Актуальность, постановка проблемы
Анализ структуры капитала крайне важен, так как обозначает требования к ее активам (реальному и материальному капиталам) со стороны ключевых владельцев финансового капитала. Эти требования могут накладывать отпечаток на принимаемые инвестиционные и другие решения, при этом часто ограничивая возможность развития. Поэтому существенное значение в финансовой деятельности компании имеет определение оптимальной структуры капитала как соотношение постоянно используемых источников финансирования организации, обеспечивающих максимизацию ее справедливой рыночной стоимости.
Основная цель работы
Анализ капитала на конкретном примере отдельно взятой организации для оценки особенностей формирования и распределения собственных и заемных средств.
Базовые положения исследования
Капитал корпорации — это ресурсы, вложенные в деятельность корпорации и приносящие доход. Капитал любого хозяйствующего субъекта подразделяется на собственный и заемный капитал.
Собственный капитал включает уставный капитал и переменный капитал (он подразделяется на добавочный капитал, нераспределенную прибыль, резервный капитал и специальные фонды).
Заемный капитал можно классифицировать на средства от эмиссии облигаций и банковский кредит.
Структура капитала в общем виде определяется как соотношение собственного и заемного капитала корпорации, соответствующее ее долгосрочной стратегии развития. Структура капитала определяет многие аспекты деятельности организации и оказывает прямое влияние на его финансовые результаты.
Расчет цены капитала происходит в несколько этапов:
– идентификация основных источников формирования капитала корпорации;
– расчет цены каждого источника финансирования;
– расчет средневзвешенной цены капитала;
– разработка мероприятий по оптимизации структуры капитала.
Оптимальная структура капитала отражает некое идеальное соотношение долга и собственного капитала, максимизирующее стоимость компании.
Оптимальным принято считать, если внеоборотные активы приобретаются за счет собственных средств, оборотные — на ¼ за счет долгосрочных займов, на ¾ — за счет краткосрочных ссуд. Идеальным считается, когда собственный капитал финансирует все внеоборотные и часть оборотных активов.
При рассмотрении структуры капитала все попытки объяснения данного определения можно свести к двум подходам: статическому и динамическому.
При динамическом подходе каждая компания имеет некую оптимальную структуру капитала, достижение которой максимизирует ее стоимость.
В динамическом подходе основу составляют сигнальные модели, в которых структура капитала оказывается кумулятивным результатом деятельности компании в прошлом.
ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России. Железнодорожный комплекс выступает связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Стратегические цели компании:
– формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;
– обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
– обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами
– интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны;
– повышение уровня безопасности транспортной системы;
– снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Согласно данным Росстата о грузообороте различных видов транспорта, железнодорожный транспорт продолжает увеличивать свою долю на рынке транспортных услуг: так, в январе-феврале 2018г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 899,9 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного — 411,9 млрд., автомобильного — 35,3 млрд., морского — 5,3 млрд., внутреннего водного — 3,4 млрд., воздушного — 1,1 млрд., трубопроводного — 442,9 млрд. тонно-километров.
Пассажирооборот в марте 2018 года составил 8 млрд. пасс-км, что на 3,1 % больше, чем за аналогичный период 2017 года. В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот составил 2,5 млрд. пасс-км (-1,3 %), в дальнем следовании — 5,6 млрд. пасс-км (+5,2 %).
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» с начала 2018 года вырос на 3,4 % к уровню прошлого года и составил 23,9 млрд. пасс-км. В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот в январе-марте составил 7 млрд. пасс-км (+1,1 %), в дальнем следовании — 16,9 млрд. пасс-км (+4,3 %).
Порядок проработки поставленной проблемы
В рамках исследования данной темы планируется проведение анализа структуры капитала ОАО «РЖД», ее оценка с точки зрения оптимальности и целесообразности проведения финансовой политики в соответствии со стратегическими целями корпорации.
Применяемые методы призваны анализировать финансовое состояние организации, выявить слабые стороны в структуре капитала, а также сформулировать выводы и рекомендации в отношении эффективного управления структурой капитала и основных направлений финансовой политики.