Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.09.2018

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Попов Д. П. Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/archive/222/52597/ (дата обращения: 24.10.2019).



В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел в современных условиях, виды использующихся в розыскной деятельности оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, а также иные проблемы применения современных информационных технологий в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-справочные учеты, криминалистические учеты, автоматизированные поисковые системы, информация, выявление, расследование и раскрытие преступлений, розыск.

Результативность раскрытия и расследования преступлений зависит от своевременного получения информации о лицах, заподозренных в совершении преступлений; скрывшихся обвиняемых; потерпевших; свидетелях; об орудиях преступления, транспортных средствах (как орудиях преступления или предметах преступного посягательства); имуществе, ценностях, добытых преступным путем; о следах совершения преступлений; других предметах и объектах, местонахождение которых неизвестно.

Розыск подозреваемых и обвиняемых как правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная проблема всегда привлекал к себе пристальное внимание ученых в области уголовно-процессуального права, криминалистов и специалистов в области оперативно-розыскной деятельности.

Так, по статистическим данным в РФ с помощью информационного обеспечения, накопленного в информационных системах и учетах, раскрывается от 20 до 25 % всех совершаемых преступлений, или почти каждое пятое от числа всех зарегистрированных.

Ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности. В частности, в ней говорится, что органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска представляет собой предусмотренную законодательством систему мер, направленных на поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и использование информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, в интересах уголовного судопроизводства, безопасности граждан, общества и государства. Данные элементы в совокупности с оперативно-розыскной информацией составляют информационную систему (систему информационного обеспечения), под которой понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств»

Задачей систем информационного обеспечения является накопление, обработка и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде оперативной, оперативно-розыскной, оперативно-справочной, аналитической, статистической информации в целях принятия обоснованных решений.

Централизованный учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами. В ГИАЦ и ИЦ учет осуществляется с помощью следующих информационных систем:

  1. Федеральная автоматизированная дактилоскопическая информационная система (федеральная АДИС-МВД).
  2. Федеральная государственная информационная система «Система обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России (ВИС-СМЭВ)».
  3. Федеральная государственная информационная система «Интегрированный банк данных федерального уровня» (ИБД-Ф) [2].

А. П. Большаков констатирует, что централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении их ведется в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства или совершенных против них. Он осуществляется путем формирования и ведения АИС «Криминал-И». В ее составе функционируют:

  1. Подсистема «Административная практика» — содержит данные об иностранных гражданах, привлеченных к административной ответственности и в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.
  2. Подсистема «Преступление» предназначена для обеспечения сотрудников правоохранительных органов информацией о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающими на территории РФ, либо совершенных против них.
  3. Подсистема «ДТП-И» позволяет получать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранных гражданах и ЛБГ — участниках ДТП на территории РФ.
  4. Подсистема «Розыск» предназначена для информационного обеспечения заинтересованных подразделений сведениями об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных.
  5. Подсистема «Наказание» обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах и гражданах РФ, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории РФ [6].

Также можно отметить, по мнению Г. Г. Плотникова, что немаловажную роль при розыске лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, играют такие информационные системы как, «Антиквариат» — учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей, который ведется в целях обеспечения розыска предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС «Сейф». Ее основным назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия и расследования хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками в первую очередь в случае серийных преступлений межрегионального характера [5]. Помимо специализированных автоматизированных систем в правоохранительных органах, последние могут обращаться к помощи баз данных УФССП, Пенсионного Фонда РФ и др.

В настоящее время, на местном уровне, как отмечает Н. А. Корниенко, ведется четыре вида учетов: картотека лиц, представляющих оперативный интерес (на основе алфавитно-справочных карточек, на лиц, взятых на учет по розыскным делам; на лиц, разыскиваемых по ориентировкам других органов; на лиц, взятых на учет по результатам предварительной оперативной проверки; на лиц, требующих оперативного контроля); картотека нераскрытых преступлений (на основе справочных карточек на нераскрытое преступление); картотека похищенных, изъятых, бесхозных, выявленных вещей и имущества (на основе карточек «на вещь»); картотека огнестрельного оружия (на основе карточек на зарегистрированное оружие). Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены дактилокартами лиц, представляющих оперативный интерес, и фотоснимками следов рук с мест нераскрытых преступлений. Возможность информационного обмена между территориальными подразделениями одного уровня зачастую затруднена, даже при нахождении их на территории одного региона [3].

Как заявляет начальник ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», в настоящее время в ГИАЦ сосредоточена информация на 340 миллионов объектов учёта. Это розыск не только преступников, без вести пропавших, но и оружия, автотранспорта, исторических предметов и антиквариата, электронной техники и документов, а также учёты преступлений и лиц, совершивших правонарушения.

В перспективных планах — построение единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД), развитие Центра обработки данных (ЦОД) и его сервисов. По мнению руководителя, новая система ещё более упростит и расширит возможности использования имеющихся ресурсов для сотрудников органов внутренних дел. Любой полицейский со своего рабочего места, в соответствии с уровнем допуска, сможет использовать максимальное количество учётов.

Современные реалии, которые отражены в официальной статистике МВД Российской Федерации, содержащей сведения о количестве преступлений, их динамике и лицах, совершивших противоправные деяния в текущем и предшествующем годах, не столь радужные. Они позволяют констатировать брешь в информационном обеспечении противодействия преступности.

В этой связи Президент РФ В. В. Путин отмечает, что в превентивной функции ОВД и процессе расследования и раскрываемости преступлений существенных изменений не произошло, с помощью данных учета раскрывается всего лишь четвертое-пятое преступление [9].

