Судовая ядерная энергетическая установка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Симонова, А. А. Судовая ядерная энергетическая установка / А. А. Симонова, М. А. Безгин, К. С. Улямаев, А. В. Левин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52484/ (дата обращения: 25.04.2024).



Паропроизводящая установка (ППУ) — это комплекс устройств, систем и механизмов, предназначенных для преобразования ядерной энергии в теплоту и генерирование пара в заданных параметрах.

Паротурбинная установка (ПТУ) — турбина, преобразующая энергию пара в механическую энергию вала гребного винта и турбина автономного турбогенератора, преобразующая энергию пара в электрическую.

ППУ и ПТУ и сопряженность электроэнергетической системы образует ядерную энергетическую установку.

теплопередающие контуры двухконтурной ЯЭУ

Рис. 1. Схема двухконтурной ЯЭУ: 1 — реактор; 2 — парогенератор; 3, 7 — насосы; 4 — турбина; 5 —генератор; 6 —конденсатор

Теплоноситель первого контура забирает тепло от активной зоны реактора и передает в парогенератор рабочему телу. Рабочее тело переходит в состояние пара, и пар второго контура используют для турбины. В качестве рабочего тела и теплоносителя чаще всего используют воду.

Более подробно хотелось бы остановиться на паропроизводящей установке и рассказать, как она классифицируется и на какие конструктивные типы она делится.

ППУ классифицируется:

1) Различаются по числу главных теплопередающих контуров

– одноконтурные

– двухконтурные

– трехконтурные

2) По типу реакторов

– по назначению

– по структуре активной зоны

– по конструктивному признаку

– по виду замедлителя

– по виду теплоносителя

– по виду ядерного топлива

3) По типу парогенераторов

– с естественной циркуляцией

– по способу омывания теплопередающей поверхности

– с прямоточной циркуляцией

4) По способу обеспечения циркуляции теплоносителя

– с естественной

– с принудительной

5) По типу системы компенсации объема теплоносителя

– паровая

– газовая

Конструктивные типы корабельных ППУ:

1) Петлевая схема ППУ с раздельным размещением элементов

Применяется на подлодках и судах первого поколения в новых схемах ядерного реактора и парогенератора, соединяются трубопроводами большого диаметра. На трубопроводах устанавливается арматура для отключения отдельных петель.

Недостатки такой схемы заключается в том, что длинные трубопроводы и запорная арматура увеличивает гидравлическое сопротивление контура циркуляции теплоносителя и необходимый напор насоса. А также значительное количество сварных соединений на трубопроводах повышает радиационную опасность. Запорная арматура большого диаметра уменьшает надежность. Усложнение проведения монтажных работ и контроль качества технологических операций.

2) Блочная компоновка ППУ

Парогенераторы размещаются по окружности относительно центральной оси реактора и по возможности ближе к нему. Роль трубопроводов выполняют патрубки типа «труба в трубе» соединенные между собой, по которым подводится и отводится теплоноситель.

Циркуляционные насосы первого контура (ЦНПК) могут быть установлены на парогенераторах или отдельно от них.

Парогенераторы и другие элементы ППУ размещены вокруг реактора в баке свинцово- водной защиты.

Преимущества блочной компоновки:

– уменьшенные габариты

– уменьшается гидравлическое сопротивление первого контура

– увеличивается радиационная безопасность ППУ

– возникает возможность собрать ППУ в цеху с последующей погрузкой на корабль

– компенсатор объема располагается отдельно от реактора

Примеры такой компоновки (КЛТ-40, КЛТ-40М, КЛТ-40С, ПАТЭС «Академик Ломоносов»)

3) Моноблочная компоновка ППУ

При такой компоновке активная зона и парогенератор размещаются в одном корпусе. Роль трубопровода выполняют элементы корпуса. Поверхность теплообмена парогенератора располагается вокруг или выше активной зоны. Обычная рабочая среда движется внутри трубок, а в межтрубном пространстве теплоноситель.

Различают три вида ЦНПК:

– на крышке корпуса

– на боковой поверхности корпуса

– вокруг корпуса с соединенными патрубками

Моноблоки бывают на естественной циркуляции (парогенератор располагается выше активной зоны). Компенсатор объема может быть установлен отдельно от корпуса или в корпусе.

Преимущества моноблочной компоновки:

– уменьшенные массогабаритные характеристики

– снижается возможность разрыва трубопровода большого диаметра

– улучшаются качества монтажа

– уменьшается поток излучения на корпус моноблока

– уменьшается гидравлическое сопротивление первого контура

– все оборудование размещается в одном корпусе

Недостатки такой компоновки в том, что возрастает активация питательной воды и пара потоком нейтронов, а также усложняется конструкция крышки реактора (т. к. располагаются патрубки и насосы парогенератора). Затрудняется ремонт элементов ППУ и элементов реактора.

Примерами являются: первый моноблок на судне «Отто Ган», южно-корейский реактор «SMART», «IRIS», «РИТМ-200», «Бета»

Литература:

  1. Левин В. Е. Ядерная физика и ядерные реакторы. — М.: Атомиздат, 1979. — 288 с.
  2. Кузнецов В. А. Судовые ядерные энергетические установки. — М.: Атомиздат, 1976.-376с.
  3. Саркисов А. А., Пучков В. Н. Физические основы эксплуатации ядерных паропроизводящих установок. — М.: Энергоатомиздат, 1989. — 504 с.
Основные термины (генерируются автоматически): активная зона, парогенератор, рабочее тело, блочная компоновка, гидравлическое сопротивление первого контура, естественная циркуляция, запорная арматура, компенсатор объема, моноблочная компоновка, энергия пара.


Похожие статьи

Анализ тепловых процессов в паровом котле с естественной...

Паровым котлом (парогенератором, котлоагрегатом) называется агрегат, в котором за счет тепловой энергии, образующейся при сгорании топлива, происходит превращение питательной воды в пар с давлением выше атмосферного.

Похожие статьи

Анализ тепловых процессов в паровом котле с естественной...

Паровым котлом (парогенератором, котлоагрегатом) называется агрегат, в котором за счет тепловой энергии, образующейся при сгорании топлива, происходит превращение питательной воды в пар с давлением выше атмосферного.

Задать вопрос