Основные направления в организации летнего отдыха младших школьников с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 25.08.2018

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В., Потапчук С. В. Основные направления в организации летнего отдыха младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 90-94. — URL https://moluch.ru/archive/220/52457/ (дата обращения: 17.02.2020).



Тема летнего отдыха детей с расстройствами аутистического спектра в образовательно-воспитательном пространстве школ для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в настоящее время становится значимой и определяется общей стратегией реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный стандарт построен на деятельностном и дифференцированном подходах, осуществление которых предполагает: разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Приоритетными направлениями в реализации ФГОС НОО ОВЗ являются: осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. Эти направления должны реализоваться в образовательно-воспитательном пространстве школы и путем реализации коррекционно-оздоровительных программ, направленных на организацию летнего отдыха младших школьников с ОВЗ.

Следовательно, для организации указанных направлений необходима функционирующая в образовательно-воспитательном пространстве школы для обучающихся и воспитанников с ОВЗ организованная структура программ профильных (тематических) смен детского отдыха младших школьников с РАС.

Необходимость реализации рассмотренных направлений работы в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» определила разработку и апробирование коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с ОВЗ. Уникальность данной программы состоит не только в её содержании, но и в характеристике целевой группы — это младшие школьники с РАС 7–12 лет, учащиеся 1-х — 4-х классов МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» — 9 человек (отряд Городского ресурсного центра «Росток»); функционирование отряда в пространстве пришкольного лагеря «Лазурный» — длительность смены 18 дней; сопровождение детей специалистами ресурсного центра «Росток», а также в том, что на всем протяжении смены в программе участвовали волонтеры из числа студентов старших курсов профильных специальностей Челябинского государственного университета (16 человек: будущие дефектологи и клинические психологи). При этом общая план-сетка лагеря была адаптирована для отряда ресурсного центра, в неё были внесены изменения в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями школьников. Ежедневная деятельность отряда была структурирована и наглядно представлена детям с РАС с помощью визуального расписания. Волонтеры, специалисты ресурсного центра и воспитатели осуществляли индивидуальное и подгрупповое сопровождение детей с РАС. Все дети придерживались общего расписания, но в случае необходимости их деятельность была организована в индивидуальном порядке. Большую часть массовых мероприятий, кружков, а также выездных мероприятий младшие школьники ресурсного центра посещали вместе с другими отрядами лагеря «Лазурный». Отрядная деятельность включала в себя игры на взаимодействие, спортивные игры, творческие занятия (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах), упражнения, направленные на сенсорное развитие и т. п. Ежедневно волонтеры в письменной форме (заполняли листы наблюдения), анализировали поведение ребёнка, а также предоставляли родителям информацию о том, как прошёл день смены.

Такое направление работы расширяет опыт взаимодействия младших школьников с РАС с другими людьми, а студентам позволяет получить необходимые профессиональные компетенции, приобрести навыки практической работы с детьми с РАС, а также потренироваться в использовании методов проблемного обучения, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, побуждая определенные мотивы общения [2].

Расстройство аутистического спектра — это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

По мнению С. Гринспен и С. Уидер, «аутизм — это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей» [1, с.17]. По мнению авторов, для аутизма и расстройств аутистического спектра характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением. Авторы указывают на тот факт, что наблюдения последних двух десятилетий показывают, что дети с диагнозом «расстройства аутистического спектра» достигают разных уровней развития, и среди них есть такие, кто демонстрирует необычный для данного диагноза прогресс. В связи с этим С. Гринспен и С. Уидер считают, что расстройства аутистического спектра следует рассматривать не статически, а динамически. «Статические свойства устойчивы: ребенок остается самим собой вне зависимости от среды, контекста и обстоятельств» [1, с.22–23]. Динамические свойства подвижны, связаны с множеством факторов. Именно динамические процессы позволяют корректировать состояние ребенка, дают возможность воздействовать на способность ребенка вступать в отношения с другими людьми [1].

