Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.09.2018

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Писаркина, Е. В. Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся / Е. В. Писаркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52634/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого выделенного типа личности на основе работ Карла Густава Юнга и Аушры Аугустинавичюте, и предложены способы использования данной информации в педагогической среде.

Ключевые слова: педагог, личность, информационный метаболизм, личностно-ориентированный подход, Модель А, аспектоника, типологии личности, группы аспектов личности.

Одной из основных проблем современного психо-педагогического образования является внедрение личностно-ориентированного подхода. Современная школа, несмотря на свое стремительное и постоянное развитие и присущую ей динамику все еще находится на пути высвобождения из авторитарного стиля образования, так основательно укоренявшегося в ней на протяжении довольно долгого времени, стиля, обезличивающего ученика, подавляя в нем определенные уникальные проявления его собственного «я». Эта атмосфера на протяжении долгого времени невольно искореняла в детях инициативность и самостоятельность, не давала прочувствовать стороны своей личности и понять, что же именно им близко и чем они предпочли бы заниматься в дальнейшем без лишних сомнений и угрызений совести. На данный момент в образовательных учреждениях всё больше внимания уделяется проблематике постепенного внедрения личностно-ориентированного подхода, однако это довольно сложный процесс, требующий от педагога определенных сил, а главное знаний и понимания специфики обработки информации отдельного взятого школьника. Такого рода знания нам могут предоставить труды Карла Густава Юнга и Аушры Аугустинавичюте.

Одна из идей Юнга заключается в том, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». Он утверждал, что существует определённая наследуемая структура психики, формировавшаяся и развивавшаяся сотни тысяч лет, благодаря которой, мы переживаем и реализовываем наш жизненный опыт вполне определённым образом. Основываясь на своих наблюдениях, данную определенность он назвал некими архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки, описав их и выделив у каждого характерные признаки и закономерности поведения.

На основе базиса, сформированного Юнгом, в 1970-ом году Аушра Аугустинавичюте создала концепцию типов личности и взаимоотношений между ними, в основе которой лежала модель информационного метаболизма или, другими словами, модель А.

Сама концепция утверждает, что информация, которую воспринимает наша психика делится на восемь аспектов, каждый из которых описывает ту или иную сторону реальности. Каждому человеку доступны все восемь аспектов, но уровень владения оными очень разнится: один аспект может восприниматься как нечто само собой разумеющееся, а другой вызывать определенные затруднения. [1]

В основе концепции лежит вышеупомянутая модель А, которую можно представить в виде маленькой таблицы, в ячейках которой находятся функции (аспекты), расположение которых для каждой отдельно взятой личности может быть разным. Но в то же время оно строго подчиняется правилам и закономерностям данной теории, которые и позволяют выделить так называемые типы личности.

Таблица 1

Модель А

I

II

IV

III

VI

V

VII

VIII

Каждый аспект модели А имеет свое четкое определение, отвечает за определенный канал обработки информации, а его положение в индивидуальной модели информационного метаболизма показывает то, как именно будет полученная информация воспринята индивидом.

Существуют следующие аспекты:

Черная сенсорика (ЧС, силовая сенсорика) — определение таких свойств, как твердость или способность противостоять давлению. Применительно к человеческой личности — восприятие физических данных человека, его «ранговости», статуса.

Черная интуиция (ЧИ, интуиция возможностей) — восприятие возможных вариантов развития ситуации, а также обнаружение скрытых свойств или возможностей применения предметов, выявление способностей человека.

Черная логика (ЧЛ, деловая логика) — организация и оценка эффективности различных процессов: от простой физической работы до сложных технологических или бизнес-процессов, распределение и преобразование различных видов ресурсов.

Черная этика (ЧЭ, этика эмоция) — в широком смысле изменение внутренней энергии различных систем, применительно к человеческой личности — отслеживание и влияние на эмоциональное состояние.

Белая сенсорика (БС, ощущений) — ощущение гармонии, проявленной в материальных предметах, восприятие красоты в виде цвета, звука, запаха, вкуса, так же отвечает за ощущение собственного тела и состояния здоровья.

Белая интуиция (БИ, интуиция времени) — соотношение различных событий и процессов во времени, согласование их между собой, оценка предпосылок, тенденций развития ситуации в том или ином направлении.

Белая логика (БЛ, структурная логика) — рассмотрение объектов как системы, выявление связей элементов системы между собой, правил их взаимодействия, соотношений вида целое/частное.

Белая этика (БЭ, этика отношений) — скрытые взаимодействия между объектами, их «очеловечивание», применительно к людям — симпатии, антипатии и неформальные отношения между ними. [2]

Расположение данных функций (аспектов) в таблице для каждого отдельно взятого типа происходит по следующим правилам:

I — базовая или программная функция. Самая сильная и осознанная функция, лежащая в основе мировосприятия индивида. Восприятие мира через базовую функцию происходит настолько легко и естественно, что человек, зачастую, не подозревает, что мир возможно воспринимать иначе, не понимает, что у других это восприятие может в корне отличаться. Данная функция достаточно негибкая. Изменять так называемую картину миру, подстраиваясь под базовые функции других практически невозможно без сопутствующего дискомфорта и, порой, неосознанного сопротивления.

II — творческая функция. Является сильной и осознанной, но более гибкой, чем программная. По ней нет целостной картины, эта функция готова подстраиваться и пробовать рассматривать различные варианты для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для той или иной ситуации, для того или иного человека.

