Центральный банк Российской Федерации как регулятор и одновременно с этим участник финансового рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 2450 раз

Библиографическое описание:

Козынкин, И. В. Центральный банк Российской Федерации как регулятор и одновременно с этим участник финансового рынка / И. В. Козынкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52511/ (дата обращения: 19.11.2024).



Постановка проблемы. Центральный банк Российской Федерации помимо выполнения имманентно присущих функций по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (статья 75 Конституции РФ), выполняет также функции по развитию и укреплению банковской системы государства (функции банковского регулятора), а с 2013 года (с вступлением в силу, в частности, Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ) — функции регулятора финансового рынка (или, как часто указывается в литературе, функции мегарегулятора). Вместе с тем, Центральный банк РФ также обладает статусом участника финансового рынка. Так, согласно статье 46 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк РФ имеет право осуществлять целый ряд банковских операций и сделок. Какова природа полномочий Банка России как участника финансового рынка: являются ли такие полномочия необходимым продолжением регуляторных функций, или же такие полномочия могут использоваться Банком России для получения прибыли? Возможно ли в данном случае говорить о наличии конфликта интересов? Необходимо ли ограничение полномочий Центрального банка Российской Федерации?

Пытаясь ответить на поставленные вопросы, отметим, что правовой статус Центрального банка России, природа его полномочий интересовала и интересует исследователей по сей день; указанный вопрос поднимается практически в каждом современном учебнике банковского права.

Оставляя за рамками данной статьи дискуссии относительно конкретной квалификации Банка России как какой-либо организационно-правовой формы, а равно как и вопрос об отнесении Банка России к какой-либо ветви власти (либо признании того, что Банк России не входит ни в одну ветвь власти), лишь согласимся с позицией, согласно которой при настоящем правовом регулировании сложилась такая ситуация, при которой Банк России выступает в двух ипостасях: в качестве органа, призванного обеспечивать нормальное функционирование всех сегментов финансового рынка России, а также в качестве особой универсальной кредитной организации, являющейся центром не только банковской системы, но и всех организаций, действующих на финансовом рынке страны [3, с. 517–518; 4, с. 267].

Относительно вопроса о природе правомочий Банка России как участника финансового рынка имеется несколько точек зрения.

Так, некоторые исследователи полагают, что наличие прибыли, которую Банк России получает в результате проведения банковских операций и сделок, необходимо Банку России (как и центральным банкам любых государств) прежде всего для реализации основного принципа деятельности — независимости от органов законодательной и исполнительной власти [5, с. 53–54].

Заслуживает внимание точка зрения, согласно которой «систематическое или даже вообще извлечение прибыли от своих операций ни в коем случае не может быть целью деятельности Банка России. Иначе и не должно быть, поскольку преследование цели систематического получения прибыли вступило бы в противоречие с основными целями и задачами Банка России как особого субъекта в системе органов государственной власти и в банковской системе» [4. с. 265]

Существует и иная точка зрения, согласно которой за Банком России предлагается закрепить, в том числе, и цель получения прибыли, что, в свою очередь, позволит увеличить размер денежных средств, которые Банк России будет отчислять в бюджет государства [2].

Нельзя не обратить внимание и на мнение исследователей относительно принципиальной возможности совмещения функций мегарегулятора и участника финансового рынка. Так, С. Г. Тер-акопов и Т. М. Кожевникова считают, что «создание мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России несет в себе целый комплекс рисков. Один из них состоит в усилении конфликта интересов, связанного с одновременным осуществлением контроля и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале. […] При таком масштабе вовлеченности избежать конфликта интересов невозможно. Приобретение Банком России статуса мегарегулятора финансового рынка усиливает этот конфликт интересов и распространяет его на небанковские финансовые организации, в отношении которых он получил контрольно-надзорные полномочия» [23].

Отчасти на возникновение возможного конфликта интересов указывает и О. Н. Булаков, обращая внимание на то, что «придание Центральному Банку РФ статуса коммерческой организации противоречило бы осуществлению им контрольных функций в системе кредитных организаций» [8].

Аналогичные опасения относительно возникновения конфликта интересов между различными направлениями деятельности Банка России высказывает и А. Н. Костюков. Так, исследователь указывает, что «создание мегарегулятора на базе ЦБ РФ вызовет конфликт интересов, возникающий вследствие концентрации у Банка России множества различных функций, а также участия ЦБ в капитале и управлении отдельными крупными игроками финансового рынка» [14].

Произведя обзор точек зрения по рассматриваемой проблеме, попробуем сформулировать свое мнение.

