Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 21.08.2018

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Булавский, А. А. Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи / А. А. Булавский, Т. М. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52370/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная идентификация и дифференциация, маскулинность, фемининность.

Гендерные стереотипы чаще всего характеризуют как мнения в вопросах определения качеств личности и особенностей поведения мужчин и женщин [2]. Также межполовые стереотипы можно охарактеризовать как устоявшиеся представления о поведении и характере, присущие «мужскому» и «женскому» в человеке. Определяют три группы гендерных стереотипов [6]:

Первая группа сочетает в себе маскулинные и феминистские стереотипы по определению качеств личности. Для каждого гендера определяются вполне резонные психологические и личностные свойства, навязываются различные шаблоны темпераментов и моделей поведения. Мужским качествам относятся энергичность, агрессия, действенность, азарт, минимальная эмоциональность. Женскими сторонами выделяют неактивность, растерянность, привязанность, низкую мотивацию для достижений, чувствительность. Также принято считать, что спорт как институт социализации воспитывает исключительно маскулинные черты в человеке.

Вторая группа акцентирует закрепление профессиональных и семейных ролей в соответствии с гендером человека. Из-за своего стремления к достижениям, мужской пол оценивают по их успехам, в то время как цель женской половины — установление межличностных связей, из-за чего женщин часто оценивают в первую очередь по наличию семейных уз и детей. В таком случае спорт, как дисциплина, целью которой является достижение определённых целей, никак не вяжется с женскими целями и является приоритетом именно маскулинных черт характера.

Третья группа связана с разной спецификацией выполняемой работы в зависимости от пола человека. Мужчинам чаще присущ тяжёлый, грубый труд, женщинам же больше подходит аккуратная, творческая деятельность. Из этого вытекает деление спорта по половым критериям. К примеру, наилучшими занятиями для женщин считаются те, в которых доминирует мягкость, эмоции и способность впечатлять [9].

На сегодняшний день процессы либерализации в обществе не стоят на месте. Проблемы половой идентификации и дифференциации, из года в год привлекающие ещё большее число исследователей, чаще всего затрагиваются в исследованиях педагогов, наполняя современную педагогику новым содержанием. Основное внимание сегодня уделяется изменениям в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и фемининности.

Если задать человеку вопрос: «По каким критериям вы, по вашему мнению, определяете в человеке женские черты характера?», то чаще всего вы будите слышать что-то вроде: чувствительность, уязвимость и интуиция. Что же мешает юношам выработать эти качества? Стереотипное мышление к мужскому и женскому полу закладывает основы отношений ещё со школы, а ВУЗ в свою очередь продолжает эту тенденцию. Чтобы избежать этого важно в процессе реализации воспитательного пространства ВУЗа учитывать условия для свободной реализации всех возможностей учащихся независимо от их гендерной принадлежности.

Интеграция гендерных исследований в текущую программу обучения в виде отдельного курса занятий позволит создать фундамент для формирования у преподавателей и студентов взглядов, направленных на равенство в отношениях между полами в рамках всех областей общественной жизни. Подобный подход будет препятствовать формированию гендерного сознания на основе устоявшихся стереотипов. Мотивацией к этому служат множественные противоречия, возникающие при смешении высоких требований социума к компетенции и традиционной системой обучения, которая зачастую не берёт во внимание гендерные характеристики личности. Это понижает эффективность проведения учебного процесса, так как гендерные предпочтения не всегда учитываются в учебных планах и программах, при выборе учебно-методической литературы, а также при разработке технологий обучения [5].

Исходя из всего этого, пренебрежение гендерной составляющей конфликтует с современным образованием, препятствует полноценному формированию личности и может породить множественные ошибки в процессе обучения.

Учитывая некоторые правила, можно обеспечить полноценную реализацию возможностей ученика в процессах общества, основанных на гендерных отношениях. Для этого требуется создание специальной модели обучения, которая будет способна на принципиальное изменение учебной среды. Чтобы внедрить эту модель преподавательскому составу потребуется уметь анализировать влияние аспектов (вербальных и невербальных) учебной среды, способов и форм работы, а также позволить участникам образовательного процесса самостоятельно выбирать стратегию обучения [5].

Нельзя оставить без внимания и факт того, что дискуссии на тему гендерных принадлежностей в программах практических занятий возможны без искажения текущих рабочих программ, так как гендер имеет влияние практически во всех сферах жизни человека. Передача ученикам информации о половой дискриминации поспособствует созданию компетентной личности. Именно поэтому наше исследование направленно на изучение взглядов нынешней молодёжи в области гендерной характеристики человека.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Изучить теоретический аспект гендерных стереотипов для понимания их сущности и причин возникновения в обществе;
  2. Экспериментально исследовать роль гендерных стереотипов в жизни студентов начальных курсов.

