Финансовый план и его роль в управлении денежными потоками предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (221) август 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Шитова, Е. А. Финансовый план и его роль в управлении денежными потоками предприятия / Е. А. Шитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52491/ (дата обращения: 06.08.2020).



В статье рассмотрены особенности формирования финансового плана в качестве основы стратегического финансового планирования предприятия, определены преимущества и недостатки использования финансового плана на предприятиях железнодорожного транспорта, предложены меры по совершенствованию финансового планирования в организации.

Ключевые слова: финансовый план, денежные средства, планирование, эффективность, железнодорожный транспорт.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что без использования финансового плана предприятия трудно обеспечить устойчивое финансовое состояние в будущем, сформировать достаточный объем финансовых ресурсов на развитие при минимальных затратах, а следовательно, достичь конкурентоспособности на рынке. С помощью финансового планирования и прогнозирования конкретизируются намеченные прогнозы, определяются взаимосвязанные задачи и последовательность их реализации в достижении выбранной цели. Однако не многие предприятия могут построить систему финансового планирования таким образом, чтобы она позволяла определять точные результаты.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде [2, с. 59].

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые формируются в процессе создания и распределения валового национального продукта.

Субъектом финансового планирования является отдельные предприятия, учреждения, организации и граждане, которые анализируют финансовые ресурсы для их эффективного использования.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений [5, с. 87]:

1) увеличение сбыта;

2) рост прибыли;

3) максимизация собственности владельцев бизнеса.

Финансовое планирование в организации выполняет следующие задачи:

  1. проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость;
  2. конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  3. выявляет резервы роста доходов и способы их мобилизации;
  4. обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
  5. определяет формы наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;
  6. обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;
  7. определяет программы мероприятий и проведение их в случае наступления неблагоприятных событий;
  8. осуществляет контроль за финансовым состоянием организации.

Инструментом финансового планирования является финансовый план предприятия.

Финансовый план — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующих баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период [1, с. 18]. Советы директоров крупных акционерных обществ утверждают финансовые планы в качестве целевых параметров работы предприятия на выбранный отрезок времени.

Следует отметить, что крупнейшие монополии, к которым относится и ОАО «Российские железные дороги», сохраняют теорию и практику подмены финансового планирования бюджетированием, что не соответствует современным требованиям. При разработке финансовых планов формально применяется балансовый метод (баланс доходов и затрат) и в качестве главной его цели выступает требование обеспечения высокой прибыльности железнодорожного транспорта [6, с. 802].

Суть балансового метода планирования финансовых показателей — через баланс согласовываются существующие в наличии финансовые ресурсы и реальная надобность в них. К примеру, балансовая увязка по денежным фондам исчисляется по формуле 1.

Онп + П = Р + Окп, (1)

где Онп — остаток средств фонда на начало расчетного периода;

П — поступление средств в фонды;

Р — расходование средств фонда;

Окп — остаток средств фонда на конец расчетного периода [2, с. 96].

По нашему мнению, существующий подход к финансовому планированию не является эффективным, так как финансовый план должен не только увязывать доходы и затраты железнодорожного транспорта, но и определять финансовые цели и устанавливать степень соответствия этих целей текущему финансовому положению железнодорожной отрасли.

Кондаурова Л. А. выделила недостатки существующей системы финансового планирования в ОАО «Российские железные дороги» [3, с. 23]:

– планирование только доходов и затрат с разбивкой по видам деятельности, службам, источникам поступления и направления затрат;

– сбалансированность финансовых планов осуществляется посредством перераспределения финансовых средств в рамках отрасли;

– отсутствует согласованность производственных и финансовых показателей деятельности.

Положительной стороной финансового плана ОАО «РЖД» является то, что в цели планирования включается достижение финансовой устойчивости, поэтому регулярно проводится глубокая оценка финансового состояния.

Денежные средства, доходы, расходы, активы (за исключением денежных средств), обязательства и капитал представляют собой исчерпывающую совокупность элементов, своего рода «кирпичиков», из которых строится система финансовых планов предприятия. Принцип представления финансовых планов предприятия в виде сочетания данных элементов показан в таблице 1.