Прежде всего отметим, что функции участника финансового рынка в той или иной форме характерны для любого центрального банка. Как справедливо указывается в юридической литературе, при определении сущности центрального банка нужно понимать, что центральные банки представляют собой экономический институт, так как функционируют преимущественно в сфере рыночных (экономических) отношений. Операции и другая деятельность центрального банка разворачивается в экономической среде, сам банк использует в основном рыночные методы регулирования [17, с. 7]. На возможность проведения денежно-кредитной политики посредством использования такого инструмента, как операции на открытом рынке, указывают и другие исследователи [21; 22, с. 56, 144].

С другой стороны, обладание информационными, властными, контрольными, организационно-распорядительными ресурсами, которое происходит из самого статуса Центрального банка как регулятора финансового рынка, во-первых, может поставить Банк России в превалирующее положение над другими участниками финансового рынка, во-вторых, может создать конфликт интересов между двумя функциями банка: регуляторной (контрольной) и функцией проведения финансовой политики посредством осуществления операций на открытом рынке. Актуальность проблемы подчеркивает и то, что часть получаемых Банком России доходов (25 %) от операций на рынке остается в распоряжении самого банка (направляется в резервы и фонды различного назначения) [29], то есть, по сути, возникает объективная предпосылка к увеличению своих финансовых посредством недобросовестного использования своего превосходящего (привилегированного) положения на рынке.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо говорить о возможности существования конфликта интересов между различными функциями Центрального банка России [12].

По нашему мнению, минимизация вероятности реализации такого конфликта интересов может быть произведена следующими способами:

1) установление целей и мотивов деятельности актора: так, такой способ уже используется в действующем законодательстве. Согласно статье 3 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В данном случае нам необходимо согласиться с авторами [4, с. 265], полагающими, что такое установление целей деятельности может исключить коллизию между функцией контроля и надзора и функцией проведения операций на финансовом рынке. Между тем, необходимо отметить, что одно лишь установление целей деятельности не может нивелировать такой конфликт интересов;

2) вторым способом снижения конфликта интересов может стать построение внутренней системы управления, направленной на разделение полномочий. Отметим, что создание такой системы управления нашло отражение в законе[1];

3) третьим способом снижения конфликта интересов может стать передача некоторых полномочий Центрального банка[2] иным органам.[3]

Развитие последней идеи возможно, в том числе, через раскрытие ранее поставленного вопроса о том, нуждаются ли в ограничении полномочия Банка России как регулятора: какие полномочия и в какой мере.

Как справедливо указывает А. Н. Костюков, международный опыт не дает однозначного ответа в вопросе движения к мегарегулятору: в разных странах существует различные модели совмещения регуляторной и надзорной функций [14].

В литературе формулируются предложения об ограничении права Центрального банка на мотивированное суждение в аспекте качественной диагностики состояния кредитной организации четко установленными законодательными критериями и формулировками [27, c. 14][4].

Существуют мнения о возможности расширения полномочий Банка России по сбору необходимой для осуществления надзорной деятельности информации [9].

По нашему мнению, структура и сочетание полномочий в рамках одного органа либо в рамках нескольких органов — вопрос, прежде всего, экономики и менеджмента.[5] Задача права в решении данного вопроса — обеспечить соблюдение основных принципов осуществления властных процедур — Nemo debet esse judex in propria causa, принцип исключения конфликтов интересов, принцип четкости и ясности требований к поднадзорным субъектам и т. д. При соблюдении таких принципов, по нашему мнению, существующая структура Центрального банка РФ имеет право на существование.

Таким образом, осуществление Центральным банком РФ функций регулятора и одновременно с этим участника финансового рынка актуализирует возможность возникновения конфликта интересов. Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены механизмы минимизации возникновения такого конфликта интересов.

Литература:

