Перспективы развития железнодорожного транспорта в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.09.2018

Статья просмотрена: 9681 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Д. М. Перспективы развития железнодорожного транспорта в России / Д. М. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52554/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассмотрены основы Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, обосновывается необходимость ее разработки и реализации. Проведен анализ текущих данных по основным показателям перевозочной деятельности транспорта с целью наглядного представления положительной динамики. Обозначены варианты и сценарии стратегического развития железнодорожного транспорта, а также прогнозируемые результаты их реализации.

Ключевые слова: стратегия развития, железнодорожный транспорт, грузооборот транспорта, пассажирооборот транспорта, энерго-сырьевой сценарий, инновационный сценарий, минимальный вариант, максимальный вариант, прогнозируемые результаты стратегии.

The article considers the basics of Railway Transport Development Strategy of the Russian Federation until 2030, the rationale for its development and implementation. The analysis of the current data on the main indicators of transport activity of transport with the purpose of visual representation of positive dynamics is carried out. Listed options and scenarios of strategic development of railway transport, as well as projected results of their implementation.

Keywords: development strategy, railway transport, freight turnover of transport, passenger turnover of transport, energy-raw scenario, innovative scenario, minimum option, maximum option, projected results of the strategy.

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России. [3]

Согласно данным Росстата о грузообороте различных видов транспорта, железнодорожный транспорт продолжает увеличивать свою долю на рынке транспортных услуг: в I квартале 2018г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 1382,1 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного — 636,6 млрд., автомобильного — 55,2 млрд., морского — 7,6 млрд., внутреннего водного — 5,4 млрд., воздушного — 1,7 млрд., трубопроводного — 675,5 млрд тонно-километров.

Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта

Пассажирооборот транспорта общего пользования в I квартале 2018г. составил 107,6 млрд пасс.-километров, в том числе железнодорожного — 23,9 млрд., автомобильного — 26,9 млрд., воздушного — 56,8 млрд пасс.-километров.

Рис. 2. Пассажирооборот транспорта общего пользования

Рис. 3.

Однако современное состояние отечественных железных дорог без изменения темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития страны.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года утверждается Правительством Российской Федерации [3]. В основе ее разработки лежит формирование устойчивой платформы и инструмента объединения усилий государства и предпринимательского сообщества по решению перспективных экономических задач и достижению крупных социально-значимых результатов.

Развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.

Этап модернизации железнодорожного транспорта (2008–2015 годы), который предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых технических требований к технике и технологии, начало проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.

Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016–2030 годы).

На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта [3].

Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан в соответствии с планируемыми сценариями социально-экономического развития России и возможными вариантами их реализации:

– минимальный вариант (вариант 1) основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики. В данном случае предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности регионов;

– максимальный вариант развития (вариант 2) основан на инновационном сценарии развития России. По максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии до Магадана, что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона страны и даст возможность для создания устойчивого железнодорожного сообщения к отдаленным территориям страны. Реализация максимального варианта приведет к кардинальным изменениям в мировых торговых связях Евроазиатского, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-Американского регионов, качественно усилив транзитную роль железнодорожного транспорта России [4].

По минимальному варианту, погрузка в 2030 г. прогнозируется в объёме 1970 млн. тонн, с ростом к уровню базового 2006 г., в 1,5 раза.

Грузооборот прогнозируется в объеме 3050 млрд. тонно-км, с ростом в 1,56 раза, пассажирооборот — в 1,14 раза и превысит 202 млрд. пасс-км.

По максимальному варианту, погрузка к 2030 г. возрастет в 1,64 раза и достигнет 2150 млн. тонн.

Грузооборот в 2030 году возрастет по сравнению с 2006 годом в 1,69 раза и составит 3300 млрд. тонно-км, пассажирооборот — в 1,3 раза и превысит 231 млрд. пасс — км. [3]

Реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта, согласно прогнозируемым результатам, может обеспечить достижение установленной цели и решение необходимых государственных задачвобласти железнодорожного транспорта.

Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 г. должна будет увеличена на 23,8 % при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.

Рост грузооборота должен составить 1,7 раз. Скорость доставки грузов в среднем должна возрасти более чем на 26 %, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки в 3,7 раз.

В установленные сроки должнобудет доставляться 97 % отправок, что будет являтьсявысочайшим уровнем относительно показателей мировых стандартов.

Увеличение скорости и безопасности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале, и тем самым — удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики.

Железнодорожный транспорт Российской Федерации будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 3,6 раза. На магистральном полигоне в 13,8 тыс. км. будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов. При росте пассажирооборота на 30 %, будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/час. Будет создано высокоскоростное пассажирское сообщение (со скоростями до 350 км/час), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1,5 тыс. км. [3]

Будет обеспечено развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, что взаимосвязано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 г. достигнуть 170 % от среднероссийского уровня заработной платы (это соотношение определяется как отечественным опытом, так и мировой практикой). [3]

Могут быть значительно повышены энергоэкономичность, экологичность и безопасность железнодорожного транспорта, обеспечены разработка и доскональная регламентация порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, а также выработана система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры.

Таким образом, в результате реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, будут созданы транспортные условия по обеспечению динамичного развития экономики страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,2 раза, проведению оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Дата официальной публикации: 30.03.2011 г. Ссылка на ресурс: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=3997;
  2. Заседание Правительства Российской Федерации. Первый вопрос повестки — о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы./16 ноября 2017 года, 12:30, Дом Правительства, Москва. Ссылка на ресурс: http://government.ru/news/30144/;
  3. Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Ссылка наресурс:http://dprof38.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F- %D0 %B6- %D0 %B4–2030/;
  4. Гагарина Л. Г. «Перспективы развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года»/Статья/Ссылка на ресурс: http://www.gagarinalg.ru/_ld/1/154_-___.pdf;
  5. Федеральная служба государственной статистики. Оперативная информация «Транспорт в I квартале 2018 года», «Основные показатели перевозочной деятельности транспорта». Ссылка на ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Российская Федерация, максимальный вариант, млрд, общее пользование, раз, минимальный вариант, создание условий, железнодорожная сеть, максимальный вариант развития.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, стратегия развития, инновационный сценарий, грузооборот транспорта, пассажирооборот транспорта, энерго-сырьевой сценарий, минимальный вариант, максимальный вариант, прогнозируемые результаты стратегии

Похожие статьи

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах.

Похожие статьи

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах.

Задать вопрос