Деятельность Курского земства по развитию образования в середине XIX — начале XX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.09.2018

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Шелепова, И. Г. Деятельность Курского земства по развитию образования в середине XIX — начале XX вв. / И. Г. Шелепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52734/ (дата обращения: 16.04.2024).



1 января 1864 года Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно ему лицам всех сословий, которые владели в пределах уездов земельным или иным имуществом, а также крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных — гласных, составляющих уездные и губернские земские собрания.

Формирование земского самоуправления в Курской губернии завершилось к осени 1865 г.

Сфера деятельности земств была разнообразной и включала в себя: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, больниц, богаделен и приютов, «попечение» о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание тюрем, домов умалишенных и т. д. Одним из главных направлений в деятельности земств было народное образование.

Прежде чем говорить об организации земского образования, необходимо кратко коснуться того состояния, в котором оно находилось до реформы. Относительно начального образования в дореформенный период в Курской губернии, сохранились данные, собранные представителями земства у учителей народных училищ.

«В селе Машкина — Белица, Дмитриевского уезда, в дореформенное время человек 15–20 крестьянских детей обучалось у местного дьякона; обучение велось вечерами, а днем ученики работали у своего педагога…В селе Солохине, Грайворонского уезда, кое — кто из мальчиков учился «азбучке» у солдатиков и то так — день с указкой, 10 дней — дома…В селе Беляеве учебный год продолжался с 1 декабря по 17 марта, а курс учения длился 6–8 лет. Сперва проходили букварь церковный, затем гражданский, а затем часослов, псалтырь и уже на 5 год арифметику и письмо… В деревне Кочегуровка учили малограмотные самоучки из крестьян, сами еле читавшие по-славянски…В селе Троицком, Фатежского уезда, распространением просвещения занимался отставной солдат. Затем место солдата занял «указный пономарь». Все занятия его состояли в том, что задавал «отсюда досюда» и надевал на головы учеников колпак с надписью «дурак».

Помимо жалкого положения школ с педагогической точки зрения, в них было распространено наказание розгами, лозою, битье линейками и даже палками, не говоря уже о таких «легких» наказаниях, как стояние учеников голыми коленями на гречихе, «драние» чубов и т. д.

Часто практиковались наказания и более жестокие, например, в одной из школ за проступки учеников ставили коленями на кирпичный столб высотой ½ аршина, давали в одну руку веник, а в другую кружку воды — держать перед собой» [1, с. 7–10].

В с. Хмелевое сохранились сведения о том, что педагоги, обучавшие детей были настолько жестоки, что «ученики боялись своих наставщиков больше, чем народ окружного начальника» [2, с. 34].

Самые крупные достижения в пореформенный период обозначились в развитии начального образования. Материальным итогом деятельности земства стал быстрый рост школьной сети Курской губернии: в 1865 г. земство унаследовало 40 учебных заведений, последующее строительство позволило увеличить количество земских народных училищ до 570 в 1895 г. и 860 в 1904 г. В 1915 г. в Курской губернии было уже 1593 земских школ. Даже во время I Мировой войны с 1 ноября 1914 г. по 1 ноября 1915 г. на постройку школьных зданий Губернская Земская управа ассигновала 157500 руб. и выделила ссуду 25769 руб. 96 коп, 1917 г. их стало уже 1600. За три с небольшим десятилетия число этих школ возросло на 569, а в процентах — на 5790 %. Нужно отметить, что по отчетам 1853г. всего школ в селениях государственных крестьян было 2782, в удельных — 204, т. е. на всю Россию было 2986 школ.

В 1896 г. число народных школ в Курской губернии составило примерно 1/5 (19 %) всех школ, существовавших в Российской империи до 1853г [1, с. 19].

Неуклонно росло и число детей, обучающихся в земских школах. Так, если в 1874 г. их было 17685 человек, то в 1900 г. это число возросло до 52194 человек. Хотя и медленно, но росло и число обучающихся девочек: с 6,4 % в 1874г. до почти 18 % в 1900 г. от общего числа учащихся.

По данным Первой всеобщей переписи грамотность населения обоего пола в Курской губернии в 1904 г. составляла 16,3 % [3, с. 19].

Во все времена главной фигурой в школе был учитель. В земской школе первоначально учителями были мужчины, позже — женщины. С 1900 г. последние стали преобладать: 403 женщины, или 50,4 %; против 397 мужчин, или 49,6 %; всего 800 человек обоего пола. На 1913 г. из 2008 земских учителей Курской губернии соотношение женщин и мужчин равнялось как 1506 и 502 человека, или 75 % и 25 %. Первая Мировая война только увеличила эту диспропорцию.

По сословному происхождению среди учительниц преобладали дочери духовенства (41,7 %), дворянства (29,2 %), мещан (13,3 %); среди учителей — сыновья крестьян (50,7 %), духовенства (33,4 %) [1, с. 199].

Заработная плата учителей по данным за 1886г. составляла около 240 рублей в год. Кроме зарплаты сельский учитель получал от земства бесплатную квартиру и отопление. Губернское земство в 1905 г. подняло основную начальную ставку учителя до 300 руб. в год. Правительственное повышение жалования земским учителям в 1906–1911 гг. довело его до размера в 360 руб., а с 1913 г. «земские прогрессивные прибавки по 60 руб. за пятилетие были заменены на казенные» [4, с. 145]. В 1914–1917 гг. военные трудности понизили реальный уровень жизни учителей.