  1. Алексеева Д. Г. Пыхтин С. В. Хоменко Е. Г. Банковское право: учебное пособие.
  2. Антропцева И. О. Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект: автореф. дисс.... к.ю.н. — М., 2006
  3. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Попондопуло. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Проспект, 2016.
  4. Банковское право: учебник / под ред. В. Ф. Попондопуло, Д. А. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 468 с.
  5. Банковское право для экономистов: учебник / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, А. В. Шамраев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 357 с.
  6. Банковское право: учебник для бакалавров / В..С. Белых, С. И. Виниченко, Д. А. Гаврин и др.; под ред В. С. Белых. — Москва: Проспект, 2015. — 696 с.
  7. Бочарова Н. Н. Новеллы административно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации в условиях административной реформы // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 11. С. 1036–1038.
  8. Булаков О. Н. Проблемы права: статус Центрального банка РФ / О. Н. Булаков // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 3. С. 12–16.
  9. Быстрова Е. Ф. Актуальные вопросы инспекционной деятельности Банка России // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 3. С. 44–47
  10. Быстрова, Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений
  11. Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора: автореф. дисс. … к.ю.н. / Е. Ф. Быстрова. -Саратов, 2007. — 26 с.
  12. Дедов Д. И. Конфликт интересов / Д. И. Дедов. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 288 с.
  13. Итоговый отчет НИУ ВШЭ по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета — https://www.hse.ru/data/2013/12/13/1339714268/ %D0 %98 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %BE %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82.pdf
  14. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. Ред. Т. Я. Хабриева. М, 2012. С. 352
  15. Костюков, А. Н. Центральный банк Российской Федерации — регулятор финансовых рынков / А. Н. Костюков. // Вестник Омского Университета: Серия «Право». — 2013. — № 4. — С. 38–43.
  16. Кудряшова Е. В. Центральный банк Российской Федерации в системе стратегического планирования России / Е. В. Кудряшова // Банковское право. — 2017. — № 1. С. 20–24.
  17. Ноздрачев А. Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодейсвтии коррупции // Административное право и процесс. — 2016. — № 6. С. 26–38
  18. Организация деятельности центрального банка: учебник / под ред. Е. А. Звоновой. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 с.
  19. Пастушенко, Е. Н., Земцов, А. С. О правовом статусе Центрального банка
  20. Российской Федерации:тенденции законодательного регулирования и судебной практики /Е. Н. Пастушенко, А. С. Земцов. // Банковское право. — 2013. — № 6. — С. 35–41.
  21. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондопуло. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 608 с.
  22. Правовые модели и реальность: монография М. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правителдьстве РФ: ИНФРА-М, 2015, 280 с.
  23. Рамазанов С. А. Методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях / С. А. Рамазанов: автореф. дисс. … д.ю.н. — Иваново, 2012. — 33 с.
  24. Саадулаева Т. А. Совершенствование денежно-кредитной политики России в современных условиях / Т. А. Саадулаева: дисс. … к.э.н. — М., 2014. — 178 с.
  25. Тер-акопов С. Г. Исследование проблемы мегарегулятора российского финансового рынка / С. Г. Тер-акопов, Т. М. Кожевникова // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 7. С. 63–68
  26. Тихонов К. А. Роль Центрального банка Российской Федерации как регулятора деятельности кредитных потребительских кооперативов / К.А, Тихонов // Банковское право. — 2016. — № 3. С. 50–54.
  27. Шевченко, Д. А. Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации: автореф. дисс. к.ю.н. / Д. А. Шевченко. — М., 2008. — 38 с.
  28. Шевченко, Д. А. Административно-правовое регулирование банковской деятельности Центральным банком Российской Федерации: автореф. дисс. к.ю.н. / Д. А. Шевченко. -М., 2008. — 38 с.
  29. Статья 26 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»

[1] Так, согласно ст. 83.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» такая система строится на принципе разделения конфликтующих функций между заместителями Председателя Центрального банка РФ

[2] Исключение которых не лишит Банк России имманентно присущей функции по поддержанию стабильности национальной валюты

[3] При этом мы понимаем, что такое предложение, по сути, означает отход от концепции мегарегулятора

[4] Однако имеются и несколько иной взгляд: Быстрова, Е. Ф. Правовые основы деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области банковского надзора : автореф. дисс. к. ю. н. / Е. Ф. Быстрова. -Саратов, 2007. - 26 с.

[5] Например, объединение полномочий в рамках одного органа, по мнению экономистов, ведет к снижению издержек на содержание такого органа в целом – см., например, Итоговый отчет НИУ ВШЭ по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета - https://www.hse.ru/data/2013/12/13/1339714268/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый рынок, Банк России, Центральный банк, конфликт интересов, Российская Федерация, получение прибыли, Центральный банк РФ, банковская система, создание мегарегулятора, Центральный банк России.


Похожие статьи

Центральный банк РФ как специализированный орган государства в области регулирования финансовой системы России

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Роль банковской системы Республики Башкортостан в обеспечении экономической безопасности региона

Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)

Похожие статьи

Центральный банк РФ как специализированный орган государства в области регулирования финансовой системы России

Правовой статус Центрального Банка Российской Федерации

Роль банковской системы Республики Башкортостан в обеспечении экономической безопасности региона

Конституционно-правовой статус Центрального Банка как органа государственной власти

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли Конституционного права

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате)

Задать вопрос