Влияние музыкальных произведений на становление математических способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.09.2018

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Черномазова, Е. А. Влияние музыкальных произведений на становление математических способностей младших школьников / Е. А. Черномазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52703/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ни для кого не секрет, что многим детям математика дается нелегко. Эта наука требует от них развития мыслительных процессов, внимания, воображения, памяти, а также волевых качеств. Как облегчить усвоение этой трудной науки младшему школьнику? Мы твердо убеждены в том, что ребенка нельзя научить чему-либо помимо его воли, можно показать, объяснить, помочь, но научиться он может только сам.

Мой опыт подтверждает, когда новый материал проходит через чувства ребенка, то урок становится живым процессом познания. Математика словно «оживает», становится интересной и увлекательной для ребят, чему способствует обучение с элементами интеграции (введение в уроки математики приемов «оживления» математических символов музыкой, изобразительной деятельностью, театрализацией). Это обусловлено доминированием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этом возрасте. Особенно этот тип мышления свойственен девочкам, которые обучаются в данном классе по программе параллельно-раздельного обучения девочек и мальчиков. Девочки в большей степени, чем мальчики младшего школьного возраста, мыслят образами и лучше понимают и запоминают то, что прочувствовали, в действии. В освоении математики чрезвычайно важно избегать механического запоминания, неосмысленного заучивания терминов и правил. Основой мыслительной деятельности должен выступать интерес, прочувствование, понимание усвоение. На такой основе и возникает естественное запоминание. Использование интегрированных форм работы на уроках математики позволяет развить пространственное мышление детей, заложить основы математической грамотности и познавательного интереса к предмету.

Уроки математики в 1 классе я начинала с оживления цифр и чисел, где в роли цифр выступали сами дети. Например, по теме «Круглые числа», детям предлагалось задание представить, на что похожа та или иная цифра, изобразить ее собственным телом под музыку, и только потом выполнялись вычислительные операции. Приемы театрализации и озвучивание музыкой усиливают понимание учебного материала, дети более активно мыслят, лучше запоминают то, что пропустили через чувства и собственные действия. В моем опыте объединение в одном занятии математики и музыки, особенно на ранних стадиях обучения, взаимно дополняя друг друга, целенаправленно упорядочивают хаотичность мышления, синхронизируют чувствование и мышление, расширяет сознание ребенка.

Первоклассники часто делают ошибки из-за трудностей запоминания математических символов: минус, плюс, больше, меньше. Преодолеть эту трудность и запомнить знак сложения помогает прослушивание, а еще лучше — исполнение детьми хороводной песни, в которой начинает запевать один голос, к нему присоединяется другой, третий, и, наконец, звучит много голосов — хор. Музыка помогает преодолеть затруднения в различении знаков «больше», «меньше». Знак «меньше» можно показать детям путем усиления звучания любой мелодии от тихого звучания до громкого и, наоборот, знак «больше» — от громкого звучания до тихого. Аналогичный пример с песней «Полюшко» Л. Книппера, в которой дети наблюдают за динамическим усилением звучности (крещендо), что символизирует приближение конницы и соответствует в математике знаку «меньше». Ослабление звучности (диминуэндо) — удаление конницы — соответствует знаку «больше». Также используется прием «оживления» символов «больше, меньше» детьми, которые выстраиваются у доски в виде этих знаков. После такой работы значение этих символов становится прочувствованным и осознанным, легче и быстрее запоминается учащимися. При изучении темы «Скорость сближения, скорость удаления» в 4 классе, повторение всех четырех видов одновременного движения по числовому лучу (вдогонку, навстречу, с отставанием, в противоположном направлении), я проводила так: класс делится на подгруппы, и каждая подгрупп демонстрирует свой вид движения, выбранный путем жеребьёвки. После небольшой предварительной подготовки в подгруппах дети «оживляют» данный вид движения. Для лучшего усвоения и запоминания мы использовали попевки, которые дети сами исполняли: канон «Стойте, стойте, не спешите, мы сейчас догоним вас» (движение вдогонку). Затем, разбившись на голоса, учащиеся исполняют попевку «Мы шагаем» («Мы стоим на месте, а мы идём наверх» — 1 подгруппа); (Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз» -2 подгруппа). Так продемонстрировано встречное движение. Прочитав строки из произведения «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина: «Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говори…» изобразили движение в противоположных направлениях. Ещё лучше, если дети споют попевку на эти слова двухголосно: одна подгруппа начинает петь по звукоряду сверху вниз, а другая — снизу вверх. Тема урока через прочувствование в исполнении движения в противоположных направлениях становится понятной детьми без особых затруднений.

