Какой нам представляется героиня Данте Алигьери? Как мы можем описать Софию у В. С. Соловьева? И наконец, что общего и какие различия мы можем найти в этих двух образах?
Итак, приступим к первому вопросу, но для начала, стоит разобраться, кто же такой Данте Алигьери и о чем его «Божественная комедия». Данте — итальянский поэт, родившийся в мае 1265 года в Риме. С 1308 по 1321 (до самой своей смерти) он пишет одно из самых известных его творений, поэму «Божественная комедия». Главный герой поэмы (сам Данте Алигьери) совершает странствие по загробному миру, а именно по аду, чистилищу и раю.
Одна из главных героинь поэмы — девушка по имени Беатриче. Умершая и ставшая ангелом в раю. Надо сказать, Беатриче не просто выдуманный персонаж, она являлась возлюбленной и музой Данте как поэта. Но, к сожалению, их любовь как в поэме, так и наяву была трагичной. Беатриче умерла в раннем возрасте, а он до самой своей смерти любил ее.
На самом деле, в рамках данной темы хотелось бы рассмотреть также проблему любви между мужчиной и женщиной. Данте невероятно любил свою музу. Именно встреча с ней стала для него причиной спуститься в загробный мир, и каждый свой шаг, стоящий ему сил, мужества, терпения, он совершал только ради встречи с возлюбленной.
На мой взгляд, стоит обратить внимание на один из последних эпизодов поэмы. Любовь Данте к Беатриче помогает ему остаться в раю, искупить свои грехи и «освободиться от плоти», от своего тела. Именно в этой сцене автор показывает, на что способна сильная любовь.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что легендарная Божественная комедия — это метафора земной жизни человека со всеми её перипетиями, падениями и взлетами. Выходит, Рай — это кульминация человеческого счастья, то, к чему человек должен рано или поздно приблизиться. Поэтому совершенно неслучайно проводницей героя в Раю становится именно его возлюбленная, Беатриче. Через её образ Данте показывает читателю, что любовь — это ключ к счастью, высшая ценность в жизни человека. Именно Беатриче вдохновляет героя на его сложное путешествие. И именно пребывание в её обществе становится наградой Данте за пройденные им злоключения в Аду и Чистилище. Не зря поэма заканчивается одной простой строчкой: «Любовь, что движет солнце и светила».
Далее, стоит перейти ко второму вопросу, касающегося образа Софии, но для начала, хочется немного упомянуть о биографии Владимира Сергеевича Соловьева. Соловьев В. С. — русский философ XIX века, а также публицист, поэт, религиозный мыслитель, критик и основатель христианской философии. Родился 16 января 1853 года в московкой губернии.
Основная идея философии Соловьева — София. София является архетипом женского образа Премудрости (София с древнегреческого σοφία, что значит мудрость), Защитницы, Покровительницы и понимается как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой образ «вечной женственности» женского начала в Божестве [2].
Владимир Сергеевич описывает образ Софии в своей поэме «Три Свидания», написанной в 1989 года, за два года до смерти поэта. София трижды являлась поэту, и каждую встречу он называет возвышенно-торжественной. «Пронизанная лазурью золотистой», в неземном сиянии, «с улыбкой лучистой» и с очами «полными лазурного огня», описывает Соловьев образ Софии с своих снах. В. С. Соловьев имеет какое-то свое представление красоты, он изучает тему эстетичного, прекрасного, и, по его мнению, красота является неотъемлемым элементом в единстве с истиной и добром [3]. Однако, окружающая его действительность и даже искусство на современном этапе представляют собой «частные и отрывочные предварения совершенной красоты». И только в Софии он находит красоту в полном ее воплощении и раскрытии. Как мне кажется, мы можем назвать Софию не только покровительницей, защитницей, премудрой, сближенной с образом Богоматери, но и музой Владимира Сергеевича Соловьева.
Подводя итог, мы коснемся третьего вопроса, поставленного мной ранее. Мы можем сказать, что образы Беатриче в дантовой «Божественной Комедии» и Софии в «Трех Свиданиях» Соловьева В. С. имеют некую схожесть, оба образа описываются авторами как что-то возвышенное, вдохновляющее, то, во что автор незыблемо верит, что тайно любит. Образы обеих девушек играют важную и неотделимую часть в жизни, творчестве, философии их авторов. Беатриче как реальный человек стала основой многих поэм Данте Алигрьери, его музой и вдохновением, Беатриче как персонаж поэмы стала мотивацией и целью для Данте как персонажа пройти все круги ада и чистилища, искупить свои грехи и жить в раю рядом со своей возлюбленной. Что касается Софии, то на ее образе построена вся философия Владимира Соловьева, во всех аспектах своей философии он открывает и показывает новые стороны образа Софии. Он также, как и Данте посвящает своей музе поэму. Из различий можно назвать лишь то, что, во-первых, прототипом Беатриче являлась действительно существующая девушка, сама Беатриче, в то время как, София не имеет ни прототипа, ни общепринятого внешнего образа. Во-вторых, Беатриче является героиней поэмы, персонажем, в то время как на образе Софии Соловьев не только создает литературное произведение, но и строит целую философию.
Таким образом, на примере Беатриче у Данте Алигьери и Софии у Владимира Соловьева мы видим, что образы возлюбленных или просто прекрасных дев всегда вдохновляли мужичин на создание произведений искусства: литературных шедевров, основ философии, а также картин, скульптур и не только.
Литература:
- Данте Алигьери. Божественная комедия. 1308–1321. http://librebook.me/bojestvennaia_komediia_aligeri_dante/vol1/3
- Кузнецова В. В. София как образ вечной женственности в философии Соловьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. стр. 9–41. https://cyberleninka.ru/article/v/sofiya-kak-obraz-vechnoy-zhenstvennosti-v-filosofii-v-s-solovieva
- А. Р. Заболотская. Образ Софии в творчестве Владимира Соловьева в контексте эстетической категории прекрасного // Вестник Чувашского университета