Робототехника в проектной деятельности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.09.2018

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. И. Робототехника в проектной деятельности школьников / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 166-167. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52704/ (дата обращения: 28.02.2021).



Современные выпускники школ должны уметь приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни и требованиям общества, владеть способностью, строить систему знаний в любой области, самостоятельно определять путь своего развития. Одним из направлений модернизации российского образования является «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

В свете перехода к профильной школе умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве стало важным, ведь оно становится для учащегося основанием для самообразования и самореализации, способствует его личностному росту.

Как показывает практика, использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы над проектом под руководством учителя.

Метод проектов позволяет ученикам активно проявлять себя в системе общественных отношений, помогает формировать у них новую социальную позицию, приобретать новые навыки планирования и организации своей деятельности, открывать и реализовывать творческие способности, развивать индивидуальность личности. Проектная деятельность школьников не новое явление в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

Метод проектов может применяться в различных учебных заведениях и на различных уроках: математика, физика, информатика, русский язык, литература и др., а может быть и непривязанным к отдельному предмету, т. е. в этом случае для разработки проекта будет использоваться знания сразу из нескольких дисциплин. Примером таких проектов могут являться проекты по робототехнике. Роботы и автоматические механизмы активно включаются в жизнь человека.

Но существует проблема в обслуживании и создании таких механизмов, следовательно, необходимы грамотные специалисты, знающие математику, физику, информатику и технологию. Все эти предметы изучаются в школе, но в школьной программе не существует такого урока, объединяющего в себе эти дисциплины. Поэтому использование робототехники в проектной деятельности школьников сможет заложить хороший фундамент в решение этой проблемы, а также позволит реализовать межпредметные связи, помогающие формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними.

На мировом рынке существуют компании, которые создают специальные наборы образовательной робототехники. Особое положение среди таких организаций занимает компания LEGO. У этой фирмы представлены наборы конструкторов роботов для всех возрастных категорий: LEGO WeDo — для детей от 7 лет, LEGO MINDSTORMS EV3 — от 10 лет, LEGO TETRIX — c 14 лет. К этим наборам существует свое собственное программное обеспечение, методические рекомендации по проведению занятий, поля для соревнований, списки проектов, которые учащиеся могут выполнить с использованием данных конструкторов роботов. Проекты, создаваемые с помощью этих конструкторов, можно классифицировать по разным основаниям. Например, в первой классификации типы проектов будут отличаться друг от друга по деталям и датчикам, которые будут использоваться при создании роботов. Во второй классификации может использоваться преобладающий вид деятельности при обучении школьным предметам, в таком случае типы проектов могут быть следующими: исследовательский, творческий, прикладной, игровой, информационный. Классификация проектов является условной, так как все они могут быть составными частями друг друга. Например, творческий проект может являться элементом других проектов. Также все проекты могут выполняться либо одним учеником под руководством учителя, либо над ним может трудиться целая творческая группа школьников и учителей, то есть ещё одной классификацией проектов является деление по количеству людей, занятых в его создании. Для создания проектов подходят все наборы LEGO, перечисленные выше. Но особое внимание стоит уделить LEGO MINDSTORMS EV3, который обладает большим количеством деталей, моторов и датчиков и более низкой стоимостью по сравнению с наборами LEGO WeDo и LEGO TETRIX соответственно.

Литература:

  1. Бояркина Ю. А. Образовательная робототехника: методическое пособие. — Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
  2. Применение программно-управляемых устройств в профильном обучении / Я. А. Ваграменко, О. А. Шестопалова, Т. Б. Казиахмедов, Г. Ю. Яламов // Педагогическая информатика. 2014. № 1.
  3. Юревич Е. И. Основы робототехники [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — Санкт-Петербург, 2003. — 31 с.: ил. — Электрон. верс. печ. публ. 1985 г. — Электрон. б-ки СПбПУ. — Режим доступа: http://elib.spbstu.ru/dl/325.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, метод проектов, MINDSTORMS, TETRIX, классификация проектов, проект, проектная деятельность школьников, руководство учителя, тип проектов.


Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, - формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, - формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей

Задать вопрос