Актуальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России и в Волгоградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.09.2018

Статья просмотрена: 4799 раз

Библиографическое описание:

Курина, К. А. Актуальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России и в Волгоградской области / К. А. Курина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52719/ (дата обращения: 28.01.2022).



В настоящее время в мире много мелких действующих вооруженных конфликтов, а также территорий с неблагополучными условиями жизни. Естественно, что люди, проживающие на таких территориях, стремятся улучшить свое положение, да и просто спасти свою жизнь и жизнь близких людей. Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расовых гонений, дискриминации. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но также Россию и Ближнее Зарубежье, а также иные регионы мира. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Именно поэтому практически каждые двусторонние и многосторонние встречи глав государств и правительств не обходятся без обсуждения данных вопросов.

Согласно отечественному законодательству, беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [1]. Таким образом, беженец для российского законодательства — это человек, который покинул свою родную страну в силу определенных обстоятельств и приехал в Россию, желая обрести здесь постоянное место жительства, не имеющий, при этом, гражданства Российской Федерации. Разумеется, не каждый человек может рассчитывать на получение данного статуса и, соответственно, правами и льготами, которые предоставляются с приобретением статуса беженца. Так, например, беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, которое признанно таковым законодательством России, а также лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2]. Таким образом, вынужденными переселенцами могут быть признаны как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой.

Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации.

При характеристике правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в России следует заметить, что в законодательстве СССР отсутствовали положения интересующего нас вопроса, поэтому понятие беженца или вынужденного переселенца является довольно новым для современного российского законодательства. Присоединившись к «Конвенции о защите прав человека», Россия поняла всю актуальность данной проблемы. Начали приниматься законы, иные НПА, которые бы регулировали правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязательства, которые Россия взяла на себя с присоединением к международным организациям в области защиты прав человека, с одной стороны, и стремление обезопасить границы государства, жителей страны, необходимость решения в первую очередь внутренних проблем, стремление не повторить печальный опыт некоторых стран Европы, страдающих от наплыва беженцев из Африки, с другой, а также малый опыт в регулировании вопросов миграции населения, во многом объясняют то, что механизм законодательного регулирования в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев далек от совершенства. Ведь изначально государственная политика в данной области действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. Зачастую чиновники игнорируют проблемы данной категории населения, отказывая в оформлении документов, затрудняя их получение бюрократическими проволочками, в предоставлении гражданства и в государственной поддержке, рассматривают беженцев, как некую «обузу». СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира

В качестве основных правовых проблем для характеризуемой нами категории людей, в том числе и в Волгоградской области, можно назвать отказ в предоставлении статуса. Главными причинами отказа могут являться:

Во-первых, если заявитель в качестве причины переезда из родной страны указывает экономическую. В таком случае отказ в предоставлении статуса основывается на том, что мигрант не предоставил сведений о реальной угрозе жизни;

Во-вторых, по причине того, что статус указанных категорий мигрантов в законодательстве России указан довольно расплывчато, мигранты плохо информированы о своих правах и обязанностях, а, самое главное, теряют из-за этого время на получение необходимых документов, подтверждений, и мигрант теряет все свои права на получение необходимого статуса. Слабая нормативно-правовая база, плохая информированность мигрантов;

В-третьих, бюрократические проволочки, которые значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.

Следует отметить, что каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая.

Получение статуса беженца или вынужденного переселенца не решает всех проблем, которые возникли у мигрантов не по их воле и вине. Во многих государствах мира для данной категории людей предусмотрены различные льготы для облегчения им жизни в новой среде и лучшей социальной адаптации. Отечественные законы и НПА как федерального, так и регионального уровня, предусматривают ряд прав, позволяющих мигрантам облегчить адаптацию, например, решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. Однако, на практике, все происходит иначе, т. к. многие правовые нормы и акты оказываются не подкреплены необходимой материальной базой. В целях экономии бюджетных средств, органы, занимающиеся миграционной политикой, заселяют граждан в отдаленные, глухие районы, где нет работы, слабо развитая инфраструктура и т. п. [3].

Несколько лет назад на территории Украины начались политические трудности, к власти пришли политики, резко настроенные против России. На приграничных с Россией территориях, начались вести боевые действия, кратковременные вспышки которых происходят до сих пор. Кроме этого, живущие на территории Украинской республики русские, а также «симпатизирующие» им украинцы, начали испытывать различные трудности, преследования от местных властей. В результате данных событий, многие лица, проживающие на ставшими неблагоприятными территориях, вместе со своими семьями вынуждены были покинуть свои жилища. В Россию хлынул большой поток беженцев, которые столкнулись с перечисленными выше трудностями.

Волгоградская область стала одним из регионов, куда активно прибывали граждане Украины, ища правовой защиты и помощи. Крупные денежные расходы на получение необходимых документов, очереди в органах, занимающихся миграционной политикой, проблемы с предоставлением медицинской помощи — это лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулись бежавшие с юго-востока Украины. Одной из главных проблем люди называют значительные денежные расходы при подготовке документов для легализации. «Чтобы подать какие-либо документы в миграционную службу, нужна регистрация по новому месту жительства, — рассказывают респонденты. — Люди же приезжают, не имея в Волгоградской области ни родных, ни близких, которые могли бы предоставить им жилье. Поэтому переселенцам с Донбасса приходится доплачивать свои деньги при снятии жилья. Временная регистрация также делается за деньги. Если повезет и есть родственники, то они предоставляют жилье, и потом беженцев регистрируют в миграционной службе» [4]

Еще одной проблемой является предоставление бесплатной медицинской помощи беженцам. «Обращение в больницу за бесплатной медицинской помощью возможно только по месту регистрации, — отмечают респонденты. — В другие лечебные учреждения попасть можно только на платной основе». Проблемы с работой также чаще других назывались респондентами с Донбасса. По словам одного из них, «если нет российского гражданства, на официальную работу устроиться невозможно»: «Многие не смогли найти достойную легальную работу с достойной зарплатой. На заводе получают, как правило, по 10–15 тыс. руб., есть сезонная работа на полях, зарплаты по 20 тыс. руб. Что-либо более достойное найти практически невозможно» [4].

