Здоровьесозидающий потенциал дистанционного урока для детей с ОВЗ: из практики реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Зубачева, И. О. Здоровьесозидающий потенциал дистанционного урока для детей с ОВЗ: из практики реализации / И. О. Зубачева, Ю. В. Данько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52741/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: учебная деятельность, создание условий, положительный эмоциональный настрой, обучающийся, урок, положительное мотивирование.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым...

Жан-Жак Руссо

Воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи в духовном, психическом, физическом аспектах — приоритетная задача системы образования в нашей стране на сегодня. [1]. Необходимо учитывать личностные особенности и способности каждого обучающегося, а также уровень его здоровья. Внимание педагога должно быть направлено на целостное развитие личности и здоровья обучающегося, которые впоследствии определят полноценное развитие жизненных ценностей.

В процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) особое значение имеет здоровьесозидающий потенциал. Для того чтобы урок был продуктивным, необходимо поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся, так как отсутствие интереса к занятиям является сильным фактором утомляемости.

Выделяют целый ряд компонентов, способствующих сохранению психологического и физического здоровья, а также повышающих здоровьесозидающий потенциал урока на разных его этапах: личностную ориентированность, психологическую безопасность, гигиеническую безопасность, профилактическую направленность и др.

Психологическая безопасность заключается:

‒ в соответствии содержания и методов образования возрастным особенностям, уровню развития и состоянию индивидуально-типологических особенностей обучающихся;

‒ в оказании учителем помощи и поддержки обучающимся;

‒ в обеспечении доброжелательных взаимоотношений между учителем и обучающимся;

‒ в безопасном оценивании. [6, с. 78].

Важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность, которая состоит в соблюдении режима динамики работоспособности обучающихся на уроке (оптимальное количество (4–7) видов учебной деятельности), продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут), соблюдении требований к общему объёму учебной нагрузки, обоснованности применения средств обучения.

К профилактической направленности можно отнести создание положительного эмоционального настроя обучающихся на уроке, применение приёмов психологической разгрузки, применение приёмов разгрузки органов зрения и динамические паузы (в зависимости от физического состояния обучающегося). [6, с. 79]

Рассмотрим практическое применение учителем компонентов здоровьесозидающего потенциала на различных этапах дистанционного урока истории (5 класс) для обучающихся с ОВЗ. Наряду с деятельностной и образовательной целями, направленными на формирование универсальных учебных действий, необходимо определить здоровьесозидающую задачу: создать комфортные условия для учебной деятельности, активизации мышления учащихся, положительного эмоционального настроя.

Таблица 1

Способ реализации здоровьесозидающего потенциала

Универсальные учебные действия

Этап урока: Мотивация

Положительное мотивирование к учебной деятельности.

Личностные: на основе своего опыта дают ответ (самоопределение). Привлечение индивидуальных знаний.

Предметные: выявляют аналогии современного общества и древнего мира.

Метапредметные: выдвигают версии.

Этап урока: Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Выявление затруднений

Создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся, для оценочной самостоятельности; Положительное мотивирование к учебной деятельности.

Выполнение автоматизированного теста.

Личностные: самоопределение, смыслообразование; самооценка.

Регулятивные: учебно-познавательная мотивация.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Метапредметные: умения правильно применять знания; сверять свои знания с образцом. (Оценка причин своего неуспеха).

Этап урока: Работа с новым материалом (построение проекта)

Активизация у обучающихся свободной мотивации; обоснованное оценивание ответов обучающихся, определение темы урока постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

ЗОЖ: динамическая пауза.

Познавательные: овладение логическими действиями; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Метапредметные: определение темы урока, постановка цели.

Предметные: дают определение понятия.

Этап урока: Систематизация и обобщение (реализация проекта)

Диалоговое взаимодействие учителя и обучающихся, опора на личный опыт обучающихся. Создание условий для самодеятельности и совместной творческой деятельности обучающихся.

