация, высшее учебное заведение, Конституция РФ, место, программа, руководство университета, услуга.


Похожие статьи

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Российская Федерация, высшее профессиональное образование, наука РФ, Официальный сайт Министерства образования, высшее образование, государственная власть, предприятие, профессиональное...

Похожие статьи

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Российская Федерация, высшее профессиональное образование, наука РФ, Официальный сайт Министерства образования, высшее образование, государственная власть, предприятие, профессиональное...

Задать вопрос