Административно-правовое регулирование обжалования решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Зороян, С. Г. Административно-правовое регулирование обжалования решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество / С. Г. Зороян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2203/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одним из наиболее ценных объектов гражданских прав является недвижимое имущество. Сделки с недвижимым имуществом составляют существенную часть гражданского оборота и нуждаются в государственном признании и подтверждении прав их участников, что обусловлено особым характером предмета таких сделок.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является средством защиты прав на недвижимость со стороны государства, необходимой гарантией осуществления такого права.

Главное место в системе правовых актов, действующих в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, занимают Конституция РФ,  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.1997 г. №122-ФЗ (далее – Закон о регистрации прав), Административный регламент исполнения государственной функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.2006 г. №293.

Закон о регистрации прав регламентирует процедуру государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней - юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом  РФ.

В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

По результатам правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, государственный регистратор принимает либо решение о государственной регистрации, либо об отказе в государственной регистрации (приостановление государственной регистрации, по нашему мнению не является решением регистрирующего органа).

Важной гарантией прав заявителей (физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) является возможность обжаловать отказ в государственной регистрации в судебном порядке (п. 5 ст. 131 ГК РФ; п.5 ст. 2 Закона о регистрации прав).

Практика деятельности регистрирующих органов свидетельствует о том, что решения об отказе в государственной регистрации зачастую выносятся с нарушением закона (к примеру, Арбитражный суд по Мурманской области в 2007 г. и за I полугодие 2008 года удовлетворил 35 % заявлений дел об оспаривании решений, действий (бездействия) Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области)[3]. Регистраторы неправомерно отказывают в регистрации прав по целому ряду причин: недостаточный уровень знаний, некомпетентность, небрежное отношение к работе, злоупотребление правом, пристрастность. 

При рассмотрении вопроса о том, в какие органы следует обращаться с жалобами на отказы в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует отметить, что в настоящее время в практике регистрирующих органов превалирует мнение о том, что такие жалобы заинтересованным лицам следует подавать исключительно в суды. Более того, при обращении с жалобой на отказ в государственной регистрации в вышестоящий в порядке подчиненности регистрирующий орган заявитель получает ответ, с  предложением, со ссылкой на п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав, обращаться в суд. Не рассматривая по существу жалобы на отказы в государственной регистрации прав на недвижимость, регистрирующие органы руководствуются ст. 2 Закона о регистрации прав, п. 5 которой гласит: "Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд". При этом регистрирующие органы толкуют данную норму по аналогии с пунктом 1 той же статьи Закона о регистрации прав, которая предусматривает возможность обжалования зарегистрированного права на недвижимое имущество только в судебном порядке. Между тем, приведенные нормы различны по своему содержанию. Из этого следует, что положение п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав не должно применяться в отношении обжалования решения об отказе в регистрации, предусмотренного п. 5 той же статьи. Таким образом, зарегистрированное право может быть обжаловано только в суд, тогда как отказ в государственной регистрации или уклонение регистрирующего органа от регистрации может быть обжалован как в судебном, так и в административном порядке [1, с. 22].

Правовые основы обжалования действий (бездействия)  регистрационных органов заложены в Конституции РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому государственную защиту прав и свобод (п.1. ст. 45 Конституции РФ); провозглашает право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (п.2 ст. 45 Конституции РФ). Данная норма отражена также в ст. 33 Конституции РФ, которая устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В этой связи Конституцией РФ установлен ряд внутригосударственных гарантий прав личности, а именно: право на обращение в суд за судебной защитой (п.1.п.2 ст. 46 Конституции РФ); право на защиту своих прав в административном порядке (ст. 33 Конституции РФ) (обращение с заявлениями, жалобами, ходатайствами).

Таким образом, заинтересованные лица, указанные в п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав, имеют право на выбор способа защиты своих прав - обжаловать незаконные действия (бездействие) регистрирующего органа в административном или судебном порядке. Обжалование отказа в государственной регистрации в вышестоящий в порядке подчиненности регистрирующий орган не лишает заявителя возможности обращения с такой же жалобой в суд. Эта возможность предусмотрена также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. №4866-1.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции описывается в Административном регламенте исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 293.[2] Согласно п. 154 Административного регламента заявителям предоставляется право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росреестра ее территориальных органов в досудебном и судебном порядке. В соответствии с п. 156 Административного регламента, заявители имеют право обращаться с  жалобами, заявлениями лично (устно) и письменно. Регламент определяет круг государственных органов и должностных лиц рассматривающих подобные обращения. При этом пункт 163 указывает на то, что заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц Росреестра (территориальных органов Росреестра, их обособленных подразделений) по телефонам, на интернет-сайте и по электронной почте органов, осуществляющих государственную регистрацию.

Внедрение Административного регламента предполагало создание эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. К достоинствам административного способа обжалования действий и решений органов осуществляющих государственную регистрацию прав следует отнести отсутствие существенных финансовых затрат; простоту и доступность самой процедуры; оперативность, особенно в сравнении с длительностью судебного разбирательства; рассмотрение жалобы (заявления) специалистами в сфере государственной регистрации прав.

Между тем, в настоящее время обжалование решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в административном порядке не эффективно.

Причин этому несколько. Среди них выделим недостаточное законодательное урегулирование порядка административной процедуры обжалования отказа в государственной регистрации прав, отсутствие возможности в административном порядке отменить принятое решение об отказе в государственной регистрации,  отсутствие, по существу, ответственности должностных лиц, рассматривающих жалобы. Рассмотрение жалоб в административном порядке не освобождено, кроме того, от ведомственной заинтересованности.

