Анализ азиатского опыта проектирования современного крематория XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Игумнов, А. В. Анализ азиатского опыта проектирования современного крематория XXI века / А. В. Игумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 187-192. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52696/ (дата обращения: 01.06.2020).



В данной статье проводится анализ различных кремационных сооружений в азиатских странах как нового типа общественных зданий. Анализируется инновационный подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции кремационных сооружений в городскую среду обитания. Исследование показало, что многообразие проектных решений кремационных зданий и комплексов достигается авторской интерпретацией форм, масштабами сооружений, строительными и отделочными материалами, ландшафтом, использованием инновационных технологий и национальными особенностями населения.

Ключевые слова: архитектура крематориев, кремационные сооружения, кремационные комплексы.

Кремация применялась во многих древних цивилизациях преимущественно азиатских. Согласно легенде, после смерти Будды Гаутамы, его тело было кремировано, станки праха были помещены в особые мемориальные строение — ступы в различных частях Индии.

В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии.

Стремительный рост мегаполисов во всем мире с их протяженностью, плотностью застройки и лавинообразным ростом населения порождает проблему создания адекватных условий и мест захоронения усопших.

Существенное сокращение площадей, отведенных под места захоронения (кладбища), и очевидная секуляризация общества, привели к резкому увеличению количества кремаций во многих странах. Так в Японии, из-за нехватки крематориев, начали строить специальные гостиницы для умерших, которые (умершие) ожидают своей очереди на кремацию порой до 2-х недель. Нельзя не учитывать и сравнительную дешевизну кремации.

Всё это приводит к значительному увеличению роста кремационных сооружений, при этом происходит переосмысление содержания места прощания с усопшими.

Перед архитекторами встает задача поиска образной выразительности кремационного здания, его архитектурно-художественного своеобразия и разработки определенного стиля для кремационных зданий различного типа. Этому в немалой степени способствует применение инновационных технологий в строительстве и использование современных материалов, учитывающих, в первую очередь, вопросы и экологии и защиты окружающей среды.

Лучшие крематории, которые явно «разные» в элементарных аспектах, были построены совсем недавно.

Фумихико Маки 1

Рис. 1. Крематорий Казе-но-Ока, Япония

Проект крематория Казе-но-Ока, построенного в 1996 году, известного японского архитектора Фумихико Маке возник в результате реакции на два вида крематориев: первый это просто здание с печами, где открываются стеклянные двери и помещается гроб, а скорбящие ждут в комнате; второй это огромное как автовокзал здание, где кремация идёт одна за другой и занимает около часа — этот механизированный способ не дают людям времени подумать об усопшем и успокоиться. Фумихико Маке хотел сделать другой крематорий, где люди могли бы задуматься о вечном.

Место должно было соответствовать определённым характеристикам, так как это очень важное место для скорбящих. «Это не центр изобразительных искусств или музей, это нечто, тесно связанное с повседневной жизнью простых людей. Но кремация или погребальная служба — необычный случай для простых людей. Это ключевой момент в понимании крематория. Он не должен быть очень лёгким или открытым, потому что тогда он становится как спортивный клуб. Место требует определённой тишины. Не сказать, что это должно быть приятным местом, но в тоже время пространство должно быть спроектировано так, чтобы дать возможность задуматься и провести время». *

Фумихико Маки 2

Рис. 2. Помещение крематория Казе-но-Ока, Япония

Помещение, изображённое на фотографии, находится между молитвенным залом и местом кремации тела. После того как служба завершена туда приходят скорбящие. Это пространство не имеет заданных функций.

«Это не молитвенное место, это символическое место, где вы можете видеть только небо и воду, а иногда найдёте дракона, вот и все. И облака». [Australian design review. Sep. 23, 2009].

Для японского ритуального процесса путь или путешествие важнее, чем достижение определённого места. Именно поэтому архитектор решил спроектировать крематорий как последовательный маршрут, который становится всего лишь одним коротким путешествиям от прибытия до отъезда. Маки предложил место, где скорбящие могли бы обрести мир с прохождением по маршруту и уважительно, со всеми религиозными церемониями, проводить своих любимых [5].