Таблица 1

Элементы финансового планирования [5, с. 88]

Планы

Элементы планирования

Денежные

средства

Доходы

Расходы

Активы

Обязательства

Капитал

План движения денежных средств

+

План продаж

+

План операционных расходов

+

План капитальных вложений

+

Кредитный план

+

План выплаты дивидендов

+

План доходов и расходов

+

+

План распределения чистой прибыли

+

+

+

Следует отметить, что ввиду отсутствия унифицированных форм и видов финансовых планов (кроме рекомендованных для государственных организаций) реальный сектор экономики самостоятельно формирует такую систему, формы и виды ее отдельных документов. Эта задача не всегда эффективно решается предприятиями, негативно влияет на качество финансовых планов, создает препятствия для решения отдельных задач его развития [4, с. 76]. Поэтому возникает потребность в обосновании методологических основ типологии финансовых планов, которая лежит в теоретической плоскости, но имеет большое практическое значение, так как создает предпосылки для формирования в организации взаимосогласованных, сбалансированных документов в системе финансового планирования. Это требует четкого определения критериев классификации финансовых планов и их ранжирование.

Для совершенствования финансового планирования на предприятиях железнодорожного транспорта предлагается разделение структуры финансового плана, выделение в нем 2-ух составных частей:

  1. Операционный финансовый план (годовой).
  2. Капитальный финансовый план (пятилетний).

Трехлетний финансовый план, формируемый в настоящее время в компании, в данном случае можно исключить, так как все стратегические инициативы будут включены в пятилетний план, а реализацию отдельных этапов стратегии, наряду с ликвидацией «узких» мест и достижением оперативной финансовой устойчивости, включают в себя годовые планы.

По мнению автора, в операционном финансовом плане ОАО «РЖД» целесообразно установить требование поддержания минимального остатка денежных средств для удовлетворения операционных надобностей. Данное требование обуславливается сезонностью работы, капитальных затрат и обслуживания долговых обязательств.

Цель капитального финансового плана — планирование капитальных инвестиций в максимально прибыльные инвестиционные проекты, позволяющие поддерживать и развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта. Для этого как дополнение к пятилетнему финансовому плану, в ОАО «Российские железные дороги» предлагается разрабатывать следующие планы:

– план ремонта, в котором раскрываются средства, необходимые для развития инфраструктуры, улучшения оборудования и подвижного состава;

– план обновления и приобретения подвижного состава, в котором систематизируются возможные источники финансирования новых приобретений;

– план модернизации информационных технологий, который систематизирует необходимые инвестиции и служит основой для учета капитальных затрат на информационные технологии.

Необходимость такой детализации капитального финансового плана связана с общими проблемами железнодорожного транспорта: необходимостью обновления и замены физически и морально устаревшего оборудования, обеспечения безопасности пассажирских перевозок, а также с различными правовыми требованиями.

Составление отдельных финансовых планов для ремонтов, обновления подвижного состава, инфраструктуры и модернизации информационных технологий является целесообразным, т. к. позволит более рационально учитывать в пятилетнем и годовом финансовых планах долгосрочные потребности ОАО «РЖД» в обновлении основных средств, а также последовательно ликвидировать отставание отложенных инвестиций для инфраструктуры и подвижного состава.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что структура финансового плана, предлагаемая для предприятий железнодорожного транспорта, является оптимальной, делает более прозрачным движение денежных средств и позволяет руководству компании эффективно руководить доходами, расходами и долговыми обязательствами. В особенности, если будет соблюдаться принцип согласованности операционного и капитального финансовых планов.

Литература:

  1. Биджев К. С., Глотова И. И. Финансовое планирование и прогнозирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
  2. Козенкова Т. А. Методология и концепция управления финансами интегрированных структур. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2014.
  3. Кондаурова Л. А. Современные проблемы финансового планирования на предприятиях железнодорожного транспорта / Л. А. Кондаурова // Сибирская Финансовая Школа, 2013. — Вып. 3. — С. 23–27
  4. Кюрджиев С. П., Мамбетова А. А., Пешкова Е. П. Оптимизационные процедуры подготовки финансовых планов организации//Финансовые исследования. 2017. № 3 (56). С. 76–84.
  5. Филатова Т. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Филатова Т. В. — М.: ИНФРА-М Издательский Дом, 2016.
  6. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. — М.: УМЦ ЖДТ, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовое планирование, железнодорожный транспорт, финансовый план, план, подвижной состав, средство, капитальный финансовый план, предприятие, операционный финансовый план, расчетный период.


Похожие статьи

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне...

Финансовые бюджеты отражают источники формирования финансовых ресурсов отрасли и направления их использования.

Планирование и формирование бюджета производится один раз в текущем периоде на следующий финансовый год, с разбивкой по месяцам и кварталам.

Похожие статьи

Развитие системы бюджетирования в ОАО «РЖД» и на уровне...

Финансовые бюджеты отражают источники формирования финансовых ресурсов отрасли и направления их использования.

Планирование и формирование бюджета производится один раз в текущем периоде на следующий финансовый год, с разбивкой по месяцам и кварталам.

Задать вопрос