III — ролевая функция. Гибкая, но слабая функция. Обычно, подключается в незнакомых ситуациях, которые требуют всестороннее восприятие информации. В отличие от творческой, не ищет новых решений, подбирая наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Затянувшаяся деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению.

IV — болевая функция. Самая проблемная из всех существующих в индивидуальной модели типа. Является осознаваемо слабой, воспринимающейся неким недостатком, вызывающим комплексы. По болевой часто происходит искаженное восприятие информации. Человек чувствует себя крайне неуверенно, обезоружено, сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой функции. Он не способен оценить адекватность действий ситуации. Кроме того, деятельность по ней приводит к чрезмерному сжиганию энергии и быстрому утомлению. Человеку необходима по ней определенная поддержка.

V — суггестивная функция. Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, не вызывает никакого отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней благодарность за помощь и информацию. Информация, переданная по данному аспекту, воспринимается как нечто очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека.

VI — активационная функция. Так же является слабой, но ценностной функцией. По ней охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому происходит дальнейшая оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, все бессознательное оценивание окружающих людей первоначально происходит по этой функции.

VII — ограничительная функция. Сильная и способная к самостоятельному поиску новых решений. Большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить окружающих о возможных последствиях, порекомендовать возможные варианты выхода из ситуаций, которые могут возникнуть. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас.

VIII — фоновая функция. Самая трудноосознаваемая, направленная на то, чтобы автоматически не допускать негативного развития ситуации. В отличие от ограничительной, не предупреждает о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Стоит учитывать, что активное обсуждение информации по ней вызывает некоторое отторжение. [2]

Благодаря владению данной информации, которая является лишь частью концепции об информационном метаболизме Аушры Аугустинавичюте, практикующий педагог, в купе с применением своих психо-педагогических знаний, может научиться четко определять различные типы личности своих подопечных, чему сопутствует понимание того, как именно они обрабатывают информацию и воспринимают мир вокруг. Располагая знаниями об описанных выше аспектах, он может свободно регулировать свое «общение» с обучающимися, осознавая, в какой форме лучше преподносить информацию для того или иного человека. Например, ученику с Базовой ЧИ (черной интуиции), который изначально воспринимает мир, как множественно вариативный, видя разнообразные развития событий, разнообразные подходы к одному и тому же заданию, к одной и той же ситуации, будет интереснее и проще работать в системе возможности выбора, возможности подойти к чему-то с разных сторон и проявить свое воображение. Тогда как ученику с болевой ЧИ, это будет даваться с большими сложностями, т. к. ему необходимы четкие указания, ясность того, что и в какой форме от него требуется, таким ученикам комфортно работать по имеющимся примерам в условиях определенных рамок.

Таким образом, знание модели А и нюансов аспектов, описывающих различные стороны окружающей нас действительности, раскрывает перед учителем мир тех, кого он обучает, объясняя многие ощущающиеся, но не до конца осознаваемые нами различия восприятия, объясняя причины легкости или затруднений в обработке получаемой детьми информации и то, как именно можно корректировать данный процесс. Вышеописанная модель открывает перед нами новые возможности подачи нового материала для более успешного и благополучного усвоения оного, возможность посмотреть на этот мир, глазами другого человека и понять наши бесконечно интересные различия. Эти знания могут помочь в решении одной из основных проблем современного образования — внедрения личностно-ориентированного подхода. Модель А предоставляет возможность подойти индивидуально к каждому отдельно взятому ученику, ибо помогает в познании его, как личности, приоткрывает перед нами словно книгу. Благодаря этому, педагог может более осознанно подходить к процессу обучения, применяя определенные методы, которые будут восприниматься каждым имеющимся в коллективе типом правильно и безболезненно. Преподносить информацию таким образом, чтобы заинтересовывать всех, исходя из располагающих знаний о том, как именно его ученики обрабатывают эту информацию, а так же понимая проблемы, которые могут при этом возникнуть и, предвещая их, заблаговременно подготовиться к этому. Кроме прочего, знания основ информационного метаболизма могут помочь учителю раскрыть имеющийся у обучающихся потенциал и направить их врожденные предрасположенности к чему-либо в нужное, уместное русло, одновременно помогая формировать уверенность в себе, осознанность и самостоятельность, а так же инициативность в новых начинаниях, которой так не хватает подрастающему поколению.

Литература:

  1. Аушра Аугустинавичюте. Модель личности. -1998. — URL: http://royallib.com/read/augustinavichyute_aushra/teoriya_funktsiy_funktsionika_model_lichnosti_po_augustinavichute.html#40960 (дата обращения: 22.08.2018).
  2. Социомодель. — URL: http://sociomodel.ru (дата обращения: 27.08.2018).
  3. Юнг Карл Густав. Психологические типы. Спб: Азбука, 2001.
  4. Аушра Аугустинавичюте. Дуальная природа человека. М: Самиздат, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): информационный метаболизм, III, VII, VIII, информация, личностно-ориентированный подход, аспект, модель А, болевая функция, долгое время.


Похожие статьи

Личностно ориентированный подход в современном...

В настоящее время под профессиональным образованием понимается процесс и результат профессионального становления и развития личности. Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его гуманизация...

Похожие статьи

Личностно ориентированный подход в современном...

В настоящее время под профессиональным образованием понимается процесс и результат профессионального становления и развития личности. Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его гуманизация...

Задать вопрос