Электронная форма методического пособия как средство формирования опыта творческой деятельности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романов, В. В. Электронная форма методического пособия как средство формирования опыта творческой деятельности студента / В. В. Романов, Р. Н. Асланян, Д. Г. Лимаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52439/ (дата обращения: 02.03.2021).



Для формирования творческой личности студента в настоящее время необходимо использовать весь доступный арсенал знаний, накопленный многими годами ученными-педагогами. Одним из таких знаний является использование проблемной формы обучение. Педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно. С помощью информационных технологий данный вид обучения может стать для студентов более доступным и понятным. В статье приводится концепция создания электронной формы методического пособия позволяющей формировать творческие способности обучающихся.

Ключевые слова: проблемная форма обучения, электронная форма методического пособия.

For the formation of the creative personality of the student, it is necessary to use the entire access Arsenal of knowledge accumulated by many years of scientists and teachers. One of such knowledge is the use of problem form of education. The teacher poses a problem, and the solution is achieved by students on their own. With the help of information technology, this type of education can become more accessible and understandable for students. The article presents the concept of creating an electronic form of methodological guide aimed at forming the creative abilities of students.

Keywords: problem form of training, electronic form of methodical manual.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования является формирование творческой личности, которая всегда может само реализоваться в настоящих условиях, предъявляемых современностью.

Цель электронной формы методического пособия является обеспечить студенту оптимальную организацию процесса изучения дисциплины, а также выполнения различных форм самостоятельной работы.

Действительно, как отмечает Л. С. Выготский, «творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей, ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [1, с. 6].

Российская система образования, несомненно, пока еще обладает значительным потенциалом для создания благоприятных условий формирования творческой личности и творческих способностей научных коллективов. Например, в вузах ведется работа по приобщению абитуриентов, а затем и студентов к исследовательской деятельности — это формирование школьных кружков, на базе кафедры Вуза, далее участие в студенческих научных конференциях, выполнение курсовых и дипломных проектов. Однако этого недостаточно для формирования творческой личности, так как, проблема творчества в современном образовании, как это было отмечено еще в середине прошлого века Э. М. Мирским, «полностью скрыта от учащихся забором из прописных истин» [2, с. 406].

В предлагаемой, так называемой, электронной форме методического пособия должны быть собраны демонстрационные анимации и модели, научные видео фильмы, все это позволит преподавателю сделать объяснение нового материала более наглядным, доступным, это поможет студенту хорошо разобраться в трудностях, проблемных моментах изучаемого курса дисциплины и подготовиться к успешной сдаче рейтинга и экзамена.

В электронном пособие курс дисциплины должен быть разбит на разделы, составленные в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти требования связаны с освоением обучающимися учебной дисциплины, а также к системе оценки достижения планируемых результатов.

Все занятия в этом учебном пособие должны быть построены по единому плану: тема, цель, содержание нового материала с демонстрационными элементами и методическими замечаниями по овладению нового материала. Обязательно каждый раздел должен заканчиваться постановкой эксперимента. Форма проведения эксперимента отдается на право студента.

Для разъяснения физической и технической сущности того или иного явления в начале занятия, всегда следует начать с вопроса, направленного на создание проблемной ситуации. Преподаватель исходя из содержания изучаемого материала, доступного лабораторного и демонстрационного оборудования, сам формирует эти вопросы.

В электронно-методических указаниях отмечаются трудности, которые могут встретиться в изучаемом курсе дисциплины, называются средства их преодоления. Отмечаются вопросы, которым следует уделить большое внимание, какие вопросы можно разрешить с помощью экспериментального опыта, а какие теоретическим путем. Особое внимание уделяется решению и анализу творческих задач.

В учебном процессе очень важно вовлечь учащегося в исследовательскую работу: научить его видеть физические и технические проблемы, выдвигать простые гипотезы, высказывать свою точку зрения, проводить оценку своих идей с опираясь на фундаментальные знания, полученные при изучении научно-технической литературы под руководством преподавателя. Таким образом студент может оценить уровень как своих знаний, так и своих товарищей.

Каждое учебное занятие желательно начинать со знакомством истории вопроса, можно заслушать заранее подготовленные сообщения студентами. Необходимо научить учащихся каждый раз задавать вопрос, а зачем необходимо изучать эту проблему и давать на них ответ опираясь на жизненные потребности. Студент должен делать выводы из своих экспериментальных опытов, опираясь, самостоятельно, на источники информации.

Для развития физико-технического мышления учащихся в пособии даются рекомендации, как научиться видеть физические явления в техническом устройстве, ставить правильные опыты, находить определенные связи и зависимости между частями наблюдаемого явления, видеть проявление физического явления в техническом устройстве.

Для формирования творческих способностей учащегося очень важно использовать метод проблемного обучения, который предполагает создание проблемной ситуации. Студент встает на место исследователя, самостоятельно решает проблему, т. е. высказывает и обосновывает гипотезу, предлагает эксперимент для ее проверки, а затем проводит его. Проблема формируется таким образом, что студент сам решает задачу на основании уже имеющихся у него знаний. Важно, чтобы решение качественных задач отражали жизненный опыт.

Для эффективного проведения текущего и итогового контроля студентов в методические замечания включены тесты и творческие экспериментальные задания, направленные на умение обращаться, например, с приборами измерения, расчетом погрешностей и т. д.

Таким образом электронное-методическое пособие позволит творчески мотивировать студентов к получению новых знаний и их детальнейшему переосмыслению. К постановке проблемы и ее дальнейшему анализу.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  2. Мирский Э. М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества. // Научное творчество. М.: Наука, 1968.
  3. В. В. Романов, Ю. В. Романова. Формирование творческой деятельности студентов при решении творческих задач. Инновационные технологии в науке и образовании. ИТНО-2015: сборник научных трудов научно-методической конференции, посвященной 85-летию ДГТУ. — Ростов-на-Дону. — Зерноград: СКНИИМЭСХ. — 2015. — 81–85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое пособие, электронная форма, курс дисциплины, студент, творческая личность, проблема, проблемная ситуация, техническое устройство, формирование.


Ключевые слова

проблемная форма обучения, электронная форма методического пособия

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности студентов...

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий.

В ходе проведения проблемной лекции студенты овладевали следующими умениями и

Формирование исследовательской компетентности учителя нами было рассмотрено как...

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности студентов...

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий.

В ходе проведения проблемной лекции студенты овладевали следующими умениями и

Формирование исследовательской компетентности учителя нами было рассмотрено как...

Задать вопрос