На наш взгляд, проблема раскрываемости, на которую указал президент, охватывает лишь часть изъянов информационного обеспечения деятельности подразделений уголовного розыска.

Учитывая тот факт, что значительное количество совершенных правонарушений и преступлений осуществляется криминогенным элементом, состоящим на учете МВД, особого внимания требует превентивный аспект использования информационных ресурсов в целях предупреждения совершения противоправных действий, изменения преступного поведения субъекта, недопущения общественно опасных последствий или их минимизации.

В этой связи, положительно оценивая в целом принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», надеемся на полноценную реализацию предусмотренных им принципов непрерывности, последовательности и, главное, своевременности (ст. 4) в части использования автоматизированных информационных систем для ведения профилактических учетов (ч. 2 ст. 21).

Также рассчитываем на прикладное выполнение закрепленных положений о проведении мониторинга в сфере профилактики правонарушений, применении специальных превентивных мер административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера (ч. 2 ст. 6). При этом подчеркиваем, что в вопросах предупреждения преступлений о показателях работы можно судить, лишь обеспечив наступательность и действуя на опережение.

Следует отметить, что в Российской Федерации информационные технологии в сфере розыска сильно разветвлены и не имеют единой базы по розыску лиц, как например в США. В Штатах существует специальный отдел информационных технологий (FBI Information and Technology Branch), который обеспечивает разработку и функционирование информационных технологий и информационного управления, информационных баз данных. В США можно с помощью одной информационной базы найти все данные по любому физическому лицу, в том числе и преступнику [7].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, выделим несколько направлений совершенствования системы информационного обеспечения розыскной работы:

  1. Объединение всех учетов в единую автоматизированную информационно-поисковую систему.
  2. Расширение перечня регистрируемых объектов позволит в конечном итоге повысить раскрываемость преступлений. Актуальным направлением сегодня выступает собирание и систематизация совместными усилиями подразделений уголовного розыска и экспертно-криминалистических подразделений геномной информации.

Разрабатываемые отечественными специалистами автоматизированные логико-аналитические системы, предназначенные для анализа полнотекстовой информации, могут совмещаться с экспертными системами, использующими для идентификации и диагностики различных объектов их биометрические персональные данные.

  1. Необходимо шире практиковать создание автоматизированных диагностических систем, способных моделировать различные события и воссоздавать прижизненный облик трупов, искусственно «омолаживать» и «делать более старыми» лиц, изображенных на фотографиях. Подобная система позволит учесть типичные оперативно-розыскные ситуации, связанные с розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, совершивших побег из мест лишения свободы, а также создать механизм установления личности граждан по неопознанным трупам. Аналогичной позиции придерживается Л. А. Авдашкевич [4].

Исходя из сказанного, можно выделить несколько признаков, характеризующих современное состояние информационного обеспечения розыскной работы в правоохранительной деятельности:

‒ множественность оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, что доставляет неудобства при поиске необходимой информации;

‒ попытка создания единого информационного пространства для обмена информацией оперативно- розыскного назначения;

‒ некоторое техническое отставание имеющегося программного обеспечения от современных требований;

‒ создание автоматизированных рабочих мест оперативных сотрудников с возможной алгоритмизацией их действий;

‒ использование в целях розыскной работы общедоступных ресурсов сети Интернет. Технические возможности МВД России должны наращиваться, а создание современных автоматизированных информационных систем должно приобретать комплексный характер, позволяющий получить доступ к ним всем заинтересованным субъектам розыскной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов: учебное пособие / под ред. В. А. Образцова. — М.: Проспект. — 2016. — 447с.
  3. Российские и международные криминалистические учеты: учебное пособие / под ред. Н. А. Корниенко. — М.: Инфра-М. — 2017. — 87с.
  4. Авдашкевич Л. А. Совершенствование информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска // Образование. Наука. Научные кадры. — 2014. — № 3. — С. 99–102.
  5. Плотников П. П. Автоматизированные информационные системы МВД РФ // В книге: Автоматизированные системы специального назначения. Воронеж, 2015. — С. 6–55.
  6. Большаков А. П., Пупцева А. В. Виды информационного обеспечения, используемого в розыске лиц (подозреваемых, обвиняемых), скрывшихся от органов предварительного следствия и суда // В сборнике: Актуальные проблемы предварительного расследования Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Волгоградская академия МВД России. — 2013. — С. 295–302.
  7. Курлович П. Н. Полиция в правоохранительной системе США // Интернет-ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politsiya-v-pravoohranitelnoy-sisteme-ssha
  8. Свистильников А. Б., Кулешов В. И. Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2010. — № 2. — С. 71–76.
  9. Христенко А. А. Теоретико-правовой аспект информационной безопасности оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 7 (98). — С. 246–249.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное обеспечение, оперативно-розыскная деятельность, система, розыскная работа, уголовный розыск, Российская Федерация, территория РФ, гражданин, лицо, розыск лиц.


Похожие статьи

оперативно - розыскная деятельность , оперативно...

оперативно - розыскная деятельность , оперативно - розыскное мероприятие , уголовное судопроизводство, проведение, норма, качество доказательств, РФ, Российская Федерация, уголовный процесс... Особенности осуществления оперативно - розыскной ...

Похожие статьи

оперативно - розыскная деятельность , оперативно...

оперативно - розыскная деятельность , оперативно - розыскное мероприятие , уголовное судопроизводство, проведение, норма, качество доказательств, РФ, Российская Федерация, уголовный процесс... Особенности осуществления оперативно - розыскной ...

Задать вопрос