Как было подсчитано некоторыми экспертами, для того, чтобы получить сначала разрешение на временное проживание, а затем гражданство РФ, некоторым лицам, бежавшим с Украины нужно было заплатить не менее 40 тыс. руб. [4]: расходы на госпошлину, перевод необходимых документов с украинского языка на русский, проставление апостилей, услуги нотариуса, прохождение медицинской комиссии, заявление при подаче документов — и это не полный перечень того, что необходимо оплатить лицам, желающим получить статус беженцев или вынужденных переселенцев.

Следует отметить, что если в течение года после получения разрешения на временное проживание беженцем не было получено гражданство РФ, то решение аннулировалось, и всю процедуру необходимо было повторять сначала со всеми вытекающими денежными расходами.

Также многих беженцев не устраивает качество жилья, которое им было предоставлено в Волгоградской области. По сравнению с оставленными в Донбассе домами оно, как правило, было гораздо хуже. В результате многие из них приняли решение вернуться обратно. Одним из самых ужасных испытаний беженцы называют очереди в миграционной службе: «Иногда это становится просто невыносимо. Особенно сложно по несколько раз ходить снимать отпечатки пальцев ребенку, для которого это каждый раз настоящий стресс» [4].

В Волгоградской области отсутствуют какие-либо специальные НПА, которые бы прописывали все права и обязанности украинских беженцев и вынужденных переселенцев, которые активно прибывали на ее территорию еще пару лет назад. Постановление от 05 августа 1994 года № 365 «О предоставлении вынужденным переселенцам и беженцам жилья на территории Волгоградской области» было отменено, а Социальный кодекс Волгоградской области, и некоторые акты (Постановление администрации городского округа — г. Волжский Волгоградской обл. от 17.07.2014 № 4916, Постановление Правительства Волгоградской обл. от 10.10.2014 № 548-п, Приказ министерства здравоохранения Волгоградской обл. от 21.07.2014 № 1849) не решают всех проблем.

Конечно же, подобная ситуация не может укладываться в рамки взятых на себя Российской Федерацией обязательств по обеспечению и гарантии прав человека. Каковы могут быть пути решения данной проблемы?

Первоочередной задачей, на мой взгляд, должна быть разработка четкой, эффективно действующей процедуры определения статуса. Разработка или корректировка нормативно-правовой базы, определяющей правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, которая определяла бы, в первую очередь, четкие различия между беженцами и вынужденными переселенцами, а четко и недвусмысленно прописанная схема получения статуса исключила бы всякие бюрократические проволочки.

Во-вторых, это осуществление полной информированности лиц, которые претендуют на получение статуса беженца или вынужденного переселенца. Сделать это необходимо для того, чтобы такое лицо не теряло времени и вовремя получило все необходимые документы.

В-третьих, это сильная финансовая сторона миграционной политики. Финансовое обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев — это необходимая сторона решения проблем таких лиц. Достаточный объем денежных средств поможет решит огромное число проблем, в первую очередь, жилищных, и стать значимой полноценной ячейкой общества, которая будет обеспечивать себя, а также, в дальнейшем, отчислять налоги в государственную казну.

В-четвертых, создание различных бесплатных организаций: юридическо-правовых — для консультации и защиты мигрантов, помощь в решение конфликтов, трудностей, препятствий; Информационных — для извещения беженцев и вынужденных мигрантов о своих правах, обязанностях, возможностях, о получении и продлении статуса и регистрации и т. п. Развитие таких организаций не только в крупных городах, но и в регионах, поможет решить многие проблемы людей, прибывающих на новые территории, а также уменьшит очереди и толкотню в коридорах органов, занимающихся миграционной политикой.

Таким образом, следует сказать, что правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации — это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Отрицательное отношение самих граждан России к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам, несмотря на то, что они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни своей семьи, они попадают в похожие условия. При этом, большой процент мигрантов — русские по национальности, которые из-за межнациональных конфликтов и расовой дискриминации вынуждены были вернуться на историческую родину, где оказались также никому не нужными. Необходимо понять, войти в положение беженцев. Так или иначе, они ни в чем не виноваты.

Литература:

  1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах»//Российская газета. № 126. 03.06.1997
  2. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах»//Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. ст. 5110
  3. Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://u74.ru/articles/ot-i-do/pravovyje-problemy-bezhencev-i-vynuzhdennyh-pereselencev-81.html
  4. Украинских беженцев потянуло из Волгоградской области домой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2016–11–11/6_6857_volgograd.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Волгоградская область, беженец, проблема, вынужденный переселенец, миграционная политика, переселенец, Российская Федерация, Волгоградская обл, миграционная служба.


Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант, миграционная политика, государственная граница, Западная Европа, Европейский Союз, причина миграции.

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант, миграционная политика, государственная граница, Западная Европа, Европейский Союз, причина миграции.

Задать вопрос