Государственный надзор как форма контроля и реализации прав работников: современные нововведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 27.08.2018

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Конопля, А. Д. Государственный надзор как форма контроля и реализации прав работников: современные нововведения / А. Д. Конопля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52231/ (дата обращения: 19.01.2022).



В рамках трудового законодательства большое значение в реализации прав, контроля и надзора за данной реализацией играют федеральные и региональные органы власти, которые осуществляют государственный надзор в лице уполномоченных должностных лиц. Государственный надзор — это одна из функций государственных органов власти и должностных лиц по соблюдению законов и иных нормативно-правовых актов, которые применяются юридическими и физическими лицами для регулирования правоотношений, возникающих между ними. В статье 1 Трудового Кодекса Российской Федерации указано, что государственный надзор и контроль является задачей субъектов трудовых правоотношений вследствие нарушения трудового законодательства [1, ст.1]. Актуальность данного вопроса всегда являлась предметом спора ученых-правоведов, так как государственный надзор является должностной деятельностью органов государственной власти: качественная реализация права на защиту работников является следствием эффективности работы специальных уполномоченных лиц.

Трудовой Кодекс [1, ст. 360], а также Федеральный Закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает формы осуществления государственного контроля (надзора): плановая и внеплановая формы проверки. Особое место в системе государственного надзора играют внеплановые проверки, правовая природа которых связана с нарушением трудовых прав граждан, свободы труда, охраны условий труда. Статья 360 Трудового Кодекса Российской Федерации указывает на то, что основанием для проведения внеплановой проверки является обращения и заявления работников по основаниям, например, о нарушении трудового законодательства, условий труда каждого отдельного работника или действия, которые привели к невыплате или неполной выплате заработной платы.

Из вышеуказанного тезиса возникает проблема определения и проверки обоснованности и необоснованности поступившей жалобы исключительно конкретного работника юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также проблема нововведений, которые приводят к коллизиям в праве. Если же работодатель не соблюдает права и гарантии работника, которые закреплены законодательством Российской Федерации, то работникам предоставлена возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенные Законом [1, ст. 352]. Таким образом, когда урегулировать спорные вопросы в порядке индивидуального обращения работника к работодателю не удалось, у работника существует возможность индивидуального обращения к Государственной Инспекции Труда. По данным отчета о работе государственной инспекции труда в Краснодарском Крае за 1-е и 2-е полугодие число обращений граждан с проведением внеплановой проверки значительно увеличилось: за 1-е полугодие- 1650 обращений граждан, за 2-е полугодие- 3108 обращений граждан, что говорит нам о частых случаях нарушений трудовых прав работников [4]. Большинство из них связаны с нарушением формы или порядка заключения трудового договора.

Анализируя статью 360 Трудового Кодекса Российской Федерации, мы можем определить, что перечень условий проведения проверок исчерпывающий, а уведомление работодателя Инспекцией Труда о внеплановой проверке не допускается. С 2018 года Федеральным Законом от 31.12.2017 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекс Российской Федерации» для работника образовалось еще одно основание для обращения в случае нарушенного права: факты уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем [2]. Данное нововведение порождает противоречие между нормами Трудового Кодекса Российской Федерации: коллизия 15 и 360 статей данного Закона. Статья 15 Трудового Кодекса Российской Федерации указывает, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается [1, ст. 15].

На наш взгляд, главным нарушением со стороны работодателя является нарушение формы возникновения трудовых правоотношений — заключение трудового договора. Все чаще на практике работодатели применяют формы гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг или выполнение работ. Это позволяет работодателям не выполнять требования МРОТ и режима рабочего времени, ведения кадров, отсутствие действий, которые поддерживают трудовые способности работника, отсутствие обязанности по уплате взносов на обязательное социальное страхование, то есть нарушение существенных условий трудового договора, который порождает права и обязанности работника и работодателя, а также исключает возможность на определенные формы защиты нарушенных прав.

Таким образом, проанализировав ведение внепланового государственного контроля, можно сделать вывод, что главным гарантом в реализации трудовых прав и свобод является государство в лице органов государственной власти, от качества работы которых зависит должное исполнение законодательства Российской Федерации. Законодательные изменения, которые рассмотрены выше, образуют вопрос: считать ли государственным органам, осуществляющим государственный надзор, правомерность обращения работника за защитой своих прав, осуществляющим трудовые функции на основании гражданско-правового договора, и регулируются ли такие отношения Трудовым или Гражданским Кодексами Российской Федерации. Еще одним вопросом и проблемой является увеличение срока рассмотрения обращений и прилагаемых документов, так как стремительно увеличивается рост заявлений со стороны работников для всестороннего рассмотрения проблемы.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 03.07.2016г)»/ Государственная Дума Российской Федерации// Подготовлено при информационной поддержке СПС Консультант Плюс;
  2. Федеральный Закон от 31.12.2017 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекс Российской Федерации»/ Государственная Дума Российской Федерации;
  3. Федеральный Закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»/ Государственная Дума Российской Федерации// Подготовлено при информационной поддержке СПС Консультант Плюс;
  4. Отчеты о работе Государственной инспекции труда. Отчеты 2016 года. Отчет о работе ГИТ в Краснодарском Крае за 1 и 2 полугодие 2016 года. Раздел 2 : Сведения о проверках. Электронный ресурс: https://git23.rostrud.ru/osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_gosudarstvennoy_inspektsii_truda/otchety_o_rabote_gosudarstvennoy_inspektsii_truda/otchety_2016/
  5. http://kremlin.ru/acts/bank/42726
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Трудовой Кодекс, государственный надзор, трудовой договор, внеплановая проверка, трудовое законодательство, государственная власть, государственная инспекция труда, государственный контроль, гражданско-правовой договор.


Похожие статьи

Формы и методы государственного контроля и надзора за...

Трудовое законодательство РФ в Гл.57, в частности, в статьях 353–353ТК РФ устанавливает два основных вида государственного контроля и надзора — это государственный контроль (надзор) и ведомственный [1]. Некоторые ученые в области трудового права предлагают...

Похожие статьи

Формы и методы государственного контроля и надзора за...

Трудовое законодательство РФ в Гл.57, в частности, в статьях 353–353ТК РФ устанавливает два основных вида государственного контроля и надзора — это государственный контроль (надзор) и ведомственный [1]. Некоторые ученые в области трудового права предлагают...

Задать вопрос