При построении коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона» мы постарались учесть специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, при этом опираясь на общие закономерности психического развития ребенка. Мотивирующими побуждениями при построении программы для нас стали следующие слова Р. Шрамма: «Аутизм влияет на способности ребенка к общению и взаимодействию в разных жизненных, в том числе учебных, ситуациях. Если не обучать детей, они будут оставаться во власти аутизма до тех пор, пока окончательно не потеряют контакт с окружающими. Если не обучать родителей и учителей, то они будут невольно мотивировать и подкреплять все более проблемное поведение ребенка» [3, с. 29–30].

В свободное от учебы время, в период летнего отдыха, младший школьник с РАС имеет более широкие возможности стать активным участником социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками на доступном ему уровне реагирования с окружением, а также попробовать и освоить новые формы взаимодействия с другими людьми.

Эффективность коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона», связана с соблюдением ряда условий:

  1. построение активных взаимоотношений специалистов ресурсного центра, волонтеров и учащихся, и их родителей в ходе реализации задач коррекционно-оздоровительного направления в летний период;
  2. осуществление коррекционно-оздоровительного процесса с учетом оптимального уровня развития младших школьников с РАС;
  3. применение индивидуального подхода в сопровождении младших школьников с РАС;
  4. поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы в отряде;
  5. создание для младших школьников с РАС ситуаций успеха;
  6. сочетание в коррекционно-оздоровительном процессе игр и упражнений творческого, конструктивного и продуктивного характера.

Цель программы: способствовать усвоению и воспроизведению младшими школьниками с РАС социального опыта в процессе общения и совместной деятельности в условиях организации летнего отдыха.

Задачи программы:

  1. Содействовать снятию напряжения, восстановлению физических и психологических сил младших школьников с РАС;
  2. Создавать ситуации успеха, способствующие развитию младших школьников с РАС и предупреждению эпизодов нежелательного поведения;
  3. Способствовать развитию умений и навыков младших школьников с РАС в творческой и совместной деятельности;
  4. Способствовать социальной активности младших школьников с РАС;
  5. Создавать возможности для благоприятного общения и взаимодействия младших школьников с РАС с взрослыми и сверстниками.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап включает:

  1. обозначение направлений коррекционно-оздоровительной работы;
  2. информационную и консультативную работу с родителями младших школьников с РАС;
  3. создание банка игр и упражнений коррекционно-развивающего направления;
  4. организационно-методическую работу с волонтерами, участвующими в реализации программы летнего отдыха младших школьников с РАС;
  5. подготовку материально-технической базы;
  6. обучение и инструктаж специалистов, участвующих в реализации программы летнего отдыха младших школьников с РАС.

Организационный этап включает:

  1. Период адаптации и налаживание межличностного взаимодействия;
  2. Создание благоприятного эмоционального климата в коллективе;
  3. Формирование основы для реализации задач коррекционно-оздоровительного направления;
  4. Организацию деятельности и общения младших школьников с РАС;
  5. Организацию выполнения режимных моментов;
  6. Определение индивидуальной дозировки физической и эмоциональной нагрузки для каждого учащегося с РАС;
  7. Знакомство с определёнными требованиями и правилами поведения в различных жизненных ситуациях.

Основной этап включает:

  1. Реализацию в деятельности перспективы на смену;
  2. Обеспечение эффективного взаимодействия специалистов Ресурсного центра с волонтерами летнего лагеря и родителями младших школьников с РАС;
  3. Заполнение листов коммуникации младших школьников с РАС;
  4. Отработку новых форм взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
  5. Освоение младшими школьниками с РАС структуры и пространства летнего лагеря;
  6. Освоение младшими школьниками с РАС способов и приемов творческой и совместной деятельности;
  7. Содействие индивидуальному и общему успеху детей и взрослых.

Итоговый этап включает:

  1. Характеристику деятельности специалистов ГРЦ и волонтеров летнего лагеря в реализации коррекционно-оздоровительного направления работы;
  2. Реализацию индивидуального подхода и учет специальных потребностей младших школьников с РАС;
  3. Характеристику пространства, организованного для включения младших школьников с РАС в совместную и творческую деятельность;
  4. Осознание результатов проведения программы летнего отдыха младших школьников с РАС, подведение итогов работы смены.