Необходимым представляется внесение соответствующих изменений в Закон о регистрации прав, регламентирующих досудебный порядок обжалования отказов в государственной регистрации. В Законе о регистрации прав должно быть указано, кто в административном порядке может отменить или пересмотреть решение регистратора, сроки рассмотрения жалобы, последствия отмены, ответственность регистратора и иные аспекты.

Для того чтобы исключить возможность корпоративного подхода к рассмотрению жалоб на отказы в государственной регистрации кроме вышеуказанных, следует внести следующие дополнения в Закон о регистрации прав: определение процедуры защиты прав заявителей при рассмотрении таких жалоб; рассмотрение жалоб коллегиальным составом регистраторов (и регламентация порядка принятия решений коллегиальным составом регистраторов); при этом лица, рассматривающие жалобы, должны быть не заинтересованы в результате рассмотрения и принимать решения только исходя из норм действующего законодательства, на основе принципов законности и справедливости. На уровне региональных управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии жалобы на отказы в государственной регистрации также могли бы рассматривать отделы правового обеспечения и судебной защиты, состоящие, как правило, из наиболее опытных юристов. При признании отказа в государственной регистрации обоснованным, необходимо законодательно прописать процедуру дальнейших действий, а также порядок уведомления об этом подателей жалобы. В случае признания жалобы обоснованной государственная регистрация прав должна быть произведена без дополнительной  оплаты государственной пошлины.

Наиболее подробно процедуру обжалования отказа следует прописать в Административном регламенте, поскольку этот нормативный правовой акт принят в целях повышения качества и доступности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников возникающих правоотношений и определения сроков, а также последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий регистрирующим органом.

Административный регламент должен предусматривать четкие и конкретные требования к процедуре обжалования отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом процедура обжалования должна быть максимально быстрой для обратившихся в регистрирующий орган  лиц. В целях информирования заявителей и контроля за порядком рассмотрения подобного рода жалоб, информация о них (дата подачи жалобы, сроки рассмотрения, результат рассмотрения) должна быть размещена в сети Интернет на сайтах соответствующих управлений.

Следует отметить, что значительная часть спорных ситуаций, возникающих в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, могут быть решены без судебного вмешательства. Создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц позволит в определенной степени решить вопрос загруженности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также оптимизировать работу структурных подразделений регистрирующих органов, осуществляющих судебную защиту. Реализация вышеуказанных предложений позволит более полно защитить права и законные интересы заявителей (физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), повысить качество оказываемых государственных услуг и эффективность административно-управленческих процессов в органах государственной власти.

 

Литература:

1.                       Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. - М.: Волтерс Клувер, 2007. – 504 с. 

2.                       Приказ Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 г. N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. –  2006. –  N 41

3.                       Посыпаенко Е.Н., Дмитриевская Л.Е., Андреев С.А. Обобщение практики рассмотрений дел, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за 2007 г. – I полугодие 2008 г. // Арбитражные споры, 2009.   –  №2.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, недвижимое имущество, Конституция РФ, регистрирующий орган, административный порядок, административный регламент, орган, регистрация, лицо, судебный порядок.


Похожие статьи

Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется при помощи инспекции ФНС (далее — регистрирующий орган) в срок, не более трех рабочих дней со дня предоставления необходимого перечня документов.

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации...

Новый порядок государственной регистрации недвижимости предусматривает нововведения, указанные ниже.

4. Государственная регистрация машино-мест. С 1 января 2017 года в ГК РФ введено понятие «машино-место».

Актуальность и практическая значимость государственной...

Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества...

Принцип публичной достоверности государственной...

Обязательность государственной регистрации возникновения права собственности на недвижимое имущество связывается с ее конститутивным действием в отношении третьих лиц в силу принципа публичности государственной регистрации, выраженного И.А...

Правовые основы государственной регистрации...

государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан определялись сроки, последовательность действий (административных процедур) и порядок взаимодействия...

Особенности оформления документов для государственной...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года.

Административно-правовое регулирование обжалования решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние...

государственная регистрация, недвижимое имущество, Российская Федерация, нотариальное удостоверение сделок, ГК РФ, сделка, Единый государственный реестр, недвижимость, Гражданский кодекс РФ...

Похожие статьи

Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется при помощи инспекции ФНС (далее — регистрирующий орган) в срок, не более трех рабочих дней со дня предоставления необходимого перечня документов.

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации...

Новый порядок государственной регистрации недвижимости предусматривает нововведения, указанные ниже.

4. Государственная регистрация машино-мест. С 1 января 2017 года в ГК РФ введено понятие «машино-место».

Актуальность и практическая значимость государственной...

Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества...

Принцип публичной достоверности государственной...

Обязательность государственной регистрации возникновения права собственности на недвижимое имущество связывается с ее конститутивным действием в отношении третьих лиц в силу принципа публичности государственной регистрации, выраженного И.А...

Правовые основы государственной регистрации...

государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений граждан определялись сроки, последовательность действий (административных процедур) и порядок взаимодействия...

Особенности оформления документов для государственной...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года.

Административно-правовое регулирование обжалования решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние...

государственная регистрация, недвижимое имущество, Российская Федерация, нотариальное удостоверение сделок, ГК РФ, сделка, Единый государственный реестр, недвижимость, Гражданский кодекс РФ...

Задать вопрос