Современные подходы к решению вопроса содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лаптева, М. В. Современные подходы к решению вопроса содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников / М. В. Лаптева, Р. А. Золотов, Д. А. Шаталова-Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52580/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье рассматривается вопрос о содействии занятости студентов и трудоустройства выпускников вузами. На примере опыта работы Центра карьеры Университета Лобачевского приводятся современные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: трудоустройство, мониторинг трудоустройства, рынок труда.

Трудоустройство выпускников является одним из важных характеристик любого вуза. Абитуриенты, по статистике распределенных после учебы специалистов, делают свой выбор в ту или иную образовательную организацию. Качество трудоустройства выпускников зависит от многих параметров, таких как экономические факторы региона на время выпуска студента, соответствие профиля подготовки текущему рынку труда, личные качества кандидатов, такие как конкурентоспособность и социальная мобильность [1]. Работа с вышеперечисленными параметрами в современных вузах является задачей отделов по трудоустройству и развитию карьеры студентов. Одним из таких является Центр карьеры ННГУ.

Для того, чтобы создать эффективную систему трудоустройства и занятости выпускников, проводятся мероприятия:

‒ устанавливаются связи с различными компаниями региона для каждого факультета и направления подготовки вуза;

‒ анализируется рынок труда, обрабатываются поступающие на него вакансии;

‒ проводится мониторинг трудоустройства студентов после выпуска из Университета;

‒ поддерживается открытое информирование студентов по вопросам трудоустройства;

‒ создаются дополнительные курсы по развитию необходимых компетенций личности.

Данными вопросами занимаются два отдела: информационно-аналитический и отдел по связям с работодателями. Их неразрывное взаимодействие усиливает эффективность подготовки будущего студента к работе: информация, поступающая напрямую от работодателей, формирует полное представление студентам о том, что от них требуется, и наоборот, анализ текущей подготовки учащихся дает компаниям возможность учитывать особенности поколения, тем самым готовя более усовершенствованные модели управления человеческими ресурсами.

Каждый год Центром карьеры проводятся мероприятия, направленные на изучение потребностей студентов. В результате проведенных исследований в 2018 году, были определены тенденции личностного и профессионального развития студентов Университета Лобачевского.

Основной тенденцией стало снижение за время обучения в ННГУ выраженности ценностей кооперации и взаимодействия таких, как государство, отечество, Родина (на 8 %, по отдельным факультетам — на 50 %); быть полезным людям (на 5,5 %), хорошее образование (на 10 %), профессионализм (на 4,4 %), интеллект (на 5,5 %) и увеличение значимости установок «деньги и материальное благополучие» (на 12,2 %), «собственность» (на 5,5 %), «наслаждение, полное удовлетворение потребностей» (на 5,1 %), «комфорт» (7 %), «стабильность» (6,8 %).

По результатам исследования «Профессионально-карьерные ожидания студентов ННГУ» студенты IV курса по окончании вуза планируют: 41 % — поступление в магистратуру, 38 % — трудоустройство, 7 % — смена специальности, 5 % — создание собственного бизнеса, 3 % — поступление в аспирантуру, 3 % — служба в армии, 2 % — общественная деятельность.

Каждый пятый студент IV курса считает, что трудностью при трудоустройстве может стать отсутствие достаточной квалификации, однако, растет уверенность в том, что международные стажировки смогут помочь в успешном трудоустройстве и построении карьеры. Востребованными компетенциями на рынке труда обучающиеся выпускных курсов считают «трудолюбие, работоспособность» (19,0 %), «ответственность и самоорганизация» (11,7 %), «стремление к саморазвитию, образованию и профессионализму» (11,7 %), в то время как работодатели находятся в поиске молодых специалистов с компетенциями «системное и стратегическое мышление» (15 %), «инновационность» (18 %), «работа в команде» (10 %), «ориентация на результат» (10 %), «инициативность» (15 %), «планирование и организация деятельности» (10 %).

