Селфи-обмен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 апреля, печатный экземпляр отправим 15 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.09.2018

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Ермакова Л. А. Селфи-обмен // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 164-166. — URL https://moluch.ru/archive/225/52805/ (дата обращения: 29.03.2020).



Весь ход жизни нарушается и изменяется, когда в семье рождается малыш с ограниченными возможностями здоровья и это является продолжительной ее дезадаптацией. Этот вопрос мучает родителей днем и ночью, все их мысли только об этом — что же делать. В основном родители таких детей, отдаляются от друзей и родственников, которые тоже в свою очередь испытывают смешанные чувства и избегают общения с ними. Часто в семье не хотят повторение рождений детей из-за страхов, что их опять настигнет несчастье. Родители, которые воспитывают ребенка с ОВЗ, имеют недостаточную информацию о том, как учить, как воспитывать, как управлять поведением.

Ребенок с особенностями требует вдвое больше сил, времени и затрат, чем ребенок с нормой. Такого ребенка в детский сад не берут, он требует большое внимание и связывает, как говориться мать по рукам и ногам. В основном такие семьи подвержены распаду. Родители очень остро реагируют и переживают за здоровье ребенка, на его неожиданные нарушения. Конечно, он и любимый, и желанный, но ожидали здорового, умного и красивого, который добьется успехов и станет опорой.

Родители испытывают двоякие чувства, и любят, и злятся, отвергают и жалеют. Чувство стыда, вины и страха не дают покоя, это огромнейшее несчастье и потрясение. Надеясь на чудесное излечение, родители ищут специальные больницы и особенных врачей. Чтобы не изливать свое негодование и чувство вины на невинного ребенка, родители наказывают либо себя, и посвящают свою жизнь без остатка служению ребенку-инвалиду, либо перекладывают вину на других — подвергая нападкам врачей, обвиняя их в халатности и ошибках, а также в невнимательности социальных работников и педагогов. Важно заметить, что большинство родителей думают справиться самостоятельно и отказываются от помощи профессионалов.

Поэтому самое лучшее в такой ситуации, как можно быстрее постараться смириться и совладать с чувствами, чтобы ни в коем случае это не отразилось еще больше на нарушениях ребенка и благополучие семьи. К сожалению, очень мало семей, в которых эмоциональные и социальные отношения нормально складываются, таким семьям нужна комплексная и индивидуальная помощь. Социально-педагогические услуги в большинстве регионов отсутствуют, родители с детьми не могут полноценно развивать способности и реализовать свои интересы и увлечения. Поэтому важный педагогический принцип-помочь родителям найти в себе сильные стороны и предать уверенности ребенку с ОВЗ, научиться пользоваться им, адаптировать в социальном мире.

В повседневной жизни, огромное количество семей, сталкиваются с непониманием и пренебрежительным отношением. Дети с ОВЗ ощущают пустоту, а сверстники не общаются и не участвуют в совместной деятельности. Как показывает практика, семьи с такими детьми по отношению к проблеме делятся на 2 группы.

‒ 1 группа.

Семьи, которые не углубляются в переживания, пытаются приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, сделать свою жизнь и жизнь ребенка наиболее комфортной. Такая семья понимает проблему, прислушивается к рекомендациям специалистов и педагогов. В таких семьях, конечно же, тоже случаются критические моменты, но родители уже успели выработать установку на позитив по отношению к себе и своему ребенку, что достаточно быстро и легко формирует такие навыки, которые помогают адаптироваться и ребенку, и семье в критических ситуациях. К сожалению, таких семей мало, чем тех, которые носят деструктивный характер.

‒ 2 группа.

Это семьи, которые игнорируют проблему. Пусть справляется сам-это не моя проблема. Это отвергание и жестокое к нему обращение, это стрессовые, тревожные состояния глубоких переживаний, где чувство подавленности и беспомощности преобладают и ведет к плачевным результатам, отец не справляется и уходит, мать остается одна со своей бедой и в большинстве случаев, уходит в депрессию. Семьи нет, и для женщины с таким ребенком все рушится в один миг. А обретение новой жизни и жизненных ценностей не имеет для нее смысла, такое состояние затягивается на неопределенный срок. Часто мамочки оставляют работу меняя ее на низкооплачиваемую. Если в первом случае горе сплачивает семью, то во втором наблюдаются разводы и взаимные обвинения, что оказывает отрицательное воздействие н личность ребенка в целом. Поэтому одни озабочены отклонениями в развитии своего особенного чада и ищут пути решения адекватной помощи профессионалов, а другие же замыкаются в проблеме, отвергая помощь, остальные вообще не обращают на это внимание, на отклонения и дефекты в развитии ребенка. В большинстве случаев отношение родителя и ребенка не являются адекватными. Состояние тревожности, напряжения и стресса, вызванное рождением ребенка с отклонениями, не находят позитивного разрешения проблем. А острые эмоциональные чувства, чувства растерянности, депрессии, накапливаются и приводят к невротизации. Доходят до уровня психопатии, что носит стойкий характер, приводит к тому, что мать становится не уверенной в себе, становится слабым звеном в своей семье, и как правило, не способствует реабилитации ребенка, т. к уверена в не успешности, не способности достижения цели.

Е. Г. Силяева выделяет два типа родительских отношений к детям с отклонениями.

1 тип. Гиперопека — как чрезмерное внимание родителей по отношению к ребенку с о ОВЗ так называемый, кумир семьи. Такие родители проводят огромную часть времени с ребенком, стараются максимально опекать, помогать, удовлетворять все капризы и запросы, что значительно снижает трудовую и социальную активность ребенка.

