Влияние подострого отравления четыреххлористым углеродом на изменение пищеварительных гидролаз желудка и поджелудочной железы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жураева, М. А. Влияние подострого отравления четыреххлористым углеродом на изменение пищеварительных гидролаз желудка и поджелудочной железы / М. А. Жураева, В. А. Алейник, С. М. Бабич, Г. М. Ахмаджонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52346/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анатомо-физиологическая взаимосвязь желудка и поджелудочной железы с печенью, их функциональное взаимодействие, общность нейрогуморальной регуляции обуславливают высокую частоту поражения их при хронических заболеваниях печени. У многих больных хроническим гепатитом и циррозом печени вовлечение желудка и поджелудочной железы в патологический процесс происходит мало- или бессимптомно, выявляется только при помощи лабораторных и инструментальных методов исследования. Клинические проявления поражения желудка и поджелудочной железы отступают на второй план на фоне патологии печени. Вследствие этого, вовлечению желудка и поджелудочной железы в патологический процесс и коррекции возникших изменений при хронических заболеваниях печени уделяется мало внимания. В последние годы в связи с широким внедрением исследования инкреторной функции желудка и поджелудочной железы, появилась возможность диагностики скрыто протекающих, малосимптомных поражений этих органов у больных с патологией печени. Вопрос о непосредственном воздействии патологии печени на желудок и поджелудочную железу достаточно широко обсуждается, но является недостаточно изученным и неоднозначно трактуется разными авторами [2, 4].

Установлено, что у пациентов с диагнозом вирусного гепатита уровни ферментов поджелудочной железы сывороточной и панкреатической амилазы, и уровень липазы сыворотки повышаются с прогрессированием заболевания печени [4, 9, 14]. Также было определено, что у больных циррозом печени средние показатели дебита свободной и общей кислотности, а также пепсиногена 1 в сыворотке крови были ниже, чем в обычных условиях. Тогда как концентрация сывороточного гастрина и соматостатина у больных циррозом печени была значительно выше. [11, 12, 6].

Нами в прежних публикациях было освещено [1], что это связано с физиологическим метаболизмом печенью низкомолекулярных пептидов, в частности, ХЦK-8 и что подтверждается рядом других исследователей [7].

Показано, что печень влияет на метаболизм ХЦK-8 и этот метаболический эффект может значительно меняться при заболеваниях печени. Так установлено, что ХЦK-8 метаболизируется в значительной степени у здоровых лиц и в меньшей степени у больных циррозом печени. За счет чего ХЦK-8, не являются основной формой ХЦK в плазме у здоровых субъектов, но существенно увеличиваются у пациентов с циррозом печени [8].

Результаты исследования физиологической роли холецистокинина в качестве регулятора секреции гастрина, показывают, что постпрандиальная секреция гастрина зависит от ХЦK-8 и поддерживает функцию контроля обратной связи секреции гастрина [13].

Показано, что ХЦK-8, вырабатываемый при пищевой стимуляции оказывает усиливающее ингибирующее действие на секрецию желудочной кислоты и что этот эффект опосредуется соматостатином [10].

ХЦK-8 может играть решающую роль в торможении стимуляции секреции желудочной кислоты и осуществляет контроль желудочной кислоты, гастрина плазмы крови и секреции соматостатина [10].

Было обнаружено, что холецистокинин ингибирует секрецию кислоты активацией рецепторов ХЦK типа А и механизмом, включающим соматостатин [6].

Секреция желудочного соматостатина-14 увеличилась в пять раз с помощью только ХЦK-8, но была заблокирована блокатором рецепторов ХЦК-А локсиглумидом. Эти данные показывают, что ХЦK-8 непосредственно ингибирует кислотные реакции, стимулируя высвобождение соматостатина в желудке опосредованно через рецептор ХЦK-A [6].

Цель исследования. Намодели подострого отравления печени четыреххлористым углеродом у крыс, изучить изменения в крови ХЦК-8, гастрина-17 и пищеварительных гидролаз желудка и поджелудочной железы, а также в составе гомогенатов слизистой желудка и поджелудочной железы содержание пищеварительных гидролаз, и обосновать механизмы этих изменений.