Опытом работы обладают 67 % студентов IV курса, 34 % — работают в настоящее время, 17 % — трудоустроены официально. 15 % студентов разочаровывается в получаемой специальности и не планирует работать по специальности по сравнению с планами на I курсе. Так, поступив в ННГУ планировали работать по специальности 70 % первокурсников, а завершая обучение на IV курсе — 55 %. У студентов снижается интерес к таким сегментам рынка труда, как наука (до 10,8 %), IT (до 17,7 %), производство (до 9 %), торговля (до 5,8 %), но растет востребованность сфер «образование» (до 8,5 %) и «маркетинг» (до 8,7 %). Стабильно высоко востребованы правоохранительные органы,

МЧС, ФСБ, вооруженные силы (10 %). Зарплатные ожидания студентов IV курса на старте трудоустройства превышают среднюю зарплату по региону (более 30000 руб.).

Кроме проведения социологических исследований, в период с 2015 по весну 2018 г. было проведено более 500 различных мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников, в том числе, Дни карьеры, Деловые игры, тренинги, мастер-классы, Ярмарки вакансий, экскурсии, презентации компаний и др., в которых приняло участие более 12 000 студентов.

Ежегодно сотрудниками Центра карьеры проводится мониторинг трудоустройства и планов выпускников. По данным мониторинга 2017 г. из 3899 выпускников ННГУ на 16.11.2017 г. трудоустроено 45 % (1747), не определились с трудоустройством 9 % (338), продолжают обучение 42 % (1631), проходят службу в армии 3 % (144), находятся по уходу за ребёнком (декрет) 1 %. Если сравнивать данные по мониторингу трудоустройства выпускников 2018 г. на 01.09.2018 г., то существенных различий на данный момент нет: продолжают обучение 40 %; в планах — служба в армии у 4 % выпускников; в декрет собираются уйти 3 %. Разрыв можно заметить пока только по количеству трудоустроенных и нетрудоустроенных выпускников. По сравнению с 2017 г., не трудоустроены в 2018 г. — 14 %, трудоустроены — 33 %. Но эти данные на момент выпуска (то есть на конец июня — начало июля 2018 г.) — это первый этап сбора статистических данных по трудоустройству выпускников. С сентября по октябрь 2018 г. проводится второй этап исследования путём телефонного опроса выпускников, не определившихся с трудоустройством. Основные цели данного опроса — это определение количества трудоустроенных выпускников и выявление процента выпускников, трудоустроенных по специальности. В результате проведения всех этапов мониторинга подводятся конечные цифры трудоустройства и планов выпускников 2018 г.

С целью формирования эффективного поведения студентов и выпускников на рынке труда, в рамках профориентационных и карьерных мероприятий проведено более 70 тренингов и мастер-классов. В том числе: «Драйв лидерства», «Тайм-менеджмент: эффективное управление временем», «Как найти хорошую работу молодому специалисту?», «Как пройти успешно собеседование с работодателем», «Самые распространенные ошибки при прохождении собеседования» и др. Более 6000 студентов получили информацию по вопросам эффективного поведения на рынке труда.

С целью формирования эффективного поведения студентов и выпускников на рынке труда, в рамках профориентационных и карьерных мероприятий проведено более 70 тренингов и мастер-классов. В том числе: «Драйв лидерства», «Тайм-менеджмент: эффективное управление временем», «Как найти хорошую работу молодому специалисту?», «Как пройти успешно собеседование с работодателем», «Самые распространенные ошибки при прохождении собеседования» и др. Более 6000 студентов получили информацию по вопросам эффективного поведения на рынке труда.

Опыт Центра карьеры Университета Лобачевского в вопросе содействия занятости и трудоустройства напрямую связан с постоянным совершенствованием механизмов работы по ориентации профессиональной деятельности выпускников. Проводится работа над совершенствованием моделей взаимодействия вуза и организаций, учреждений и предприятий, которые заинтересованы в решении задач по подготовке молодых специалистов.

Литература:

  1. Стецунов В. В. Трудоустройство выпускников системы профессионального образования в условиях кризиса: проблемы и перспективы//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 216–222.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, трудоустройство выпускников, выпускник, курс, студент, трудоустройство, молодой специалист, хорошая работа, эффективное поведение, эффективное управление.


Ключевые слова

трудоустройство, рынок труда, мониторинг трудоустройства

Похожие статьи

Оценка эффективности трудоустройства выпускников вузов...

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства. Оценка эффективности трудоустройства выпускников вузов (гендерный аспект). Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Похожие статьи

Оценка эффективности трудоустройства выпускников вузов...

Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства. Оценка эффективности трудоустройства выпускников вузов (гендерный аспект). Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Задать вопрос