Так, опираясь на чувственное восприятие, образы и действия, можно не только повысить интерес к предмету, облегчить понимание темы урока, трудного для ребят учебного материала, но и эффективно способствовать развитию логического мышления. А овладение геометрией в старших классах без развитого пространственного мышления просто потерпит крах. Старания учителя окажутся тщетными, если не поработать над развитием у ребёнка этого типа мышления. И музыка в этом верный и незаменимый помощник. При изучении величин без музыки не обойтись. По теме «Длина» во 2 классе, для сравнения можно включить два произведения: короткое (какую-либо попевку) и продолжительное (например, русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге»), где чувствуется величие и огромная протяжённость Волги-матушки, широта пространства. А при изучении темы «Масса» можно прослушать фрагменты музыкальных произведений в исполнении одного голоса (соло) и хора М. Глинки «Славься», где чувствуется мощь и величие в голосах смешанного хора. Что «легче»: один голос или хор? Дети, прочувствовав, быстрее разберутся в данных понятиях. Или сравнить звучание одного инструмента или целого оркестра можно, используя фрагменты симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», с корой ребята знакомились на уроках музыки.

В Математике длина и масса измеряются, их можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать. Чувства не измеряются, музыку нельзя измерить или взвесить, её можно только прочувствовать. И когда учитель начинает объяснение материала с чувств и образов, понимание, усвоение материала происходит эффективнее. Музыка развивает все виды чувственного восприятия: слухового, зрительного, и все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую, ассоциативно-образную, а также пространственное мышление. Она же, музыка, развивает фантазию и воображение, без них невозможно развитие пространственного мышления. Музыка приводит в гармоничное состояние весть организм ребенка и в целом оказывает оздоравливающий эффект на учащихся. Зная возможности музыки воздействовать на подсознание и стимулировать интуицию, я подбирала произведения для выполнения контрольной работы. Это очень нравится девочкам, так как выполнение контрольной работы под музыку устраняет волнение, напряжение, что положительней сказывается на конечном результате.

Уроки математики с использованием произведения искусств, элементов театрализации не должны быть ежедневными. Безусловно, все должно быть в меру: и музыка, и живопись, и театр. Главная цель на уроках математики — это прочность знаний учащихся.

В конце учебного года мною было проведено анкетирование девочек. Они ответили наследующие вопросы: Какие уроки математики тебе нравятся больше: обычные, или уроки, где мы играем, поём, рисуем, инсценируем? Что ты больше любишь делать на уроке: играть, рисовать, петь или только считать и писать? Какие из этих уроков математики, по-твоему, должны быть чаще, а какие — реже?

Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что девочки отдают предпочтение интегрированным формам работы, им больше нравятся те уроки, где они слушают музыку, двигаются, рассматривают рисунки, разыгрывают математические сценки, оживляют цифры и символы. Это помогает им усвоить материал и самостоятельно мыслить.

Таким образом, основой мыслительной деятельности на таких уроках математики должен выступать интерес, прочувствование и понимание усваиваемого материала, а использование интегрированных форм работы на уроках позволяет заложить основы математической грамотности, усилить познавательный интерес к предмету, а, следовательно, повысить качество знаний учащихся.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология, искусство, образование / А. Г. Асмолов// Искусство в школе. — 1993. — № 6. — С. 3–5.
  2. Когда все искусства вместе… Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Т. И. Сухова, Л. Г. Савенкова; под общей ред. Б. П. Юсова. — М., 1995. — 107с.
  3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 / Я. А. Коменский; под ред. А. И. Пискунова и др. — М.: Педагогика, 1982.
  4. Лопатина, А., Скребцова, М. Добрая математика, М., 2004. — 222с.
  5. Учительская газета от 2 марта 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, музыка, ребенок, интегрированная форма работы, контрольная работа, математическая грамотность, мой опыт, мыслительная деятельность, познавательный интерес, пространственное мышление.


Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки).

Использование дидактических игр на уроках математики в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний...

Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки).

Использование дидактических игр на уроках математики в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний...

Задать вопрос