История судовых ядерных энергетических установок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Улямаев, К. С. История судовых ядерных энергетических установок / К. С. Улямаев, М. А. Безгин, А. А. Симонова, А. В. Левин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52482/ (дата обращения: 20.04.2024).



Атомная энергетика. Сложно представить наш современный мир без нее. Тысячи городов и мегаполисов получают электроэнергию от атомных электростанций, а подводные лодки с атомной энергетической установкой (АЭУ) могут идти под водой до полугода без единого всплытия на поверхность воды. Еще в начале XX столетия многие ученые мира возлагали большие надежды на атомную энергетику и пытались создать множество технологий, основанных на энергии расщепления атома: от наземного и морского транспорта, до космических кораблей и спутников. Вскоре самое обширное применение атомная энергетика получила в качестве корабельного источника питания и атомных электростанций. В данной статье мы рассмотрим первые и самые значимые попытки создания судов и кораблей на источниках ядерной энергии, которые в будущем станут основоположниками для атомного флота разных стран мира.

Первым судном с ядерной энергетической установкой является атомная подводная лодка США «Наутилус» (USS «Nautilus» SSN-571), спущенная на воду в 1954 году. Исследования по созданию корабельного реактора велись еще с 1939 года, но события Второй Мировой войны заставили отложить разработки атомной энергетики и сконцентрировать их на более первичной задаче — создание атомного оружия. В 1946 году Центр корабельных исследований ВМС США продолжил работу по созданию корабельной атомной энергетической установки, и уже к 1949 был разработан первый проект. «S2W» — марка АЭУ, имеющая тепловую мощность в 50 МВт. Корпус имел цилиндрическую форму диаметром 2.8 м и высотой в 3 м. Общая масса корпуса реактора с установленной сферической крышкой составляла 35 тонн. Сам реактор «S2W» является модернизацией реактора «S1W», который был прототипом энергетической установки для «USS Nautilus». Различие этих установок заключалось лишь в их габаритах, позволяющее установить их в корпус подводной лодки. Реакторы «S1W» и «S2W» являются водо-водяными реакторами под давлением, топливо использовалось на основе Урана-235. С такой установкой подводная лодка «Наутилус» имела надводную скорость в 20 узлов и подводную в 23 узла. Подводная лодка «Наутилус» стала первой подводной лодкой, которая смогла достичь Северного полюса подводным ходом. В 1958 году пережил несколько аварий такие, как проникновение забортной воды внутрь корпуса и воспламенение тепловой изоляции одной из турбин, но они были благополучно ликвидированы, и подводная лодка несла свою службу вплоть до 1980 года, когда ее вывели из состава ВМС США и создали из нее исторический музей.

В Советском Союзе также проводилась научная работа в области корабельных ядерных энергетических установок. Подводная лодка проекта 627 «Ленинский комсомол» (К-3) является первой советской атомной подводной лодкой, спущенная на воду 9 августа 1957 года. АЭУ была создана на основе водо-водяного реактора на тепловых нейтронах «ВМ-А». Реактор использовал в качестве топлива двуокись урана 235 и имел тепловую мощность в 70 МВт. Основным отличием подводной лодки К-3 от USS «Nautilus» была форма носовой оконечности, специально адаптированная под подводный ход. Благодаря этому К-3 имела ход под водой в 28–30 узлов. Так как задача на проектирование и строительство первой советской атомной подводной лодки была поставлена в 1952 году, К-3, фактически, была разработана и построена за 5 лет, что вкупе с первыми опытами эксплуатации корабельной АЭУ, привело ко многим авариям на лодке. Но это не помешало ей благополучно нести службу и в 1991 году она была выведена из состава флота и переоборудована в плавучий музей, по проекту КБ «Малахит».

