Обзор и сравнительный анализ динамических сред «Живая математика», «Математический конструктор» и «GeoGebra» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 16.08.2018

Статья просмотрена: 3260 раз

Библиографическое описание:

Фунтиков, Р. А. Обзор и сравнительный анализ динамических сред «Живая математика», «Математический конструктор» и «GeoGebra» / Р. А. Фунтиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52350/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье проводится краткий обзор и сравнительный анализ трёх динамических сред: Живая математика, Математический конструктор, GeoGebra; выделяются их преимущества и имеющиеся недостатки.

Ключевые слова: динамическая среда, Живая математика, Математический конструктор, GeoGebra

Перед началом использования в своей практической деятельности различных интерактивных и динамических сред учитель оказывается перед выбором этой среды. Под динамической средой будем понимать программу, позволяющую создавать динамические компьютерные чертежи и модели, исходные данные которых можно изменять, не влияя на весь алгоритм построения, а также просматривать их и работать с ними.

Сегодня наиболее популярными и распространёнными среди преподавателей программами динамической геометрии, на наш взгляд, являются Живая математика, Математический конструктор (МК) и GeoGebra. Проведём краткий обзор и сравнительный анализ каждой из этих сред, выделим их преимущества и имеющиеся недостатки.

Живая математика представляет собой среду моделирования и динамического преобразования чертежей, графиков и других объектов; позволяет решать широкий круг задач при изучении геометрии, алгебры, тригонометрии и математического анализа. Сформирована на основе программы Geometry’s Sketchpad v.4[1], переведена на русский язык и адаптирована Институтом новых технологий; может быть установлена на операционные системы (ОС): Windows, MacOS. Эта динамическая среда не является свободно распространяемым программным обеспечением (ПО): лицензия на одно рабочее место составляет 5 050 рублей[2]. Существует бесплатная демоверсия программы (устанавливается сроком на 10 дней), однако её минусом является возможность установки только на компьютер с операционной системой Windows.

Живая математика имеет полный набор возможностей для выполнения построений на плоскости, их преобразований и дальнейшей работы с ними, то есть практически полностью охватывает планиметрический материал. Предлагаемые создателями программы методические рекомендации это подтверждают — работе на плоскости посвящена большая часть предлагаемых материалов: от элементарных построений (точка, прямая, луч, отрезок, простейшие фигуры и пр.) до построения довольно сложных моделей, которые в той или иной степени можно использовать для наглядной демонстрации при доказательстве некоторых теорем из курса геометрии за 7–9 класс.

Что касается работы со стереочертежами, то возможности Живой математики довольно узки и специфичны. В среде отсутствует 3D-полотно, что, на первый взгляд, делает невозможными построение пространственных фигур и работу с ними. Тем не менее, построить объёмное тело (тело вращения и пр.), динамически изменяемое, всё-таки можно. Однако это построение будет довольно трудоёмким и времязатратным. Опишем этот процесс. Для создания объёмного тела нужно провести дополнительные построения, которые затем можно скрыть. Подробно останавливаться на описании данного подготовительного процесса не будем, лишь покажем, какой объём подготовительной работы необходимо проделать для начала работы со стереочертежом. На рисунке 1 показаны все дополнительные построения для задания системы координат и 3D-полотна.

Рис. 1. 3D-полотно в среде Живая математика

Чтобы построить точку в заданной системе координат, необходимо создать числовые параметры, равные координатам данной точки, после чего применить к ним инструмент Точка по координатам. Задав точки-вершины будущего пространственного тела, нужно соединить их отрезками.

Такой подход нам кажется неуместным, поскольку привязка к системе координат и выполнение построений по координатам не всегда точны и удобны в работе. Кроме того, изменения положения тела с помощью описанных выше шкал, также является неудобным.

Математический конструктор представляет собой российскую разработку в области интерактивных динамических сред для образования. Разработчик программы — фирма 1С, которая, начиная с 1996 года, занимается созданием образовательных мультимедийных продуктов. Программа позволяет создавать интерактивные модели, объединяющие конструирование, динамическое варьирование, эксперимент, и может быть использована на всех этапах математического образования.

Среда Математический конструктор не является свободно распространяемым ПО: стоимость лицензии составляет 980 рублей[3] (одну лицензию можно использовать для установки программного обеспечения на неограниченное число устройств). Возможность установки на ОС: Windows, Linux, MacOS, IOS, Android. Также есть возможность работать в среде онлайн — на сайте производителя, однако возможности онлайн-версии продукта довольно ограничены.