Предполагаемые результаты реализации программы:

– Отдых и восстановление физических и психологических сил младших школьников с РАС, укрепление детского организма в целом;

– Расширение социальных контактов и коррекция неэффективных форм взаимодействия с окружением;

– Освоение различных способов и приемов творческой деятельности, расширение кругозора.

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий:

1) оценка реализации в деятельности перспективы на смену;

2) оценка внешних факторов, воздействующих на поведение младших школьников с РАС;

3) качественный анализ листов коммуникации младших школьников с РАС.

Критерии эффективности программы:

– Снижение эпизодов нежелательного поведения младших школьников с РАС в различных ситуациях;

– расширение умений и навыков младших школьников с РАС в творческой и совместной деятельности;

– Социальная активность младших школьников с РАС с родителями, специалистами и сверстниками;

– Отдых и восстановление физических и психологических сил младших школьников с РАС;

– Благоприятное общение и взаимодействие всех участников пространства летнего лагеря.

В нашей программе предложен тематический план деятельности с учётом коррекционно-оздоровительной направленности по разделам: физическое развитие, сенсорное развитие, предметно-игровая деятельность, продуктивные виды деятельности, социальное и речевое развитие (табл.1); кроме того, представлены сценарии дел и примеры отрядной деятельности, а также рекомендации родителям детей с РАС и волонтерам.

Таблица 1

Тематический план деятельности впериод летнего отдыха

Коррекционно-оздоровительная направленность

Направление деятельности

Количество часов по программе

Физическое развитие

Игры и упражнения, направленные на коррекцию общих движений, моторную имитацию, зрительно-моторную координацию

3 раза в неделю/ 1,5 часа

Сенсорное развитие

Игры и упражнения, направленные на освоение сенсорных эталонов, развитие слухового и зрительного восприятия

3 раза в неделю/ 1,5 часа

Предметно-игровая деятельность

Игры и упражнения, направленные на формирование предметных действий и игровых навыков

5 раз в неделю/ 2,5 часа

Продуктивные виды деятельности

Игры и упражнения, направленные на формирование графических навыков, обучение работе с красками, карандашами, бумагой, формирование интереса к лепке и конструированию

3 раза в неделю/ 1,5 часа

Социальное развитие

Игры и упражнения, направленные на формирование представлений о других людях, предметном мире, обучение социальному общению

3 раза в неделю/ 1,5 часа

Речевое развитие

Расширение представлений об окружающем мире, приучение к прослушиванию сказок, знакомство с произведениями детской литературы

3 раза в неделю/ 1,5 часа

ИТОГО

10 часов в неделю

Таким образом, актуальность данной программы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Изложить более полную версию программы, проанализировать результаты апробации и эффективность коррекционно-оздоровительной программы организации летнего отдыха младших школьников с РАС «Солнечная сторона» мы планируем в следующих наших публикациях. Следовательно, учитывая своеобразие развития младших школьников с РАС, в частности трудности в самостоятельном овладении новыми навыками, высокую потребность в постоянной внешней стимуляции со стороны взрослых, организация летнего отдыха в сопровождении волонтеров и специалистов городского ресурсного центра становится необходимым направлением коррекционно-оздоровительной работы в летний период.

Литература:

  1. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер. — М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  2. Скрипкина Н. В. Развитие у студентов-психологов практических навыков работы с детьми с расстройствами аутистического спектра методами проблемного обучения//В сб.: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 150–156.
  3. Шрамм Р. Детский аутизм ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм. Пер. с англ. — СПб.: Рама Паблишинг, 2013. 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьник, РАСА, летний отдых, Ресурсный центр, летний лагерь, коррекционно-оздоровительная программа организации, совместная деятельность, сенсорное развитие, социальное взаимодействие, волонтер.


Похожие статьи

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание

Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с...

Похожие статьи

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Развитие познавательной сферы (ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание

Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с...

Задать вопрос