Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.09.2018

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА» / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52522/ (дата обращения: 07.03.2021).



Цель: развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

  1. Учить детей называть и различать геометрические фигуры;
  2. Развивать способы зрительного и осязательного обследования формы геометрических фигур;
  3. Развивать умение зрительно анализировать и сравнивать величину геометрических фигур;
  4. Обучать конструированию геометрических фигур из двух и более геометрических фигур;
  5. Тренировать зрительные функции выделения и различия параметров (вершины, углы, стороны) геометрических фигур;
  6. Учить использовать эталоны формы при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке;
  7. Развивать мелкую моторику пальцев рук и общую моторику;
  8. Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Оборудование и материалы: набор Кlassifi kation, доска-основа, математические планшеты, резиночки, болотные кочки.

Ход занятия:

1) Приветствие. Психолог садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладони с ладонями ребенка, приговаривая: «Здравствуй… (имя ребенка)». Ребенок отвечает: «Здравствуйте.»... Так психолог подходит ко всем детям. [1, с. 38]

2) Пальчиковая гимнастика

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно. (5 раз) [3]

3) Зрительное обследование геометрических фигур, выделение и различение параметров геометрических фигур.

Психолог поочередно выкладывает на доску геометрические фигуры (квадрат большой, квадрат маленький; треугольник большой, треугольник маленький; прямоугольник, сторона которого равна стороне большого квадрата; прямоугольник, сторона которого равна стороне большого квадрата; прямоугольник, сторона которого равна стороне маленького квадрата) и задает вопрос: Какие фигуры выложены на доске?

(Дети называют их.) Потом говорит: найдите все четырехугольники и назовите, что у них общего, в чем различия? (Квадрат — это четырехугольник. У него четыре вершины, четыре угла и четыре стороны).

Психолог надевает непрозрачную повязку на глаза ребенку, передает ему любую деталь и спрашивает: угадай на ощупь, какая фигура у тебя в руках, как ты узнал ее? (Это квадрат, у него четыре вершины и т. д.).

Психолог выкладывает квадрат и дает задание: соберите такую же геометрическую фигуру используя другие фигуры. (Дети собирают квадрат и словесно обозначают: квадрат большой состоит из двух больших треугольников.) Процедуру повторяется со всеми остальными фигурами. Психолог дает следующее задание: найдите в окружающей нас обстановке предметы, которые имеют форму квадрата, прямоугольника и ромба. (Стены, окна, двери, крышка столов имеют форму прямоугольника. Крышка стола, дверца полки, экран компьютер имеют форму квадрата. Рамка картины, часы имеют форму ромба и т. д.).

Психолог выкладывает на доску-основу геометрические фигуры, дает задание и задает вопрос: найдите лишнюю геометрическую фигуру. Чем отличается круг от других геометрических фигур? (У круга нет углов, вершин, сторон.) [4]

4) Физкультминутка

Шалтай-Болтай висел на стене

(Дети поднимают руки вверх.)

Шалтай-Болтай свалился во сне.

(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками)

Никто не может Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая поднять.

(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками)

Никто не может Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая поднять.

(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками) [2]

5) Упражнение «Математический планшет»

Психолог детям раздает математический планшет с резиночками, дает задание сделать геометрические фигуры при помощи резиночек на планшете. Фигуры называет педагог, а дети делают их на планшетах.

6) Упражнение «Болотные кочки».

Дети встают друг за другом. Педагог дает задание: каждый должен пройти по кочкам, вытянув руки в стороны. Главное — не упасть. Педагог показывает, а за ним идут дети.

Литература:

  1. Ю. В. Авдеева «Коммуникативное развитие детей 5–7 лет»
  2. интернет ресурс: https://cyberpedia.su/6xad85.html
  3. интернет ресурс: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-palchikovaya-gimnastika-klass-1101583.html
  4. интернет ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-panina/vozmozhnosti-ispolzovanija-igrovogo-oborudovanija-pertra.html
Основные термины (генерируются автоматически): фигура, ребенок, квадрат, психолог, сторона, задание, рука, форма квадрата.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных...

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте [7]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности.

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития пространственных...

Квадрат-образец присутствует только в первом варианте [7]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности.

Задать вопрос