Материал иметоды. Экспериментыпроводились на 30 белых лабораторных беспородных крысах самцах, весом 180–220г в 2 сериях по 15 крыс. В 1 серии (опытная) на модели подострого отравления четыреххлористым углеродом. Для этого четыреххлористый углерод марки ХЧ (ССl4) вводили крысам-самцам перорально через день из расчета 0,1 мл на 100 г массы животного в течение 21 дня. Во 2 серии (контрольная) физиологический раствор вводили крысам-самцам перорально через день из расчета 0,1 мл на 100 г массы животного в течение 21 дня. У всех крыс на 22 день после декапитации в сыворотке крови методом ИФА определяли: пепсиноген-1 (PG1) (ЗАО «Вектор-Бест», Россия), ХЦК-8 («BCM Diagnostics», США), гастрин-17 (G17) («Biohit», Финляндия). Биохимическими методами определялись амилаза панкреатическая (ЗАО «Вектор-Бест», Россия) и липаза панкреатическая («HUMAN», Германия), а также печеночные пробы: аланиновая трансаминаза (АЛТ), аспартатаминотрансфераза (АСТ) и общий билирубин. В составе гомогената ткани поджелудочной железы определяли общую протеолитическую активность (ОПА) спектрофотометрическим методом [5], амилазу фотометрическим методом [3] по убыванию окраски крахмала. В составе гомогената слизистой желудка определяли общую протеолитическую активности (ОПА) спектрофотометрическим методом [5]

Результаты обрабатывали методом вариационной статистики с вычислением средних величин (M), их ошибок (m), и достоверности разности сравниваемых величин Стьюдента-Фишера (t). Результаты считались достоверными при P<0,05.

Результаты иих обсуждение. Результаты экспериментов на крысах показали, что у животных опытной группы в результате подострого отравления четыреххлористым углеродом, отмечалось достоверное увеличение показателей печеночных проб: АЛТ, АСТ, общего билирубина, по сравнению с таковыми показателями контрольной группы (таблица).

Таблица 1

Учитываемые показатели укрыс сподострым отравлением четыреххлористым углеродом

Сывороточные маркеры

Контрольная группа

Опытная группа

Печеночные пробы

АЛТ (ммоль/ч*л)

0,56±0,08

0,89±0,09*

АСТ (ммоль/ч*л)

1,07±0,13

1,58±0,16*

Общий билирубин (мкмоль/л)

3,9±0,5

8,7±1,1*

Гидролазы крови

Амилаза панкреатическая

63,1±7,9

98,4±11,3*

Липаза панкреатическая

42,6±5,3

76,5±9,2*

Пепсиноген-I (мкг/л)

69,4±8,6

36,8±4,7*

Пептиды

ХЦK-8 нг/мл

0,87±0,11

1,34±0,16*

Гастрин-17 пмоль/л

7,3±0,92

13,8±1,7*

Гидролазы гомогената

Амилаза поджелудочной железы Ед/100 мг

4892,5±543,7

7971,4±842,5*

ОПА поджелудочной железы Ед/100 мг

649,5±71,4

986,9±114,2*

ОПА слизистой желудка Ед/100 мг

84,7±7,3

52,6±4,9*

* — достоверно отличающиеся величины относительно показателей контрольной группы.

Показатели пищеварительных гидролаз желудка и поджелудочной железы в крови в результате подострого отравления четыреххлористым углеродом изменялись разнонаправлено. Так достоверно увеличивались по отношению к контрольной группе панкреатическая амилаза и панкреатическая липаза. В тоже время показатели пепсиногена-I достоверно уменьшались по отношению к контрольной группе (таблица).

При этом в основной группе отмечалось достоверное увеличение в составе крови ХЦK-8 и Гастрина-17 по сравнению с контрольной группой.

Показатели пищеварительных гидролаз, в составе гомогенатов слизистой желудка и ткани поджелудочной железы под влиянием подострого отравления четыреххлористым углеродом коррелировали с таковыми показателями крови. Так достоверно увеличивались по отношению к контрольной группе в составе гомогената ткани поджелудочной железы амилаза и ОПА. В тоже время показатели пепсиногена-I в составе гомогената слизистой желудка достоверно уменьшались по отношению к контрольной группе.

Представленные данные демонстрируют, что у крыс под влиянием подострого отравления четыреххлористым углеродом увеличение содержания в крови показателей амилазы и липазы, свидетельствует о повышении функциональной активности поджелудочной железы, что подтверждается также увеличением в составе гомогената ткани поджелудочной железы амилазы и ОПА. При этом снижение в крови пепсиногена-1 и увеличение показателей гастрина-17, указывает на снижение функции пищеварительных желез желудка, что подтверждается снижением ОПА в составе гомогената слизистой желудка.

Причиной этих изменений является отмечаемое повышение концентрации в крови ХЦK-8, что является результатом нарушения утилизации его в печени, под влиянием подострого отравления четыреххлористым углеродом [8]. В связи с тем, что физиологическая роль ХЦK-8, заключается в стимуляции панкреатической секреции [12], за счет этого наблюдается повышение учитываемых показателей. Одновременно с этим повышение ХЦK-8 в крови способствует уменьшению секреции желудочной кислоты. Так как ХЦK-8 играет решающую роль в торможении стимулированной секреции желудочной кислоты, изменяя содержание гастрина в плазме крови и секреции соматостатина [10]

Таким образом, под влиянием подострого отравления четыреххлористым углеродом увеличивается функциональная активность поджелудочной железы, с одновременным снижением функциональной активности пищеварительных желез желудка. Мы считаем, что участие печени в утилизации ХЦK-8 может рассматриваться как дополнительный модифицирующий фактор в пептидергических механизмах регуляции пищеварительных желез, а при хроническом гепатите и циррозе печени является основным фактором, способствующим развитию указанных изменений.

