Патриотизм в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.09.2018

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Каргополов, И. С. Патриотизм в школе / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52628/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о развитии патриотизма в школе.

Ключевые слова: патриотизм в школе, формирование личности, причины возникновения проблемы, возможные способы решения.

Есть несколько признаков Государства, такие как территориальность, публичная власть, суверенитет и прочее. Однако, чего нет в признаках Государства, а следовало бы добавить — критическая масса патриотов. Государство — это, прежде всего, люди. При этом не каждый человек, живущий в Государстве является патриотом, и это нормально. Всё же государство держится на идейных людях, способных поставить интересы государства выше своих собственных. Патриот и патриотизм не возникают сами собой из неоткуда. Воспитание гражданина (понятие близкое к патриоту), пробуждение гражданственности требует больших временных и прочих затрат. Когда следует знакомить человека с понятием «патриотизм»? Именно знакомить, а не прививать, не учить и уж тем более не навязывать. По моему мнению, это нужно делать с рождения. В каком-то смысле патриотизм близок к религии. А именно, оба этих аспекта глубоко интимны, нельзя от человека требовать быть патриотом.

Первые «птицы» патриотического воспитания появляются ещё в раннем детстве, в сказках, былинах, где древнерусские супергерои-богатыри защищают свою страну, жертвуя всем, включая собственную жизнь, в песенках, повествующих о том, с чего же всё-таки начинается Родина, в рассказах дедушки о войне или какой-то далёкой деревне, где было очень солнечно и уютно, в любимых сказках перед сном, звучащих из уст мамы и папы. Можно с уверенностью сказать, что этот этап личностного развития является самым благоприятным для знакомства с понятием «патриотизм». Критическое мышление ребёнка ещё не развито, он не видит столкновения между теорией и реальностью, не умеет думать вопреки и просто верит. При условии счастливого детства любой ребёнок, поступающий в детский сад или школу, является патриотом, так как для него в этот момент его страна — это его семья, его близкие, а они безоговорочно одариваются детской любовью, без условий и оговорок.

Другое дело, если детство не счастливое. В этом случае маленький человек с опаской и недоверием относится ко всему окружающему миру, начиная с классного руководителя, заканчивая президентом. Везде мерещится угроза, за каждым словом может последовать неприятное действие. Если мама не ласкова к своему ребёнку, почему он должен ожидать другого от своей страны?

Патриотический компонент в обязательном порядке включается в школьную образовательную программу, он прописывается в локальных актах учебного заведения, начиная с устава школы, заканчивая планом по воспитательной работе на год классного руководителя. В поездках, экскурсиях, просмотрах фильмов, во встречах с ветеранами, профессионалами и прочих внеклассных мероприятиях помимо образовательной цели присутствует намерение пробудить в ученике гордость за свою школу, город, страну, за себя, в конце концов. Ученик должен почувствовать, что все свершения и победы, совершённые другими людьми, принадлежат и ему тоже, более того, при тех же самых условиях молодой патриот поступит так же или ещё самоотверженней. И всё бы ничего, если бы источником информации для молодого человека оставалась только школа, однако это не так. Средства массовой информации, семья, интернет транслируют не всегда лестное мнение о сложившейся государственной или экономической ситуации. При этом не стоит забывать об огромном разрыве в сознании школьника между школой и реальной жизнью. Критика, направленная на политиков, людей искусства, учёных, военных, соседей, дворников, мужей, жён, тещ никак не может способствовать воспитанию осознанного патриота. И пусть бы имела место критика, только в уравновешивание сложившейся сложной ситуации современные масс-медиа практически ничего не предлагают. Да, есть положительные, или, вернее сказать, не отрицательные новости: там-то и там-то испекли огромный блин, у тех-то и у тех-то родился детёныш редкого тигра, только все эти новости не могут соперничать с очередным терактом, повышением цен на бензин и предчувствием новой войны, провоцируемой внешним извечным врагом.

Многие современные школьники стесняются говорить о своей стране и это происходит по целому комплексу причин:

  1. негативное, критическое общественное настроение
  2. фактически насильственное насаждение патриотических ценностей
  3. возрастные особенности подростка
  4. низкая позитивная информированность

Как уже было раннее сказано современное общество чаще являет собой пассивную оппозицию сложившемуся политическому строю, после широкого распространения сети интернет люди получили возможность обсуждать происходящие события, причём если раньше государственные СМИ имели возможность умалчивания новостей (яркий тому пример авария на Чернобыльской АЭС, когда только спустя несколько дней страна узнала о трагедии, и то только потому, что соседние страны зафиксировали повышенный уровень радиации со стороны СССР), то сегодня такой возможности пока не представляется опять же из-за стирания временных и территориальных границ в вопросе передачи информации. Однако попытки замалчивания не прекращаются и этот факт также играет не в пользу официальной власти. Конечно же подростки помимо самостоятельного потребления информации считывают отношение старших товарищей и зачастую это отношение оставляет желать лучшего.