Рис. 2. Рабочее окно среды Математический конструктор

Как и предыдущая среда, МК, на наш взгляд, больше приспособлен для работы с плоскими объектами. И её возможности в этой области довольно широки — динамические геометрические построения, измерения и вычисления, функции и графики, создание заданий с автоматизированной проверкой и т. д.

В целом, интерфейс среды несложен и интуитивно понятен. Имеется необходимый набор инструментов для выполнения построений. На рисунке 2 представлено рабочее окно МК версии 6.1. В верхней части расположена панель инструментов, в правой части — элементы дизайна (позволяют выбрать цвет и стиль для построений), основную часть занимает рабочее поле (полотно).

Программа МК позволяет создавать и изменять интерактивные чертежи и модели, которые объединяют конструирование, динамическое варьирование, эксперименты, и может быть использована на всех этапах математического образования и, кроме того, в проектной деятельности учащихся.

Однако возможности этой программы для работы с пространственными объектами и стереочертежами ограничены. В ней отсутствует интерактивное 3D-полотно. Возможности работы со стереометрическими объектами пользователь может обеспечить самостоятельно.

GeoGebra[4] является динамическим программным обеспечением, визуализирующим связь между алгеброй, которая изучает буквенно-числовые выражения и равенства и неравенства этих выражений, и геометрией, которая, в свою очередь, изучает фигуры, их свойства, взаимное расположение относительно друг друга и других объектов на плоскости или в пространстве, взаимопревращения и т. д.

Разработана Маркусом Хоэнвартером (Markus Hohenwarter) австрийским математиком и профессором Университета Йоханнеса Кеплера (JKU) в Линце. Начиная с 2002 года, программа практически ежегодно завоёвывает множество образовательных наград в Европе и в США [2].

Рис. 3. Рабочее окно среды GeoGebra

Среда GeoGebra распространяется бесплатно, что позволяет беспрепятственно устанавливать её на ПК дома и в школах. Она имеет удобный и эргономичный[5] интерфейс, переведена на многие языки мира; является кроссплатформенной, то есть может быть установлена на различные операционные системы, такие как Windows, Linux, MacOS. Кроме того, есть возможность установить программу на смартфоны и планшеты, работающие под управлением операционных систем iOS и Android OS, а при необходимости — работать онлайн на сайте. На рисунке 3 представлено рабочее окно среды GeoGebra.

С одной стороны, GeoGebra представляет собой интерактивную систему геометрии. Пользователь может сделать конструкции точек, векторов, отрезков, прямых, многоугольников и конических сечений, а также функции и их динамические изменения.

С другой стороны, уравнения и координаты могут быть введены непосредственно. Таким образом, GeoGebra может работать с переменными чисел, векторов и точек, есть возможность находить производные и интегралы от функций и пр.

На основе проведённого выше анализа трёх динамических сред математического моделирования, на наш взгляд, наиболее удобной для работы учителя представляется среда GeoGebra.

Литература:

  1. Живая математика. Сборник методических материалов. — М.: Институт Новых Технологий. — 176 с.
  2. Сайт среды GeoGebra [Электронный ресурс] URL: https://www.geogebra.org/about (дата обращения: 10.08.2018)
  3. Сайт среды Математический конструктор [Электронный ресурс] URL: http://obr.1c.ru/mathkit/ (дата обращения: 10.08.2018)
  4. Фунтиков Р. А. Построение эллипса, гиперболы и параболы как конических сечений и линий плоскости в динамической среде GeoGebra. Курсовая работа. М: МПГУ, 2017. — 33 с.

[1] Разработана в 1963 году фирмой Key Curriculum Press (USA).

[2] Информация взята на официальном сайте производителя математической среды Живая математика – Институт Новых Технологи и представлена по состоянию на 10 августа 2018г.

[3] Информация взята на официальном сайте производителя математической среды Математический конструктор – 1C.Образовательные программы и представлена по состоянию на 10 августа 2018г.

[4] От первых и последних букв соответственно в словах GEOmetry и alGEBRA.

[5] Эффективный в использовании, подходящий.

Основные термины (генерируются автоматически): Живая математика, Математический конструктор, среда, выполнение построений, динамическая среда, построение, рабочее окно среды, динамическое варьирование, краткий обзор, математическое образование.


Ключевые слова

динамическая среда, Живая математика, Математический конструктор, GeoGebra

Похожие статьи

Построение онтологической модели «Астрономия» средствами программного обеспечения Protege

В данной статье рассмотрено использование программного обеспечения Protégé для построения онтологической модели на тему «Астрономия» для дальнейшего использования с целью формализации информации. Определены возможности данных моделей, а также их преи...

