Демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине XVIII века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 18.08.2018

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Багирян, Г. А. Демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине XVIII века / Г. А. Багирян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52362/ (дата обращения: 04.03.2021).



В данной работе автор рассматривает демократические и народнические политико-правовые учения во второй половине 18 века: политико-правовую идеологию крестьянских и демократических движений, а также политико-правовые идеи А. Н. Радищева, крестьянские движения.

Ключевые слова: политико-правовые учения русских просветителей, революционно-демократическое направление, русское освободительное движение, крепостничество.

Актуальность. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что политические события второй половины 18 века определяли будущее развитие политической и экономической системы Российской Империи. Работы, написанные авторами того времени, стали основой для изменения строя и классикой политико-правового учения. Некоторые их положения стали эталоном для развития государственности в России. На них опирались политики и общественные деятели в будущем.

  1. Политико-правовая идеология крестьянских идемократических движений

Повышение уровня помещичьего произвола, роста уровня феодальных повинностей приводят к усилению уровня крестьянских волнений. Манифест Петра Третьего об освобождении дворянства от обязательной службы государству. Активным проявлением иллюзий царистского характера стала система самозванства. Уже в 60-е годы 18 века было около 10 самозванцев, которые обещали народу волю и землю. Примером может быть Е. Пугачёв и его война против государственной системы.

Одним из самых известных и крупных представителей демократического направления в литературе 18 века является Яков Павлович Козельский. Обучался он в Киевской духовной семинарии, а после — в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В период с 1752 по 1766 года находился в рамках военной службы. В 60-е годы он занимался преподавательской деятельности по математике и механике в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 году он избирается в качестве депутата в Комиссию для создания проекта нового уложения. В период с 1788 по 1793 годы сотрудничал в уже воссозданной комиссии п проекту нового уложения, занимая одновременно при этом пост инспектора гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге [1].

Автор считал, что юриспруденция представляет собой знание всех установленных прав и философы могут называть знание употребляемых на свете законов юриспруденции полностью несправедливо, а в лучшем случае это знание можно называть легиспруденцией — то есть знанием законов. Законы разделяются по том параметру, что некоторые из них не могут быть основаны на справедливости. К примеру, закон может дозволять пленника продать, купить, сделать непосредственным рабом и содержать на базе произвольного характера. При этом нет возможности не видеть в данном противопоставлении права закону различные попытки относиться критически к установленной системе действующего крепостного права. Учёный проводить различие в системе прав натуральное как «правность, установленную в ходе рассуждения человеческой натуры и поведения», гражданское право, которое «устанавливается в гражданах для спокойного их проживания вместе и регулярного благополучия», и система международного права.

При даче определения натурального закона Я. П. Козельского просто заметить те положения, которые будут оправдывать возможность установления самозащиты угнетаемого от угнетателя на основании собственных сил. Определяя войну с позиции величайшего зла, автор осуждает различные захватнические войны и при этом определяет правомерным только возможность восстания против угнетателей и войну с целью защиты родины. Процитируем дословно слова автора: «Мне думается, что никто на земле не имеет права к военным действия, кроме таких людей, которые так обижены, что обида их стоит по справедливости самой войны». Создание государства Я. П. Козельский считает одним из самых важных шагов в истории развития человечества, но при этом оно лишает многих людей сиюминутной выгоды, но на место того может приобретать иные великие качества, способности его постоянно увеличиваются, понятия будут распространяться, мысли становятся более благородными, и вся душа человека будет возвышаться при том. Из форм государства учёный отдавал оптимальное предпочтение демократии [2].

В своей работе «Философические предложения» имеется проект организации нового общества, в котором труд будет обязателен для каждого человека. Козельский говорит о том, что распределять всех без исключения людей к должностям будет полезно для общества. Он предлагал меры для того чтобы облегчать участь населения в целом. Без этого не было бы возможности наращивать уровень культурного развития.

