Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.09.2018

Статья просмотрена: 1300 раз

Библиографическое описание:

Матёкубов, Матрасул. Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов / Матрасул Матёкубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52674/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на друг друга, но и имеют различия. В чём появляется это сходство и отличия, — об этом говорится в данной статье.

Ключевые слова: Бухара, Хорезм, Шашмаком, маком, Юнус Ражаби, «Авесто», Алишер Навои, мушкулот, тани маком, айти йули, чертим йули, тасниф, таржеъ, сакил, сарахбор, тарона.

В 1958 году под руководством Юнуса Раджаби был создан специальный ансамбль Маком. Первая цель команды состояла в том, чтобы записать шесть частей для всего звукового фонда радио Узбекистана. Эта работа была настоящей творческой лабораторией и в ходе всех научных и практических работ были улучшены тексты и ноты макомов. В результате макомы были перезаписаны и превращены в шесть книг под названием Шашмаком. В книгах Шашмаком были саундтреки, и они были напечатаны в виде аудиозаписей объемом двадцать четыре тома. Благодаря широкому спектру работ Юнуса Раджаби, Шашмаком стал важным историческим документом, определяющим определенный период развития.

После Юнуса Раджаби ансамбль Маком возглавляли различные музыканты, макомисты. Огромный вклад в это внес также Фахриддин Содиков, который работал музыкальным директором в ансамбле Маком. Ансамбль Юнуса Раджаби работал под руководством Шавката Мирзаева, Абдухошима Исмаилова, Исроилхона Вахобова которые прошли подготовку в Государственной Консерватории Узбекистана. После работ Юнуса Ражаби Абдухашим Исмаилов, осмелился обновить Шашмаком. У него были разные интерпретации частей Сарахбора, и добавил новые мелодии которые были основаны на Ферганские усули.

Кафедра восточной музыки, факультет народного творчества, открылась в 1972 году в Государственной консерватории Узбекистана в качестве важного события в развитии узбекского музыкального наследия. Его деятельность заключалась в подготовке квалифицированных специалистов по двум основным направлениям: традиционным вокальным и музыкальным исполнительством.

Научное и практическое освоение макомов также было внедрено во вторичном и начальном образовании. Таким образом, была заложена важная основа обеспечения непрерывности преемственности и традиции в развитии макома. Другим важным аспектом этого процесса является уделение внимания изучению исторически сложившихся методов исполнения таких мест как в музыкальных школах Хорезма, Бухары, Самарканда, Ферганы и Ташкента, которые являются центрами старинного макома.

Хорезм является одним из старейших культурных центров и оказал большое влияние на развитие мировой культуры. В истории народов Центральной Азии хорезмская культура во многом была важной. История Хорезма относится к семи тысячам лет. Создание книги «Авесто», академии Маъмуна в территории Хорезма и многие из культурного богатства этой страны, по-видимому, является источником самых древних культур как китайской, византийской, египетской истории. Хорезм стал одним из сильнейших политических государств в IX-XII веках, когда уровень материальной и духовной культуры достиг высокого уровня. В то время величие дворцовых музыкантов, было представлено во многих исторических источниках. Многие литературные источники указывают на то, что музыка в Хорезме была высокоразвитой. Например, великий узбекский поэт Алишер Навои доставляет известности Хорезма в его стихотворении «Бахром и Дилором». Хорезмские народные мелодии характеризуются своей оригинальностью. Макомы — знаменитые памятники хорезмской музыки. Как Бухарский Шашмаком Хорезмские макомы тоже являются очень старинными и до сих пор сохранилась в традиции народа.

Существует много сходства между Хорезмийскими макомами и Бухарской Шашмакомами. Каждый маком делится на две основные части: музыкальные и вокальные. Музыканты из Бухары называют первую часть — «мушкулот», а Хорезмские называют — «чертим йули». Вокальный раздел Бухарского Шашмакома называется «наср», а Хорезм — «айтим йули».

Разница между условиями этих двух типов макомов не ограничивается этим. Например, музыкальную часть Бухарского Шашмакома ёще называют «тасниф», а Хорезмского макома «танимаком». В вокальном разделе макома Бухары после каждого большого раздела начинается тарона. Тарона может быть иногда несколько, иногда одна. Это зависит от темы песни. В макоме Хорезма тарона исполняется после большой части, но тоже называется «маком».

В музыкальной части хорезмских макомов обычно содержат более крупные «нагма», чем макомы Бухары. Трудно сказать, когда были созданы некоторые части макомов, но есть некоторые факты что в середине 19-го века в Хорезме появились некоторые макомы а именно из инструментальной части. Хорошо известно, что в то время популярные музыканты и певцы делали много дополнений к самим макомам. Например, Пахлавон Нияз Мирзабоши Комил добавил «Мураббаи Комил» в маком «Рост». Его сын Мухаммад Расул Мирзабаши добавил «Мураббай Рост Мирза». Другие музыканты-исполнители также включали «Сакили Ислимханий», «Сакили Ниёзхужа», «Сакили Феруз», «Чор усули Феруз» и другие.

Каждая основная часть отдела макома состоит из нескольких частей. Количество этих частей постоянно меняется. Среди макомов Бухары, таких как тасниф, сақил, сараҳбор, муҳаммас, а также пешрав, муҳаммас и сақил в Хорезмских макомов являются постоянными, то есть они не меняются. Эти части являются обязательными для всех позиций, являются основой макомов, а остальные создались позже и исполняются по желанию музыкантов.

Литература:

  1. Б. Ж. Матякубов «Достон наволари». Ташкент. 2009
  2. Б. И. Саримсоков «Узбек халк огзаки поэтик ижоди» Ташкент 1990.
  3. Мулла Бекжон Рахмон Угли, Мухаммад Юсуф Девонзода «Хоразм мусикий тарихчаси» Ташкент 2014.
  4. Ш. Б. Матякубов «Анъанавийижрочиликтарихи» Ташкент 2015
  5. Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Ташкент., 1972
  6. Матякубов О. «Макомот» Ташкент., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Бухара, часть, IX-XII, ансамбль Маком, быль, Государственная консерватория Узбекистана, мак, музыкальная часть.


Ключевые слова

Хорезм, Бухара, маком, шашмаком, «Авесто», Юнус Ражаби, Алишер Навои, мушкулот, тани маком, айти йули, чертим йули, тасниф, таржеъ, сакил, сарахбор, тарона

Похожие статьи

Бухарский Тадж-Махал (Чар-Минар) | Статья в журнале...

Бухара — своеобразный культурный центр Востока. Бухара— это город-музей

До наших дней сохранилась небольшая часть некогда большого медресе, построенного Халифом Ниязкулом.

В Бухаре вам обязательно покажут в северо-восточной части города необычный памятник...

Похожие статьи

Бухарский Тадж-Махал (Чар-Минар) | Статья в журнале...

Бухара — своеобразный культурный центр Востока. Бухара— это город-музей

До наших дней сохранилась небольшая часть некогда большого медресе, построенного Халифом Ниязкулом.

В Бухаре вам обязательно покажут в северо-восточной части города необычный памятник...

Задать вопрос