Проблемы льготного налогообложения приносящей доход деятельности бюджетных учреждений здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Грицай, Д. В. Проблемы льготного налогообложения приносящей доход деятельности бюджетных учреждений здравоохранения / Д. В. Грицай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52494/ (дата обращения: 19.11.2024).



Здравоохранение в нашей стране является социально-ориентированной сферой деятельности. Ведь на него возложена самая ответственная задача, сохранение и улучшение нашего здоровья. Только уже по этой причине государство должно поддерживать и способствовать развитию организаций здравоохранения.

Однако, наблюдается стабильное сокращение финансирования бюджетных медицинских учреждений. В 2017 году на здравоохранения выделено 362 млрд. рублей (для сравнения в 2016 выделили — 544 млрд руб.). Многие медицинские учреждения в данной ситуации вынуждены увеличивать объем платных услуг, чтобы компенсировать недостаток финансирования. Вместе с тем бюджетные медицинские учреждения, являются полноценными участниками налоговых правоотношений. Законодательство не выделяет их в отдельную группу, они уплачивают полагающиеся налоги в соответствии с общими правилами. Так прибыль бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности подлежит обложению на тех же условиях, что и у коммерческих предприятий (основная ставка налога составляет 20 %).

Однако 1 января 2011 г. была введена ст. 284.1 НК РФ, предоставившая право организациям, занимающимся медицинской деятельностью, при соблюдении установленных условий использовать ставку 0 % при исчислении налога на прибыль, т. е. фактически освобождающая от его уплаты. Данная ставка применяется ко всей налоговой базе на протяжении календарного года. НК РФ устанавливает специальные требования для получения права использовать данную льготу:

  1. Доля доходов от медицинской деятельности должна составлять не менее 90 % от всех внебюджетных доходах;
  2. Обязательно наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  3. Численность персонала должна составлять не менее 15 штатных работников непрерывно в течение налогового периода;
  4. Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников должна составлять непрерывно в течение налогового периода не менее 50 %;
  5. Организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

Строгость данных условий объясняется тем, что нулевая ставка применяется ко всей прибыли. Необходимо подробнее остановится на самых сложных аспектах, лишающих многих учреждений права на данную льготу. К ним относятся соблюдение требований к структуре доходов и требование к численности квалификации персонала.

Во-первых, доля доходов от оказания медицинских услуг в общей сумме доходов должна составлять не менее 90 %, причем отнесение доходов к данной группе осуществляется в строжайшем соответствии с утвержденными перечнями видов деятельности учреждений. Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам, облагаемым налогом на прибыль, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. В связи с этим учреждениям необходимо обязательно отслеживать, чтобы доходы от медицинской деятельности составляли не менее 90 % доходов от внебюджетной деятельности. Наибольший риск здесь создают операции по сдаче имущества в аренду — из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.

Во-вторых, что касается требования к численности, то большинство учреждений имеет численность персонала гораздо больше 15 человек. В связи с тем, что для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в оказании платных или бесплатных услуг он задействован, то данное условие легко соблюдается большинством медицинских организаций. Но в том случае, когда штат учреждения небольшой, ему необходимо в период действия нулевой ставки на ежедневной основе контролировать состав персонала, потому что любое увольнение может привести к потере права на льготу по налогу на прибыль, так как при расчетах используется списочная, а не среднесписочная численность.

В-третьих, касательно соблюдения требования о квалификации персонала медицинским учреждениям, необходимо дополнительно (и непрерывно) следить, чтобы не менее 50 % медперсонала имели сертификат специалиста.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий, сумма налога на прибыль восстанавливается и уплачивается в бюджет с начала года по основной ставке 20 % с начислением пеней. Помимо этого, согласно п.8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые перешли со ставки 0 % на ставку 20 %, не имеют права повторно получить данную льготу в течение пяти лет с начала года, в котором они вернулись на общую ставку. А так как данная налоговая льгота действует лишь до января 2020 г. нарушение установленных требований приводит к ее полной утрате.

Данная проблема актуальна для многих учреждений здравоохранения. Следовательно, учреждению необходимо осуществлять обязательное планирование внебюджетных доходов, строго контролировать численность и квалификацию медперсонала, своевременно предоставлять в налоговый орган необходимые документы, чтобы данная налоговая льгота дала желаемый результат. Также было бы целесообразно внести изменения в налоговое законодательство в части условий применения льготной нулевой ставки. Доля доходов за год от медицинской деятельности должна составлять хотя бы не менее 75 % общих доходов вместо установленных 90 %. С введением этой поправки большее число организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, смогут применять данную льготу по налогу на прибыль.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская деятельность, доля доходов, доход, РФ, льгота, налоговая льгота, налоговый период, нулевая ставка, прибыль, численность персонала.


Похожие статьи

Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Пути повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта

Проблемы повышения эффективности правового регулирования деятельности унитарных предприятий

Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Перспективы развития налогообложения доходов физических лиц

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Пути совершенствования налогообложения образовательных учреждений

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Пути повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта

Проблемы повышения эффективности правового регулирования деятельности унитарных предприятий

Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: недостатки и направления совершенствования

Перспективы развития налогообложения доходов физических лиц

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Задать вопрос