Растущая потребность в учителях обеспечивалась деятельностью Курского губернского земства с помощью государства и частной инициативы. Так, в 1872 г. в Курске была организована земская учительская школа с 3-х летним курсом обучения. Воспитанники изучали Закон Божий, церковно-славянский, русский языки, математику, черчение, историю, географию, естествознание, педагогику, пение, рисование, чистописание, гимнастику, гигиену, огородничество и садоводство. Школа располагала столярно-токарной, переплетной и слесарной мастерскими. В 1890 г. школа переименована в семинарию. В 1915 г. в ней обучалось 92 человека. Такие же семинарии открыты в Судже и Дмитриеве в 1913г. и 1917г. соответственно.

Подготовку учительниц осуществляли в Курском епархиальном училище за счет содержания земством особых педагогических классов (7–8), где обучались дочери духовенства после окончания его основного курса (6 класс). В 1900–1908 гг. земство субсидировало Частную женскую училищную школу.

Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX века в России не только привели к глубоким социально — экономическим изменениям, но и обнажили острую проблему — отсутствие в стране достаточного количества специалистов — профессионалов. Поэтому для второй половины XIX века характерно развитие технических учебных заведений.

По ходатайству Курского земства в 1899 г. около города Щигров в деревне Сниткиной была открыта ремесленно — учебная мастерская. Земство выделило на постройку общежития для 30 воспитанников 7250 руб. На содержание общежития земство отпускало ежегодно 2715 руб. В школе преподавали столярное, слесарное и кузнечное ремесла. В 1915 г. в Щиграх функционировала профессиональная земская школа женского труда с ковровой и кроечной мастерскими с числом обучающихся 45 человек.

С 1903 г. в Судже работала школа ткачества с общеобразовательными предметами. Курс обучения продолжался 2 года. К 1 января 1910 года насчитывалось 11 выпускниц, а со времени ее окончания 22 выпускницы. Кроме школы ткачества функционировала земская учебная корзиночная мастерская с общеобразовательными предметами (7 воспитанников).

В 1859 г. в Курске была открыта фельдшерско-акушерская школа, которая в 1865г. перешла в ведение земства. В школе изучались: русский язык, арифметика, география, физика, геометрия, Закон Божий, анатомия, физиология, химия, фармакология. На третьем курсе воспитанники занимались в основном практикой.

В 1915 г. в Курской губернии действовало 6 сельскохозяйственных школ: Корочанская земская практическая школа садоводства в Короче (40 воспитанников), Щигровская земская практическая школа садоводства К. и В. Хлебниковых близ станции «Мармыжи», Обоянская земская практическая школа садоводства (12 воспитанников), сельскохозяйственная школа 1-разряда Старооскольского земства в селе Знаменском (39 воспитанников), Кучеровское низшее сельскохозяйственное училище 1-разряда Курского Губернского земства в имении «Кучеров Хутор», Суджанского уезда (94 воспитанника).

В 1896 г. были открыты две школы садовых рабочих с 3-х летним курсом обучения. Одна земская в городе Короче, другая частная в имении М. А. Перротте. Для школы Перротте губернское земство выделяло пособие при условии бесплатного содержания земских воспитанников.

Кроме садоводства в обеих школах преподавали общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский язык и арифметика; практические занятия по плодоводству, огородничеству, пчеловодству и лесоводству, как ремесло — корзиночное производство.

В 1884 г. открыта Кучеровская сельскохозяйственная школа в имении К. П. Арнольди при Кучеровском хуторе Суджанского уезда. Суджанское земство ежегодно выдавало пособие в размере 1400 руб. с обязательством со стороны школы бесплатно содержать 14 воспитанников из крестьян Суджанского уезда, затем число земских воспитанников возросло до 30 человек. В школе разводили рогатый племенной скот симментальской породы [5, с. 228–229].

В 1895 г. все земские школы были снабжены библиотеками. Земство проявляло заботу об обеспеченности учителей педагогической литературой. В 1900 г. учителя могли приобрести педагогическую литературу из книжного склада за 50 % от стоимости.

Помимо расходов на свои учебные заведения земство субсидировало учебные заведения других ведомств. Например, Мариинскую женскую гимназию с 1878–1881 г. по 2500 руб., с 1882–1884 г. по 4000 руб., с 1885–1889 г. по 2560 руб. ежегодно. На реальные училища с 1879–1889 г. до 11000 руб. ежегодно, на епархиальное женское училище, на частную женскую гимназию Красовской и т. д.

Литература:

  1. Белоконский И. П. Народное начальное образование в Курской губернии. Курск, 1897.
  2. Амоскин А. С., Белянский Ю. В., Некрасов В. А. Очерки по истории народного образования Курского края. Курск, 2004.
  3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел / под ред. Н. А. Тройницкого. — Санкт-Петербург: [б. и.], 1899–1905.
  4. Калачев А. В. Развитие земской школы в России вт. пол. 19-нач. 20 вв. как образовательной системы демократического типа: Дисс…канд. пед. наук. — Волгоград, 2001.
  5. Курский сборник: с путеводителем по г. Курску и планом города / изд. Курского губ. стат. комитета; под ред. Н. И. Златоверховникова. — Курск: Тип. губ. правления, 1901.
Основные термины (генерируются автоматически): Курская губерния, школа, воспитанник, земство, русский язык, Суджанский уезд, губернское земство, Курское Губернское земство, Мировая война, начальное образование.


Похожие статьи

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Ключевые слова: земство, народное образование, училище, гимназия, благотворительность. Введение. Сведения о начальной школе в России до

Народное образование вАрхангельской губернии вконце XVIII— начале XIX века. В конце XVIII века Архангельское наместничество как...

Похожие статьи

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Ключевые слова: земство, народное образование, училище, гимназия, благотворительность. Введение. Сведения о начальной школе в России до

Народное образование вАрхангельской губернии вконце XVIII— начале XIX века. В конце XVIII века Архангельское наместничество как...

Задать вопрос