Крематорий «Лес Медитации» архитектора Тойо Ито, построенного в Какамигахаре, Япония в 2006 году, является уникальным сооружением из структурного железобетона.

Новизна конструкции заключается в ее набегающей бетонной крыше, которая поддерживается элегантными колоннами. Каждый изгиб крыши был тщательно продуман и рассчитан в соответствии с необходимой выстой потолков внутренних помещений. Это позволило расширить вид на озеро рядом со зданием из застекленных залов.

C:\Users\ГАЛКА\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\лес медитации 1.jpg

Рис. 3. Крематорий «Лес Медитации» Япония

Паря над ландшафтом огромная волнистая крыша укрывает все церемониальные функции крематория: три зала ожидания, две комнаты для переодевания, зал с шестью крематорами и две комнаты для специальной церемонии (после того, как останки сожжены, члены семьи используют большие палочки для еды, чтобы вытащить кости из пепла и поместить их в урну) [4].

Крематорий в Гонконге, Китай, «Даймонд Хилл» (2009 год) является интересным примером перестройки старого крематория. Архитекторы из Отдела архитектурных услуг осуществили это в два этапа.

Первый этап включал строительство шести крематоров, двух служебных залов вместимостью по 100 человек каждый, садов памяти, прудов с лилиями, автоматической системы транспортировки гробов и других сопутствующих объектов. Второй этап заключался в сносе старого крематория, и на освободившемся таким образом пространстве были построены оставшиеся два служебных зала и другие соответствующие помещения. Торжественный путь провожающих тщательно разработан, ориентируясь на спокойный и созерцательный опыт.

Diamond-Hill-Crematorium

Рис. 4. Крематорий «Даймонд Хилл» Гонконг, Китай

Использование различной символики в дизайне подразумевает бесконечную эволюцию Жизни и Смерти. Здесь также используют передовые технологии сжигания и очистки дымовых газов, зеленые крыши залов обслуживания понижают температуру поверхности крыши и нагрузку кондиционирования воздуха залов.

Соединение с природой, растения с яркими цветами и сильными ароматами — всё это создаёт утешительное окружение во время траура [3].

Дизайн крематория в Коимбаторе, Тамил Наду, Индия (2013 год постройки), расположенного в густонаселённой части города, связан с созданием скромной, но достойной окружающей среды, напоминающую ландшафтную обстановку на берегу реки, где традиционно проводилась кремация [1].

Индия

Рис. 5. Крематорий в Коимбаторе, Индия

Крематорий, построенный в Мемориальном парке Сеула, Южная Корея, гармонирует с природным ландшафтом участка.

Крематорий Memorial Park от Haeahn Architecture. Сеул, Южная Корея.

Рис. 7. Крематорий в Мемориальном парке Сеула, Южная Корея

Двухэтажное высокое здание крематория, сконфигурированное в криволинейном объёме вдоль двора, имеет структуру крыши, напоминающую цветочные лепестки.

Внутренний двор окружен серией ритуальных пространств, посвященных отдельным функциям.

Благодаря углублению здания под землю и созданию полностью зелёных крыш, комплекс не выделяется из общего природного ландшафта и издалека резонирует с окружающими горными тропами и хребтами.

Крематорий Memorial Park от Haeahn Architecture. Сеул, Южная Корея.

Рис. 8. Внутренний двор крематория в Мемориальном парке Сеула, Южная Корея

Всё в комплексе наполнено тихой торжественностью и светлой печалью.

Близкие умершего проходят с прощальной процессией по извилистому саду вокруг внутреннего двора с бассейном. Когда вода с горы стекает и дает жизнь саду, можно вспомнить о преображении печалей и воздать хвалу гармонии в природе. Сезон за сезоном мерцание солнечного света сменяется шепотом со снегопадами и танцами с весенними дождями. Спокойствие и духовное обновление [6].

Дизайнерские архитектурные студии, при комиссии фонда Феникс, модернизировали заброшенное кладбище и построили электрический крематорий Махапрашанам в Индии (2015 г.).