Самым известным советским судном с корабельной АЭУ является ледокол проекта 92М «Ленин», который стал первым в мире гражданским судном с ядерным реактором. Заказ на него был получен в 1953 году, после чего началось его активное конструирование. К 1957 году судно было спущено на воду, а ядерная установка была установлена и смонтирована к 1958 году. Ледокол был оборудован тремя реакторами первого поколения «ОК-150» петлевой компоновки, работавшего на диоксиде урана. Реактор являлся водо-водяным реактором под давление и имел тепловую мощность в 90 МВт. Корпус имел цилиндрическую форму, выполненный из углеродистой стали. С данной установкой он успешно эксплуатировался до 1967 года, где АЭУ была заменена на реактор второго поколения «ОК-900». Данный реактор был спроектирован как водо-водяной реактор блочного типа и имел тепловую мощность в 170 МВт. Ледокол имел на борту два реактора типа «ОК-900», что выдавало мощность на винтах в 44 000 л.с. Атомным ледоколом «Ленин» было проведено во льдах 3700 судов, что показало его высокую эффективность использования АЭУ на судах ледокольного типа.

Еще одним ярким примером в истории является торговое судно «Otto Hahn» немецкой верфи «Howaldtswerke-Deutsche Werft». Судно, получившее название в честь немецкого химика Отто Гана, который ввел понятие расщепление урана, было заложено 1963 году, и уже к 1964 году спущено на воду. Оно имело водо-водяной реактор кипения с тепловой мощность в 38 МВт и давлением теплоносителя в 6.3 МПа. Главным изменение в энергетической установке заключалось в том, что компоновка АЭУ была выполнена в моноблочной виде, то есть активная зона реактора и парогенератор располагались в одном стальной корпусе. Данная конструкция позволяла создать энергетическую установку меньших габаритов, увеличивала ее надежность, а также уменьшала поток излучения на корпус моноблока. В 1979 году, после 15 лет службы в качестве торгового и исследовательского судна, был деактивирован и удален реактор, который заменили на дизельную установку.

Атомная энергетика не стоит на месте. Со времени конструирования и спуска на воду первой атомной подводной лодки, атомные энергетические установки постоянно усовершенствовались и модернизировались. Они стали более компактными, мощными, надежными, а самое главное — более безопасными, ведь из каждой аварийной ситуации были извлечены уроки и сделаны выводы. Сегодня Россия начала следующий виток истории атомного флота — освоение и исследование Арктики, арктического шельфа. Это даст толчок к дальнейшему развитию корабельной атомной энергетики и поспособствует ее дальнейшему исследованию на благо человечества.

Литература:

  1. Реакторные установки // АО «ОКБМ АФРИКАНТОВ». URL: http://www.okbm.nnov.ru/reactors (дата обращения: 22.08.2018).
  2. ПЕРВЫЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ РЕАКТОР АППУ ОК-150 ДЛЯ ЛЕДОКОЛА «ЛЕНИН» // Нижегородские новации. URL: https://novation-nn.ru/atomnyj-reaktor-appu-ok-150/ (дата обращения: 22.08.2018).
  3. NS Otto Hahn // GlobalSecurity.org. URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/ns-otto-hahn.htm (дата обращения: 23.08.2018).
  4. Otto Hahn (ship) // TÜRK ARAMA MOTORU. URL: https://www.turkaramamotoru.com/en/otto-hahn-ship-1031601.html (дата обращения: 23.08.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): USS, подводная лодка, атомная энергетика, тепловая мощность, энергетическая установка, атомная подводная лодка, атомный флот, МВт, советская атомная подводная лодка, цилиндрическая форма.


Похожие статьи

Оценка перспективности эксплуатации плавучей атомной...

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) типа «Академик Ломоносов» — это

Исходя из достоинств ПАТЭС, установки такого типа могут быть привлечены к деятельности в рамках

Суммарная конечная тепловая нагрузка с учетом потерь в тепловых сетях объектов...

Похожие статьи

Оценка перспективности эксплуатации плавучей атомной...

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) типа «Академик Ломоносов» — это

Исходя из достоинств ПАТЭС, установки такого типа могут быть привлечены к деятельности в рамках

Суммарная конечная тепловая нагрузка с учетом потерь в тепловых сетях объектов...

Задать вопрос