Эксперимент проводился на респондентах в лице студентов 1-го курса в количестве 50-ти человек (25 парней и 25 девушек). С целью анализа респондентам предоставили анонимную анкету с подробной инструкцией, по заданию которой от респондента требуется выразить согласие или не согласие с каждой отдельной характеристикой из таблицы при помощи знаков «+» или «-».

Таблица 1

Анкеты для выявления гендерных стереотипов

Юноши

Девушки

Логическое мышление

Интуиция

Психическая устойчивость

Излишняя эмоциональность

Снисходительность

Злопамятность

Внимание на объекте в целом, без деталей

Внимание на отдельные детали объекта

Абстрагирование

Прямолинейность или конкретика

Хорошая ориентация в пространстве

Развитая ловкость и аккуратность

Технические предпочтения

Гуманитарный приоритет

Стремление к лидерству

Общительность

Высокая самооценка

Низкая самооценка

Адекватность в стрессовых ситуациях

Слабый контроль в стрессовых ситуациях

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

Юноши отрицают в себе: склонность к абстракциям (70 %), снисходительность (35 %), поверхностное внимание (15 %), ориентация в пространстве и технические предпочтения (по 10 %).

Девушки не видят в юношах: склонность к абстракциям (65 %), обобщённое внимание (80 %), технические предпочтения и стремление к лидерству (по 25 %). Причём оценочный взгляд девушек больше привержен к критике в сторону мужчин, что, возможно, имеет некую связь с их возрастом.

Девушки в свою очередь не согласны с тем, что они: злопамятны (80 %), акцентируют внимание на отдельных деталях (60 %), нестабильны в состоянии стресса (40 %), имеют гуманитарную направленность (30 %). Ловкость и аккуратность, общительность отрицают 10 %, что можно считать случайностью.

Юноши не видят в женских чертах: интуицию (90 %), внимания к деталям (80 %), гуманитарный приоритет (50 %), ловкость и аккуратность (50 %).

Проходя опрос, даже сами студенты отмечали большое различие в результатах обеих сторон респондентов. В качестве ответа на вопрос: «На что нужно ориентироваться в процессе построения успешной карьеры?», женский пол зачастую обостряли внимание на использование своих привлекательных черт, при этом ровняясь на опыт прочих успешных деятелей, в то время как юношеская сторона отстаивала потребность в энергии и предпочла акцент на собственной исследовательской деятельности. Но в одном вопросе обе стороны всё-таки сошлись в ответе: пол является важным фактором при приёме на работу.

Также в дополнение к опросу каждый респондент высказал своё личное мнение на тему половых стереотипов в текущей системе образования. Наиболее частыми ответами прозвучали:

– девушки менее мотивированы на достижения,

– девушки общительнее, чем юноши,

– девушки подвержены внушению сильнее, чем юноши,

– юноши владеют аналитическим мышлением лучше девушек,

– юноши ставят акцент на результат,

– юноши лучше восприимчивы к критике.

Чтобы достичь предельного уровня развития студента необходимо грамотно использовать множественные способствующие методы в течение всего учебного процесса. Из наиболее эффективных методов можно выделить разбор теоретических материалов, коллективное обсуждение вопросов, исследовательские проекты. Эти методы провоцируют формирование образовательной компетенции, или, если быть точнее, межкультурной компетенции, которая является значимой целью задачи всей современной российской педагогической науки.

Исходя из результатов исследования, студенты получили возможность представить реальную картину влияния гендерных стереотипов в нашем обществе. Найденные заблуждения, несомненно, являются препятствием на пути развития профессионализма среди современной молодёжи.

Литература:

  1. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель к. э.н. Е. Б. Мезенцева.- М, 2002. С.299–328.
  2. Берн Ш. Гендерная психология СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
  3. Ворожбитова А. Л. Гендерные компоненты теории физической культуры. Автореф. дисс… канд.пед.наук. Майкоп. 2008. 28 с.
  4. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Высшая школа. 2004.
  5. Исаев Д. Н., Каган Б. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. 160с.
  6. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пос. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
  7. Тупицына И. А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека// Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003. С.143–152.
  8. Цикунова Н. С. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов: Дис.... канд. психол. наук. СПб., 28с.
  9. Gender and Health in Ad olescence / Editors P. Kolip, B. Schmidth. — Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 1999. — 38 p.
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, девушка, юноша, внимание, гуманитарный приоритет, качество личности, пол, учебная среда, учебный процесс.


Похожие статьи

Профессиональная направленность старшеклассников...

Теоретический анализ литературы показал, что самоопределение личности — сложный, многоступенчатый процесс развития

Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся...

Похожие статьи

Профессиональная направленность старшеклассников...

Теоретический анализ литературы показал, что самоопределение личности — сложный, многоступенчатый процесс развития

Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся...

Задать вопрос