Индия Махапрашанам 1

Рис. 9. Крематорий Махапрашанам в Индии

Дизайнеры спроектировали инфраструктуру в соответствии с индуистской философией, где цель жизни выполняется в 16-фазном процессе, называемом Шодаша Самскарас. Завершающим этапом является мокша, в которой индивидуум достигает состояния кармического совершенства и освобождается от цикла жизни. Антешти Самскара, заключительный этап жизни, — это похороны, которые делятся на пять последовательных частей: подготовка, кремация, траур, очищение и поминовение.

Комплекс Махапрашанам соответствует этим ритуалам, следуя которым, оплакивают умершего и одновременно празднуют освобождение умершего от земной жизни. Создана серия павильонов и погребальных костров — первые из которых предназначены для комфорта и уединения близких, — последние открывают небо, чтобы проводить умерших в прощальный путь.

Мах

Рис. 10. Вход в крематорий Махапрашанам в Индии

Выдержки из бхагат-гиты (индуистского Священного Писания) помещены на стены по всей территории комплекса.

Каждый из этих структур символизирует значение любви и утраты и подтверждает тот факт, что смерть является естественным, неизбежным следствием непрерывности жизни [2].

Подводя итог, можно сказать, что многообразие проектных решений кремационных зданий и комплексов достигается авторской интерпретацией форм, масштабами сооружений, строительными и отделочными материалами, ландшафтом, использованием инновационных технологий и национальными особенностями населения. Архитекторы в странах Азии не стоят перед проблемой создания нового погребального ритуала (как в европейских и др. странах), так как кремация во многих странах Азии является естественным завершением земного пути. Однако упор делается на создание крематориев не как культовых сооружений, а формирование кремационных комплексов как общественных зданий, органично вписывающихся в архитектуру современных городов.

Изучение и применение зарубежного опыта в данной сфере архитектурной деятельности целесообразно и для осмысления данной проблемы в нашей стране.

Литература:

  1. Crematorium Charity Trust / Mancini Enterprises [Электронный ресурс] — URL: https://www.archdaily.com/467849/crematorium-charity-trust-mancini-enterprises (дата обращения: 21.06.2018)
  2. DA studios updates mahaprasthanam hindu crematorium & cemetery in india [Электронный ресурс] — URL: https://www.designboom.com/architecture/da-studios-mahaprasthanam-hindu-crematorium-cemetery-india-12–29–2015/ (дата обращения 23.04.20018)
  3. Diamond Hill Crematorium / Architectural Services Department [Электронный ресурс] — URL: https://www.archdaily.com/779429/diamond-hill-crematorium-architectural-services-department?ad_medium=widget&ad_name=recommendation (дата обращения 23.04.20018)
  4. Forest of meditation (Toyo Ito) [Электронный ресурс] — URL: https://14jsc.wordpress.com/2011/09/29/forest-of-meditation/amp/ (дата обращения 23.04.20018)
  5. Neustein D. Fumihiko Maki: Making History // Australian design review. 2009. [Электронный ресурс] — URL: https://www.australiandesignreview.com/architecture/fumihiko-maki-making-history/ (дата обращения: 21.06.2018)
  6. Seoul Memorial Park | HAEAHN architecture [Электронный ресурс] — URL: https://www.arch2o.com/seoul-memorial-park-haeahn-architecture/ (дата обращения 23.04.20018)
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, крематорий, кремация, здание, Казе-но-Ока, Мемориальный парк Сеула, Южная Корея, внутренний двор, старый крематорий, авторская интерпретация форм.


Похожие статьи

Научные рекомендации по возрождению садов Чор-баг

Статья освещает основные методы проектирования сада «Чор-баг». Базируясь на исторических фактах и методах разбивки древних садов, статья даёт архитекторам, ландшафтным дизайнерам озеленителям четкие методологические рекомендаций по проектированию традиционного сада.

Похожие статьи

Научные рекомендации по возрождению садов Чор-баг

Статья освещает основные методы проектирования сада «Чор-баг». Базируясь на исторических фактах и методах разбивки древних садов, статья даёт архитекторам, ландшафтным дизайнерам озеленителям четкие методологические рекомендаций по проектированию традиционного сада.

Задать вопрос