Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.09.2018

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Данько, Ю. В. Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания / Ю. В. Данько, А. А. Сторожилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52550/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: обучающийся, образовательный стандарт, учебный материал, процесс изучения, кластер.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

У. Джеймс

В настоящее время все образовательные организации страны осуществляют свою деятельность согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Основу нового образовательного стандарта составляет системно-деятельностный подход, направленный на воспитание всесторонне развитой личности, для которой школьные знания и навыки — это необходимая подготовка к жизни.

Системно-деятельностный подход — это «метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности» [4]. Механизм развития личности — это формирование системы универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных.

Необходимые условия успешной реализации нового образовательного стандарта — это деятельность, системность, психологический комфорт и творчество. Одним из важнейших условий успешной и эффективной учебной деятельности является понимание учителем индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Не секрет, что у некоторых детей легче идет процесс усвоения дисциплин гуманитарного цикла, а у других не возникает сложностей при изучении точных дисциплин. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют свои особенности: проблемы замедленного и ограниченного восприятия, недостатки развития моторики и речевого развития, недостаточная познавательная активность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих и т. д. Такие обучающиеся требуют особенного отношения и внимания. Они испытывают серьёзные трудности в самостоятельном поиске знаний и их дальнейшем совершенствовании. Использование учителем новых методов и технологий системно-деятельностного подхода, поможет сгладить подобные различия и выступить учителю в роли агента социализации, выполняя направляющую роль.

Поэтому учитель на уроке должен реализовать не только образовательную и воспитательную задачи, но и коррекционно-развивающую, которая направлена на компенсацию имеющихся недостатков с помощью адекватных педагогических и психологических средств и приёмов.

Результативность учебного занятия в работе с такими детьми во многом определяется точностью постановки цели и задач. Новый учебный материал в процессе изучения необходимо делить на небольшие фрагменты и представлять в наглядной форме, в условиях практической деятельности многократно повторять усвоенное на разнообразном материале. Создавать для ученика ситуацию успеха, стимулирующую его познавательную активность и повышающую его самооценку. Самооценка — это важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции [1].

В процессе изучения гуманитарных дисциплин — «История» и «Обществознание» — можно отметить высокую степень обобщенности содержания учебного материала. Перед учителем возникнет задача в подборе методов и средств доступного изложения новой информации и организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося. В подобных условиях целесообразно использовать условно-графическую наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы, схемы, кластеры, фишбоун, опорные конспекты и др. Применение наглядности позволяет преобразовывать объёмный материал в более доступный для восприятия и создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности обучающихся. Использование таблиц и схем в образовательном процессе помогает выделять самые существенные признаки изучаемого объекта.

Подобные педагогические приёмы способствуют развитию у обучающихся с ОВЗ зрительного восприятия, внимания, памяти, словарного запаса и связной речи; формируют умения переводить информацию в условно-графическую форму и выполнять обратный процесс, то есть извлекать необходимые сведения из схем, таблиц, графиков и кластеров. Схемы могут быть структурные, поисковые, логические, последовательные. Таблицы — хронологические, синхронические, сравнительные, тематические и др [2].

К нетрадиционном и современным педагогическим технологиям относится метод Кластер, графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластеры могут быть классические, арт-кластер, предметные, групповые и другие. Преимущество данного метода в том, что его можно использовать на любом этапе урок, в коллективной, групповой и индивидуальной работе с обучающимися. Эта деятельность позволяет выявлять все знания, связанные с данным историческим понятием, развивает у обучающихся вариативность мышления и способность устанавливать всесторонние связи (понятия, явления, события). Фишбоун — метод структурирования информации. данный метод позволяющий увидеть логические и причинно-следственные связи между понятиями и запомнить информацию [3].

Подобные технологии предложены в учебных курсах по предметам «История» и «Обществознание» в модульной объективно-ориентированной динамической обучающей оболочке «MOODLE» Центра дистанционного образования детей-инвалидов на сайте http://bel-shkola.ru/:

задание: составь кластер по теме «Права граждан» (7 класс). Описание: «В центре овала или прямоугольника указано ключевое понятие «Права человека», в фигурах второго уровня размещаются понятия, раскрывающие смысл ключевого понятия (составляющие) — гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права. Задача состоит в том, чтобы обучающиеся подобрали из предложенных вариантов то, что по их мнению включают в себя сами эти составляющие, то есть необходимо детализировать понятия второго уровня (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство; участие граждан в выборах президента, деятельность политических партий; право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.; право быть собственником, наследовать имущество, право на труд; права, на образование, на жилище, медицинское обслуживание и др.). Такие задания вызывают у обучающихся живой интерес и уверенность в успехе своей работы, даже если подобное задание будет выражено в форме ассоциативного ряда.

Рис. 1.

– задание: составь сравнительную таблицу по теме «Основные политические партии начала XX века в Российской империи» (9 класса) Описание: «Сравните социалистические, либеральные и монархические партии по ряду вопросов (политические лидеры, интересы каких социальных групп выражали, главные политические цели, основные требования, главные методы деятельности).

– Задание: составьте хронологическую таблицу по теме «Нашествие с Востока. Борьба русских земель с западными завоевателями», (6 класс). Описание: «С опорой на текст установите хронологическую последовательность произошедших событий по годам (1223 г,1237 г, 1239 г, 1240 г., 1242 г.)».

Таким образом, использование условно-графической наглядности и нетрадиционных педагогических технологий повышает мотивацию, способствует развитию познавательных способностей учеников. Системно-деятельностный подход позволяет современному учителю создавать на уроке творческую атмосферу сотрудничества и успеха, учитывая индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М., Просвещение, 2017.
  2. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе.-М.,1971.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М.: 2007.
  5. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал " «Эйдос». — 2012. -№ 2. — http://www.eidos.ru/journal/2012/0329–10.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный стандарт, обучающийся, процесс изучения, учебный материал, кластер, условно-графическая наглядность.


Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Выбор средств обучения определяется задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.

Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Выбор средств обучения определяется задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.

Задать вопрос