  1. Политические иправовые идеиА.Н.Радищева

Александр Николаевич Радищев — известный писатель и мыслитель, основоположник революционно-демократического направления в рамках построения идеологии русского освободительного движения. Получил хорошее образование. В ходе своей трудовой деятельности он дослужился до начальника Петербургской таможни, но после этого постепенно оставил гражданскую службу и полностью посвятил себя работе по литературному направлению. Личный долг он усматривал в вопросах борьбы с крепостным правом и самодержавием.

В мае 1790 года в рамках деятельности домашней типографии была напечатана знаменитая книга «Путешествие из Петербурга и Москву». Написанная в форме романа и путевых заметок, она дала возможность изложить Радищеву мысли об общественном устройстве Российской империи. Достаточно смелые и правдивые рассуждения автора о крепостном праве и иных печальных событиях в истории развития страны была замечена Екатериной Второй. При том условии что книга была напечатана в типографии и полностью прошла все процедуры цензуры, Радищева приговорили сначала к смертной казни, а потом заменили ссылкой. Практически весь тираж книги был полностью уничтожен, а сам роман оказался под запретом до 1905 года.

Все стороны общественного состояния и положения крепостных крестьян, общества в целом были отражены на страницах данной книги. Кроме того, был представлен полноценный путь преобразования России — полная отмена крепостничества, уничтожение придворных чинов и самодержавия. Увлекаться философией Радищев начал ещё в ходе обучения в университете. Он занимался изучением трудов европейских просветителей, рационалистов и эмпирической философией. После того как он вернулся в Россию, он поступил на службу в Сенат, а после-Коммерц-коллегию. Он опубликовал перевод книги Г. Мабли «Размышления о греческой истории» и собственные произведения «Слово о Ломоносове», «Письма к другу, жительствующему в Тобольске. Во время пребывания в ссылке, Радищев занимался написанием различных трудов и научных книг. В 1796 году император Павел Первый разрешил Радищеву вернуться из Сибири [3].

В рамках политической теории А. Н. Радищева имелись различные радикальные ответы на все волновавшие в то время общество проблемы. Положение термина «самодержавие» Радищев применял только как сосредоточение неограниченной власти в руках одного монарха. Он проводил исследование самодержавия как положения, которое противно человеческому естеству. Радищев ставил знак равенства между положениями и нормами каждого варианта монархической организации государственной власти. Писатель вообще не верил в вероятную возможность появления на троне полностью просвещённого монарха, критикуя при этом бюрократический строй, на который опирается глава государства. Он отмечал необразованность, развратность и продажность многих чиновников того времени. Особенное внимание Радищев указывает на особенность построения российского управления — присутствие полностью самостоятельной бюрократии, у которой не имеется никакой связи с императором или народом.

Положительное направление государственного управления Радищев строит на основании исходных норм и положений теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Основной причиной построения государственной системы выступает природная социальность каждого человека. В рамках установления естественного права всю люди полностью равны между собой, но при появлении собственности, эти положения и нормы постепенно разрушаются. На примере Руссо он полагал, что возникновение государства связывается с построением частной собственности. Государство было создано как результат установления молчаливого договора для обеспечения всему населению благой и положительной жизни, защиты слабого населения и угнетённых слоёв общества.

В ходе заключения договора народ будет выступать как определяющая сторона и оставит за собой суверенитет полностью и беспрекословно. Он не может соглашаться на рабство, поскольку это по сути своей противоестественно. Все нормы положительного законодательства, которое издаётся государством, должно строиться только на рамках естественного права. Радищев указывает, что «если законно не имеет никакого основания в рамках естественного права», то как закон он вряд ли будет существовать, поскольку в основании права имеется только справедливость, но не сила.

С этого положения Радищев критикует положения и нормы крепостного права и отмечает особенности его теоретической и практической несостоятельности. Нормы крепостного права, согласно его оценке, представляют собой полноценное нарушение естественных законов, и с экономической точки зрения оно не может быть состоятельным — подневольный труд не может быть полностью производительным. С таким положением дел полностью связано падение народа в отношении его нравственности — это затрагивает как крепостников, так и крепостных крестьян. Российская империя является богатым государством, однако его труженики полностью лишены всего нужного и важного, что по сути своей полностью безнравственно [4].

