Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.09.2018

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Пахомова, Н. И. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников / Н. И. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52635/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные различия развития когнитивных процессов у дошкольников до использования образовательной программы с электронным образовательным ресурсом с результатами после пяти месяцев использования ЭОР.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, когнитивные процессы, дошкольники, образовательная программа.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст характеризуется формированием новообразований в ходе развития, становления и развития общих и специальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач развития когнитивных процессов указывается развитие интересов детей и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов стоит организация образовательного процесса, ориентированного на создание условий для развития когнитивных процессов дошкольника. Без использования электронных образовательных ресурсов решение вопросов обучения и развития дошкольников в настоящее время невозможно.

Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников поднимались такими исследователями, как Д. В. Агальцева, JI. X. Зайнутдинова, А. А. Кузнецовым, И. В. Роберт и др. Авторы отмечают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения и воспитания.

М. А. Лаврентьева и Е. Е. Мельникова считают, что создание высоко эффективных электронных образовательных ресурсов является важной задачей в области информатизации образования в Российской Федерации.

Г. Ю. Грифанова описывает преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения. По ее мнению, мультимедийность позволяет сохранять нужный тем развития речи, обеспечивает визуализацию целостного образа; способствует индивидуализации воспитания и обучения; интересна и привлекательна для детей; обеспечивает интерактивность обучения и развития ребенка: развивает коммуникативные навыки [, с. 27].

Воспитателю ДОО в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР для развития когнитивных процессов детей, но и уметь их разрабатывать. Для этого необходимо: развивать свой потенциал; формулировать цели и задачи; формировать среду; заниматься профессиональным ростом, самообразованием; входить в сетевые сообщества; планировать курсы повышения квалификации.

В связи с этим целью исследования стало обоснование педагогических особенностей использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников.

Объект исследования — дошкольники пяти — пяти с половиной лет.

Предмет исследования — электронные образовательные ресурсы.

Задачи:

  1. Уточнить понятие «электронные образовательные ресурсы» как инструмент профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации для развития когнитивных процессов у дошкольников.
  2. Апробировать разработанную программу для развития когнитивных процессов дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов.
  3. Провести сравнительный анализ эффективности использования образовательной программы для развития когнитивных процессов у дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что разработаны: учебно-методическое обеспечение методики развития когнитивных процессов у дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов, что дало высокие образовательные результаты.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «ЦРР — детский сад № 189», города Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 27 воспитанников пяти — пяти с половиной лет. Дети не имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Разница между развитием когнитивных процессов мальчиков и девочек не изучалась. Но в диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей. Одной из нейрофизиологических особенностей развития детей является доминирование одного из полушарий — левого или правого. Известно и доказано, что левосторонняя асимметрия выражается в преобладании левой части мозга над правой и отвечает за это доминирующее правое полушарие мозга. Правосторонняя асимметрия отражается в преобладании правой части над левой, что говорит о доминировании левого полушария мозга. Соответственно, правополушарные и левополушарные дети имеют разные способности в развитии когнитивных процессов и восприятии и переработке информации.

Методы исследования

Эмпирические методы педагогической диагностики — наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты.

Статистические методы — статистическая и математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.

В качестве контрольного эмпирического метода использовались электронные образовательные ресурсы «Анино солнышко». Развивающий мультипликационный материал, позволяющий выучить и запомнить времена суток. «Считалочка» — обучение счету до десяти и обратно. Счет сопровождается сравнением цифр с предметами окружающего мира. «Паровоз Букашка» — материал для тренировки зрительной памяти. «Что такое светофор?», «Зебра», «Где нельзя играть» — обучающий электронный ресурс правилам дорожного движения и безопасному участию в дорожном движении. «Времена года» — ознакомление с окружающим миром. «Цвета в картинках» — развитие цветового восприятия и тренировка внимания. «Путешествие по лесу» — развитие логического мышления. «Кто это?» — электронный образовательный ресурс, позволяющий развивать речь и слуховое внимание и др.