2 тип. Эмоциональная изоляция-проявляется в виде скрытого или явно выраженного отвержения ребенка с ОВЗ в семье. В этом случае родители понимают свое негативное отношение к ребенку и в свою очередь пытаются компенсировать его чрезмерной заботой. Но когда эмоциональный контакт с ребенком отсутствует, родители повышают свои претензии и требования к специалистам, педагогам и воспитателям. Часто утаивают от посторонних глаз ребенка, выходят гулять лишь вечером, стесняются его дефектов.

К уже упомянутым взаимоотношениям гиперопеки и отчуждению, добавляют деспотизм родителей. Л. И. Левченко и В. В. Ткачева, рассматривают родительские отношения к детям с ОВЗ более подробно и выделяют типы моделей воспитания -ГИПЕРОПЕКА — ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ — АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕР СОЦИАЛИЗАЦИЯ, воспитание по типу повышенной моральной ответственности.-ВОСПИТАНИЕ В (КУЛЬТЕ) БОЛЕЗНИ — МОДЕЛЬ (СИМБИОЗ) — МОДЕЛЬ (МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК) — ГИПООПЕКА — ОТВЕРЖЕНИЕ РЕБЕНКА. Поэтому важно заметить, что как правило отношения родителей к ребенку с ОВЗ, заключаются, либо в чрезмерной самоотдаче, либо в полном безразличие и отстранении от ребенка. Все эти модели воспитания являются не адекватными, паразитирующими, тормозят его благополучие, не способствуют развитию, не социализируют ребенка в семье и обществе.

Также В. В. Ткачев выделяет три типа матерей детей с ОВЗ.

1. Невротический тип — это пассивная личностная позиция, тревожность, инертность, гиперопека по отношению к больному ребенку. Эта категория фиксируется на отсутствии выхода из сложившейся ситуации, что сказывается на их эмоциональном и психологическом фоне.

2. Авторитарный тип — этому типу свойственна активная жизненная позиция, стремление вопреки советам и рекомендациям специалистов, найти выход и стойкое желание помочь ребенку. Агрессия, импульсивность, неравномерные скачки настроения, часто могут быть направлены на жестокие формы наказания. На основания этого негативные переживания вытесняются и значительно оптимизируют их состояние.

3. Психосоматический тип — обусловлен склонностью к доминированию. Это сочетание невротического и авторитарного типов. Проблемы переживается изнутри. Если у невротического типа — это слезы и истерики, у авторитарного типа — это агрессия и крики, то у третий тип является причиной отклонений и возникает в психосоматической сфере. По результатам исследований, наиболее адекватным с точки зрения родительских отношений, является авторитарный тип, это объясняется тем, что такие родители способны идти на компромисс, способны к оказанию помощи ребенку с ОВЗ и установление модели (сотрудничества). Типичная реакция матерей является жалость, стремление опекать и контролировать. И когда ребенок попадает в специализированное учреждение, у мам начинается паника и нескончаемый поток претензий. Пример. У одной мамы особенного ребенка были претензии ко всему к процессу воспитания, к процессу обучения, не так одет, он голодный — говорила мама, вы не внимательны, предвзято относитесь, игнорируете интересы моего ребенка. Таким образом, мамочка раздражалась по любому поводу и всегда была не довольна. Конечно же, все ее мысли были лишь о том, как можно больше проконтролировать и заставить персонал группы уделять внимание только лишь одному ребенку. Мама уверяла, что лучше знает своего ребенка и зачастую отказывалась от помощи специалистов. Так появилась в группе проблема. А с негативом работать никто не желал. Это создавало не рабочую атмосферу в группе и приносило дискомфорт. И однажды помог один случай. Мама отправила свое фото по WhatsApp и попросила показать ребенку. Мальчик очень обрадовался. И я поспешила дать обратную связь и отправила фото межгруппового мероприятия. Мама была в восторге и попросила присылать ей еще.

Так начался наш селфи-обмен. Я отправляла фото с прогулок, занятий, экскурсий, различных мероприятий. Мама видела, что ребенок занят, что ему уделяют внимания, дарят любовь и заботу. И все те претензии, которые были, их не стало, потому что фото говорило об обратном. Такой селфи-обмен стал постоянным.

Отношение мамы изменилось, она с удовольствием стала прислушиваться к рекомендациям специалистов. Начала активно сотрудничать с педагогами и воспитателями. Важно сказать, что проблемы решаемы, просто надо сделать маленькие шаги, чтобы, не меняя родителей, изменить их отношение к происходящему. Наши дети неповторимы, они учат нас радоваться каждому дню. Те родители, которых подкосило горе, не отчаивайтесь, учитесь вместе с нами быть добрыми, помогать друг другу. Ведь принятие особенного ребенка, ведет к преодолению невзгод и зарождает новые партнерские отношения, работу в единой команде доверия.

Литература:

  1. Сост.С.Бейлезон-М: Центр «Нарния», 2007. Неутомимый наш ковчег.
  2. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Перевод с английского Н. Л. Холмогоровой. — М: Теревинф, 2004
  3. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей особых детей. Романчук О. И., перевод Секунда А. Издательство: Генезис, 2010 г.
  4. Обычные семьи, особые дети. Селигман М., Дарлинг Р. Перевод с английского Н. Л. Холмогорова, — М.; Теревинф, 2009.
  5. Дети с недостатками развития. Тингей — Михаэлис. К. Книга в помощь родителям. Перевод с английского. Под редакцией Д. В. Колесова. — М; Педагогик а, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, авторитарный тип, рекомендация специалистов, отношение, невротический тип, мама, группа, большинство случаев.


Похожие статьи

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В статье актуализируются проблемы влияния стилей детско-родительских отношений на формирование акцентуаций характера младших подростков. Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений...

Похожие статьи

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

В статье актуализируются проблемы влияния стилей детско-родительских отношений на формирование акцентуаций характера младших подростков. Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений...

Задать вопрос