Познавательные (общеучебные): анализ, синтез, подведение под понятие; построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Предметные: работа с источником, анализ документа; изучение и систематизация информации из источника.

Метапредметные: сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; извлекать информацию при работе с источником; переводить информацию в другую знаковую систему.

Этап урока: Закрепление

Создание положительного эмоционального настроя. Безопасное оценивание.

Выполнение автоматизированного теста.

Коммуникативные: осуществление межличностного общения.

Личностные: формирование познавательной рефлексии.

Предметные: доказывать, опираясь на факты, извлеченные из источника.

Метапредметные: анализ информации; логические выводы.

Этап урока: Домашнее задание. Рефлексия

Создание условий для свободного выбора заданий, для оценочной деятельности.

Личностные: самооценка, эмпатия.

Познавательные: рефлексия способов достижения цели.

Предметные: Применение полученной информации; самостоятельный поиск средства достижения цели.

Метапредметные: оценивание результата своих действий; определения степени успешности выполненной работы; осознание причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно.

Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. На уроках необходимо создавать условия для развития личности обучающегося: формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоение способов деятельности и умение принимать ответственные решения. [6, с. 24].

Рассмотрим применение учителем различных форм и методов при реализации личностной (деятельностной) ориентированности урока литературы в 5 классе. [6, с. 78].

Таблица 2

Деятельность учителя

Примеры

Активация познавательной учебной мотивации

Занимательный учебный материал

Эпиграф в начале урока.

Загадка, кроссворд или ребус.

Стихотворение, сказка, легенда, притча, отрывок из художественного текста.

Рассказ о традициях, истории изучаемого материала.

Активация социальной учебной мотивации

Опора на личный опыт учащегося

Обращение к личному опыту пребывания в какой-либо обстановке.

Самоанализ семейных отношений, традиций.

Выявление отношения учащихся к учебному материалу

Выяснение мнения учащихся по отдельным вопросам («Как вы считаете…»).

Выяснение отношения к учебному материалу, заданию («Нравится ли вам…»).

Выяснение согласия с автором или героем произведения, чьим-то высказыванием («Согласны ли вы…»).

Выяснение эмоционального состояния при изучении материала («Какие чувства возникают при…»).

Создание условий для самодеятельности исовместной деятельности учащихся

Имитационное моделирование

Введение сказочного героя.

Ролевая игра.

Таким образом, каждый урок, вне зависимости от предмета и этапа, должен быть комфортным для всех участников и не должен создавать факторов, способствующих уменьшению здоровья. Любое занятие, методика, подход к занятию, должно базироваться на принципах «не навреди здоровью» и «приумножь здоровье».

Литература:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 18.09.2018).
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М., Просвещение, 2017.
  3. Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А. В. Ахаев. — Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  4. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс]: Центр дистанционного образования «Эйдос»//Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm (дата обращения: 19.09.2018).
  5. Колесникова М. Г. Здоровьесозидающий потенциал урока // Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. Ред. М. Г. Колесниковой. Вып. 2. — СПб.: СПбАППО, 2006. — 101 с. — С. 22–26; 78.
Основные термины (генерируются автоматически): этап урока, создание условий, учебная деятельность, обучающийся, Положительное мотивирование, положительный эмоциональный настрой, урок, безопасное оценивание, Домашнее задание, профилактическая направленность.


Ключевые слова

урок, учебная деятельность, обучающийся, создание условий, положительный эмоциональный настрой, положительное мотивирование

Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках...

Мотивация — это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое

Что может сделать учитель на уроке иностранного языка, чтобы дать возможность реализоваться

На этапе планирования учитель может выступать в роли консультанта, на этапе реализации...

Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках...

Мотивация — это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое

Что может сделать учитель на уроке иностранного языка, чтобы дать возможность реализоваться

На этапе планирования учитель может выступать в роли консультанта, на этапе реализации...

Задать вопрос