Также использовались электронные образовательные ресурсы для индивидуального занятия с ребенком: «Что лишнее?», «Чей голос?», «Выбери правильный ответ», «Собери виртуальную игрушку», «Лабиринт» и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Эксперимент длился с апреля месяца по сентябрь 2018 года. Мониторинговый срез делался каждый месяц. Отслеживался индивидуальный уровень развития когнитивных процессов у дошкольников.

По каждому параметру диагностики находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.

Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении педагогического задания.

Сравнительный анализ развития когнитивных процессов удошкольников сиспользованием электронных образовательных ресурсов (мониторинговые срезы)

Педагогические диагностики

Апрель (первичный срез)

Май

Июнь

Август

(завершающий срез)

Корректурная проба «Смайлики»

0,66

0,71

0, 79

0,85

Графический тест «Елочки»

0,54

0,56

0,67

0,73

Задание «Кто лишний»?

0,75

0,79

0,85

0,92

Запомни картинку и нарисуй

0, 34

0,45

0,59

0,65

Компьютерное тестирование «Математика»

0,42

0,56

0,72

0,81

Компьютерное тестирование «Окружающий мир»

0,69

0,73

0,71

0,83

Компьютерное тестирование «Речевое развитие»

0,54

0,58

0,51

0,57

Полученные результаты не однозначны. В некоторых случаях есть результаты понижающие. Труднее всего детям дается задание на развитие зрительной памяти. В таблице это самые низкие показатели. Речевое развитие по среднему значению примерно на таком же уровне. Логопед дошкольной образовательной организации подтверждает, что речевое развитие детей как с правым доминирующим полушарием, так и с левым оставляет желать лучшего. У многих детей нарушения речи и отставания в развитии от нормы. Математика более успешно осваивается детьми. В таблице также отражен повышающий уровень развития когнитивных процессов с каждым месяцем.

Освоение детьми компьютерных обучающих игр и заданий подкрепляется обучением их сетевому взаимодействию с детьми другой группы.

В целом были сделанные следующие выводы:

– электронные образовательные ресурсы оказывают значительное влияние на жизнь и развитие дошкольников;

– ЭОР в разной степени доступны детям старшего дошкольного возраста;

– многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательной организации и их компетентностный уровень в этой области достаточно высокий;

– важность ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольниковзаключается в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельностидетей.

Сформулированы принципы использования ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольников:

– Принцип увлекательности. Среда более благоприятна для развития когнитивных процессов у дошкольника, если игровая деятельность в ней более увлекательна.

– Принцип многогранности. Среда более благоприятна для развития когнитивных процессов у дошкольника, если она допускает большего числа граней.

– Принцип продуктивности. Развивающие занятия с использованием ЭОР должны давать результаты, которые необходимо ощущать и ребенку.

Таким образом, определены возможности использования ЭОР для развития когнитивных процессов у дошкольников. Выявлены особенности ЭОР, которые отличаются использованием игровых и развивающих средств. Выявлены показатели развития когнитивных процессов от начала реализации образовательной программы и по истечении пяти месяцев.

Достоверность полученных результатов обеспечивается выбором адекватной методологической основы исследования; анализом и учетом состояния проблемы использования ЭОР в развитии когнитивных процессов у дошкольников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. с 103.
  2. Гирфанова Г. Ю. Применение информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда ДОУ // Ресурсы развития образовательной среды дошкольных образовательных организаций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Златоуст, 26–28 июня 2014 года). — Златоуст: Первопечатник, 2014. — С. 26–32.
  3. Лаврентьева М. А., Мельникова Е. Е. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 9–3. — С. 520–524;
  4. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36262 (дата обращения: 03.09.2018).
  5. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. — Режим доступа: https://clck.ru/BzuCY. — Дата обращения: 05.09.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, развитие, дошкольник, ресурс, образовательная программа, ребенок, электронный образовательный ресурс, дорожное движение, дошкольная образовательная организация, зрительная память.


Похожие статьи

Использование цифровых образовательных ресурсов...

В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ. Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Похожие статьи

Использование цифровых образовательных ресурсов...

В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ. Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Задать вопрос