Радищев обращает внимание читателя в своих трудах на полное отсутствие в законах юридического положения и статуса крепостного крестьянина. С позиции законодательства крепостной крестьянин полностью мёртв, но согласно, положениям естественного права, он остаётся свободным человеком, обладающим правом на счастье и самозащиту. Автор множество раз говорил о том, что основным злом является именно крепостное право, но не лица, которые его осуществляют. Замена злого помещика на доброго не сможет полностью поменять положение. Исследования, связанные с противопоставлением естественного права уже имеющимся положениям и государственному законодательству, привело Радищева к установлению множества революционных выводов и мнений. Радищев признаёт за народом право на проведение восстания только тогда, когда его естественные права будут полностью нарушены.

Социальным идеалом, согласно мнению Радищева, является общество полностью свободных и равноправных собственников. Всю крупную феодальную собственность он выделял как результат проведения грабежа и населения над простыми людьми. Все земля должна быть передана на безвозмездной основе тем, кто занимается его полноценной обработкой. В подобном обществе все социальные привилегии полностью отменяются, дворянское сословие полностью уравнивается по всех правах с другими сословиями. Табель о рангах не используется, весь бюрократический аппарат сокращается и становится подконтрольным представительному органу власти. Самой оптимальной политической организацией данного общества является правление народа, составленная по образцу сверено-русских республик феодального типа в Новгороде и Пскове. Положения и нормы концепции разделения властей Радищев отрицает полностью, поскольку только народ может быть истинным главой государства. Народ проводит избрание магистров, сосредотачивая при этом всю полноту власти у себя.

Последующее государственной устройство России Радищев представлял, как свободную и вольную федерацию городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Это устройство государства может обеспечивать народу его группы священных и естественных прав, которые состояли в свободе: слова, мысли, деятельности, самозащите, когда закон не в состоянии это сделать сам, в праве собственности, быть судимым себе равными [5].

В ходе разработки основ законодательства, Радищев придерживался основных норм и положения по построению основных демократических принципов. Единую организацию системы правосудия он представлял в форме земских судов, которые будут избираться при помощи деятельности граждан республики. Автор полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные. В своих размышлениях он склоняется к тому, что нужно отменить нормы и положения смертной казни, и смягчать при этом суровые санкции, полагая, что жестокость и уродование не может достигать в конечных наказаниях своей цели.

Подводя итог отметим, что Радищев придерживался положений мирной ориентации в рамках установления международных отношений, и достаточно активно выступал против агрессивных военных действий и при этом отстаивал идеи равноправия всех народов. Многие социальные и политико-правовые идеалы А. Н. Радищева воспринимались русской политической мыслью и получил последующее развитие в трудах многих декабристов, а после — и по направлению революционно-демократического исследования будущих лет.

Литература:

  1. История политических и правовых учений: Учебное пособие / Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 391 c.
  2. Десницкий С. Е. Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства говоренное... апреля 21 дня 1781 года. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи. Избр. Произведения русских мыслителей второй половины ХVIII века. Т. 1. М.1952.
  3. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: 1982
  4. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX в. в. М.: Юрист. 1995.
  5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН B. C. Нерсесянца. М.2013
Основные термины (генерируются автоматически): Радищево, положение, народ, российская империя, Россия, государственная система, крепостной крестьянин, политико-правовая идеология, революционно-демократическое направление, русское освободительное движение.


Ключевые слова

политико-правовые учения русских просветителей, революционно-демократическое направление, русское освободительное движение, крепостничество

Похожие статьи

Городское самоуправление в Российской империи...

Городское самоуправление в Российской империи 1780-х — 1860-х гг. в новейшей

Однако, самым большим «белым пятном» истории самоуправления в России является

Новая система самоуправления укрепила положение формирующейся буржуазии в городском обществе.

Похожие статьи

Городское самоуправление в Российской империи...

Городское самоуправление в Российской империи 1780-х — 1860-х гг. в новейшей

Однако, самым большим «белым пятном» истории самоуправления в России является

Новая система самоуправления укрепила положение формирующейся буржуазии в городском обществе.

Задать вопрос