ВЫВОД. При токсическом гепатите ХЦK-8 является основным фактором, способствующим увеличению функциональной активности поджелудочной железы, что может способствовать развитию скрытой формы панкреатита, с одновременным снижением функциональной активности пищеварительных желез желудка, что может привести к развитию скрытой формы атрофического гастрита.

Литература:

  1. Алейник В. А., Бабич С. М., Изменение панкреатической секреции при введении различных доз трипсина в периферическую и портальную вены// Ж-л теор.и клин мед., 2012,№ 5, С.9–12.
  2. Ивашкин В. Т. Гастроэнтерология: национальное руководство/ Ивашкин В. Т., Лапина Т. Л. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012.- 416 с.
  3. Смелышева, Л. Н. Секреторная функция желудка и поджелудочной железы при действии эмоционального стресса/Дисс….докт.биол.наук., Тюмень, 2007, 278 с.
  4. Ушакова О. В. Нарушения функции поджелудочной железы при хронических вирусных заболеваниях печени.Ставрополь 2011 г. Автореферат диссертации кандидата медицинских наук.
  5. 5. Чубин, А. Н. Морфофункциональная характеристика слизистой оболочки желудка собак в зависимости от способов лечения язвенной болезни в эксперименте/ Дисс.,,,докт.вет.наук, Благовещенск, 2008, 301 с.
  6. Adriaenssens A., Lam BYH., Billing L., Skeffington K., Sewing S., Reimann F., Gribble F. A Transcriptome-Led Exploration of Molecular Mechanisms Regulating Somatostatin-Producing D-Cells in the Gastric Epithelium. Endocrinology, 2015, vol. 156, Issue 11, P. 3924–3936.
  7. Hoffmaster KA, Zamek-Gliszczynski MJ, Pollack GM, Brouwer KL. Hepatobiliary disposition of the metabolically stable opioid peptide [D-Pen2, D-Pen5]-enkephalin (DPDPE): pharmacokinetic consequences of the interplay between multiple transport system. J. Pharmacol. Exp. Ther.,2004,vol.311(3), P.1203–10.
  8. Huynh D., Nguyen N. Q. Gastrointestinal Dysfunction in Chronic Liver Disease. Dig Syst, 2015, vol. 5, no 257, P.1–6.

9. Katakura Y. et al. Pancreatic involvement in chronic viral hepatitis. World Journal of Gastroenterology: WJG, 2005, vol. 11,no 23, P. 3508–3513.

  1. Katsusuke S., Takeuchi T., Watanabe S., Nishiwaki, H. Postprandial plasma cholecystokinin response in patients after gastrectomy and pancreatoduodenectomy. Am J Gastroenterol, 2008, vol. 81, P.1038–1042.
  2. Leja M., Lapina S., Polaka I., Rudzite D., Vilkoite I., Daugule I., Belkovets A., Pimanov S., Makarenko J., Tolmanis I., Lejnieks A., Boka V., Rumba-Rozenfelde I., Vikmanis U. Pepsinogen testing for evaluation of the success of Helicobacter pylori eradication at 4 weeks after completion of therapy. Medicina (Kaunas), 2014,vol.50(1), P.8–13.
  3. Rehfeld J. F. Cholecystokinin—from local gut hormone to ubiquitous messenger. Frontiers in endocrinology, 2017, vol. 8, P. 47.
  4. Uchida T. Bile Salts in Cholecystokin in Feedback.Gastrointestinal Endocrinology: Receptors and Post-Receptor Mechanisms, 2012, 518 p. (P.307)..
  5. Yoffe B. et al. Hyperlipasemia associated with hepatitis C virus. Digestive diseases and sciences, 2003, vol. 48, no 8, P. 1648–1653.
Основные термины (генерируются автоматически): поджелудочная железа, цирроз печени, желудочная кислота, BCM, HUMAN, общая протеолитическая активность, патологический процесс, Россия, спектрофотометрический метод, хроническое заболевание печени.


Похожие статьи

Характерные особенности ультразвуковой картины хронического...

По нашим наблюдениям, размер поджелудочной железы при хроническом панкреатите изменялся в зависимости от стадии и фазы заболевания.

Кальцификация поджелудочной железы косвенно свидетельствовала о тяжести и длительности хронического панкреатита.

Похожие статьи

Характерные особенности ультразвуковой картины хронического...

По нашим наблюдениям, размер поджелудочной железы при хроническом панкреатите изменялся в зависимости от стадии и фазы заболевания.

Кальцификация поджелудочной железы косвенно свидетельствовала о тяжести и длительности хронического панкреатита.

Задать вопрос