Сравнительный анализ программных средств для организации командной работы в высшей школе

В статье приведены результаты сравнительного анализа нескольких программных продуктов для организации работы над проектами в команде. Дана таблица сравнительных характеристик выбранных для рассмотрения программных средств. Определены преимущества каж...

Применение программного комплекса ANSYS в компьютерном моделировании

В статье представлены известные и современные программные комплексы для компьютерного моделирования конструкций, изделий и их составных частей. Программы основаны на методе конечных элементов, как метод численного моделирования и анализа. Показаны во...

Педагогическое обоснование мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

Статья посвящена обоснованию мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Авторы дают определение мультимедиа технологий, электронного учебника, называют преимущества использования электронного учебника. В статье опи...

Создание и заполнение базы данных «Студенты»

В данной статье будет описан алгоритм создания баз данных, способы управления базами данных и применение разработки в учебном заведении.

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания

В статье представлен опыт использования автором цифровых ресурсов для эффективного преподавания. Практическую значимость имеют методические рекомендации по использованию конкретных цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессе на прим...

Интерактивная лекция по высшей математике с применением демонстраций системы Wolfram Mathematica

Рассмотрена возможность создания интерактивных лекций-презентаций по выс-шей математике с использованием системы Wolfram Mathematica. Показано, что интер-активные демонстрации системы Wolfram Mathematica улучшают понимание материала лекции.

Разработка базы данных для отдела кадров в программе «Erwin 4.0», «IB Expert»

В данной статье рассматривается пример построения базы данных в программах «Erwin 4.0»., «IB Expert» для отдела кадров и её дальнейшая практическая реализация. Для создания базы данных «Кадры» автором были определены и описаны основные сущности и атр...

«Вечный двигатель» в учебниках физики для 7 класса

Целью данной работы является доказательство того, что в учебниках физики для 7 класса, в которых физическая модель подвижного блока, при получении выигрыша в силе в 2 раза, рассматривается как рычаг с неравными плечами (рычаг второго рода), изображён...

Похожие статьи

Построение онтологической модели «Астрономия» средствами программного обеспечения Protege

В данной статье рассмотрено использование программного обеспечения Protégé для построения онтологической модели на тему «Астрономия» для дальнейшего использования с целью формализации информации. Определены возможности данных моделей, а также их преи...

Сравнительный анализ программных средств для организации командной работы в высшей школе

В статье приведены результаты сравнительного анализа нескольких программных продуктов для организации работы над проектами в команде. Дана таблица сравнительных характеристик выбранных для рассмотрения программных средств. Определены преимущества каж...

Применение программного комплекса ANSYS в компьютерном моделировании

В статье представлены известные и современные программные комплексы для компьютерного моделирования конструкций, изделий и их составных частей. Программы основаны на методе конечных элементов, как метод численного моделирования и анализа. Показаны во...

Педагогическое обоснование мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

Статья посвящена обоснованию мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Авторы дают определение мультимедиа технологий, электронного учебника, называют преимущества использования электронного учебника. В статье опи...

Создание и заполнение базы данных «Студенты»

В данной статье будет описан алгоритм создания баз данных, способы управления базами данных и применение разработки в учебном заведении.

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания

В статье представлен опыт использования автором цифровых ресурсов для эффективного преподавания. Практическую значимость имеют методические рекомендации по использованию конкретных цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессе на прим...

Интерактивная лекция по высшей математике с применением демонстраций системы Wolfram Mathematica

Рассмотрена возможность создания интерактивных лекций-презентаций по выс-шей математике с использованием системы Wolfram Mathematica. Показано, что интер-активные демонстрации системы Wolfram Mathematica улучшают понимание материала лекции.

Разработка базы данных для отдела кадров в программе «Erwin 4.0», «IB Expert»

В данной статье рассматривается пример построения базы данных в программах «Erwin 4.0»., «IB Expert» для отдела кадров и её дальнейшая практическая реализация. Для создания базы данных «Кадры» автором были определены и описаны основные сущности и атр...

«Вечный двигатель» в учебниках физики для 7 класса

Целью данной работы является доказательство того, что в учебниках физики для 7 класса, в которых физическая модель подвижного блока, при получении выигрыша в силе в 2 раза, рассматривается как рычаг с неравными плечами (рычаг второго рода), изображён...

Задать вопрос