Как и с вопросом религии, к сожалению, приходится говорить о почти насильственном насаждении обязанности быть патриотом. На уроках нам часто рассказывали о героях, пожертвовавших своей жизнью на благо отечества, такая бездумная пропаганда скорее отталкивает, нежели привлекает. Нет, прямого осуждения не будет, но представьте, если в каком-то классе какой-нибудь ученик скажет, что не хочет быть патриотом, да и вообще с удовольствием уехал бы из этой страны, представься ему такая возможность. Он станет не белой вороной, он фактически заслужит клеймо изгоя, да вот только таких изгоев не мало, пока не критическая масса, но всё же. А если посмотреть на эту проблему объективно, без страха, то мы увидим, что обвинять в подобных высказываниях необходимо не школьника, а самих себя. Мнение подростка- всего лишь вывод, который он сделал, следя за нами, нашими поступками и высказываниями.

Подросток должен критиковать, не критикующий подросток, принимающий внешний мир со всем его многообразием- всегда претендент на более подробное рассматривание. Особенности возрастного нонконформизма и максимализма никто не отменял. Вы спросите почему подросток принимает сторону критикующих, если таковых большинство, а это никак не сочетается с нонконформизмом? Готов предположить, что именно в этот период развития молодой человек с большей охотой готов замечать и отмечать негативные общественные тенденции, позитивные изменения либо нивелируются, либо просто не замечаются. К тому же подростка очень часто просто не слушают, конечно, что он может знать о жизни? Пускай сперва поживёт с наше, тогда и поговорим. А он знает, ещё как.

Что касается низкой позитивной информированности, то мы всегда находим те новости, которые ищем. Если мы уверены, что наша страна катится непонятно куда, то нам и в голову не придёт вводить в поисковике «россияне изобрели, открыли, подарили миру, вышли на первые мировые позиции в области…» С большей вероятностью мы введём запрос о каком-то коррупционере, наркоторговце или преступнике иного пошиба. Почему мы так делаем? Возможно, для того чтобы оправдать свою собственную неуспешность, или же, наоборот, оправдать жертвы, которые пришлось принести на пути к успеху, мол все так живут, а у кого-то и похуже бывает. Так или иначе, все эти метания происходят на глазах подростков и, конечно, не могут пройти бесследно.

Причины обговорили, теперь обсудим способы решения данной проблемы.

В педагогике во все времена и не смотря на стремительный методологический прогресс самым действенны способом является способ сильной учительской личности, наглядного примера преподносимого не от случая к случаю, а на протяжении всей жизни учителя не только в школе, но во всех возможных ситуациях. Здесь есть сложность, связанная с современными реалиями. У среднестатистического современного подростка весьма активно исчезает авторитет взрослого товарища. Это происходит из-за низкого участия родителей в жизни ребёнка и формального отношения учителя к личности ученика. Можно обговорить причины данной тенденции, но статья не об этом. Нужно только сказать простым языком, что родителям несмотря ни на что нужно искренне интересоваться жизнью своих детей, а учителям несмотря ни на что видеть не сосуд «жаждущий» знаний, а прежде всего самобытную личность со всеми последствиями.

Создание благоприятной информационной среды для школьников. Здесь важно видеть грань. Ни в коем случае нельзя блокировать доступ к каким-либо информационным ресурсам, даже оппозиционного характера. Фактом ограничения мы даём понять подростку, что мы ему не доверяем, мы не верим в его способность объективно обрабатывать информацию, взвешивать её и делать обдуманные выводы. Все запрещённые ресурсы будут особенно интересны ученику. Конечно, данное высказывание не относится к ресурсам с экстремистской направленностью, с информацией способной создать угрозу жизни и здоровью подростка, нарушающим административный и уголовный кодексы РФ. Можно и нужно отпустить молодого человека в свободное плавание по информационным волнам, при этом мы должны следить, чтобы преподносимая СМИ информация не преподносилась однобоко и всё-таки акцент был бы сделан на позитивных событиях. Это сделать действительно сложно по причине полной подконтрольности СМИ государственной власти, которая использует масс-медиа для формирования общественного мнения.

Формирование, можно сказать взращивание в подростке гражданина и патриота дело не одного десятилетия. Важно понять, что быть или не быть патриотом подросток выбирает сам, причём сделанный выбор никогда не является окончательным. Факторы, способные повлиять на принимаемое решение многогранны, однако, как и в формировании личности основную роль играет ближайшее окружение: семья, друзья, информационная среда. Чтобы что-то получить, нужно сначала что-то дать, чтобы требовать от подростка выбора в пользу патриотизма, любви и веры в страну, нужно создать ему страну, которую хочется любить и в которую хочется верить.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой человек, патриот, классный руководитель, подросток, позитивная информированность, признак Государства, формирование личности, школа.


Ключевые слова

формирование личности, патриотизм в школе, причины возникновения проблемы, возможные способы решения

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Задать вопрос